муниципальное казенное образовательное учреждение Тогучинского района
«Тогучинская средняя школа №4»
«Утверждаю»
Директор МКОУ Тогучинского района
«Тогучинской средней школы № 4»
_____________/Мамадатоева О. М./
Приказ № от «01» 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Исследовательская проектная деятельность
«Математика вокруг нас»
8 класс
Ладошкиной Надежды Сергеевны
первая квалификационная категория.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа исследовательская проектная деятельность для 8 класса «Математика вокруг нас» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федеральном государственном образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для коррекции знаний учащихся, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели:
сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту их применения в реальной жизни;
создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций;
восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;
помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;
создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
решать основные текстовые задачи;
закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
расширение представлений о свойствах функций;
формирование умение “читать” графики и называть свойства по формулам;
научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;
овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
приобрести определенную математическую культуру;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
научить строить графики, содержащие модуль;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Планируемые результаты
В результате освоения курса математики 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных);
округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах еловые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание
Исследовательская проектная деятельность состоит из следующих разделов:
Алгебраические выражения
Действия с обыкновенными и десятичными дробями
Задачи с применением свойств числе
Задачи по теории вероятностей
Задачи на анализ текста и графиков, диаграмм
Выбор оптимального варианта при решении и анализ геометрических высказываний
Текстовые задачи
Текстовые задачи и техника их решения
Проценты. Основные задачи на проценты
Процентные расчёты в жизненных ситуациях
Самостоятельная работа по теме «Проценты»
Задачи на концентрацию, сплавы и смеси, растворы
Задачи на движение
Задачи на работу
Задачи на составление уравнений, систем уравнений
Задачи геометрического содержания
Контрольная работа по теме «Решение текстовых задач»
Уравнения и неравенства
Уравнения: общие сведения. Преобразование уравнений: линейных, квадратных, с модулем.
Решение линейных уравнений и неравенств.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Функция
Понятие “Функция”. Способы задания функции
Свойства функций
Построение графиков линейной функции
Построение графиков квадратичной функции
Чтение свойств функций по графику
Решение уравнений и неравенств графическим способом
Графическое решение квадратных уравнений
Контрольная работа по теме «Функция»
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | дата |
план | факт |
Алгебраические выражения | | |
1 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | 01.09 | |
2 | Действия с десятичными дробями | 1 | 08.09 | |
3 | Алгебраические выражения | 1 | 15.09 | |
4 | Свойства чисел | 1 | 22.09 | |
5 | Сравнение чисел | 1 | 29.09 | |
6 | Анализ текста и графиков | 1 | 06.10 | |
7 | Анализ текста и диаграмм | 1 | 13.10 | |
8 | Задачи по теории вероятностей | 1 | 20.10 | |
9 | Анализ геометрических высказываний | 1 | 27.10 | |
10 | Выбор оптимального варианта | 1 | 10.11 | |
Текстовые задачи | | |
11 | Простые задачи на части | 1 | 17.11 | |
12 | Проценты. Основные задачи на проценты | 1 | 24.11 | |
13 | Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси» | 1 | 01.12 | |
14 | Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси» | 1 | 08.12 | |
15 | Задачи на движение | 1 | 15.12 | |
16 | Задачи на работу | 1 | 22.12 | |
17 | Задачи геометрического содержания | 1 | 29.12 | |
18 | Задачи геометрического содержания | 1 | 12.01 | |
19 | Задачи на работу и на движение | 1 | 19.01 | |
20 | Задачи на квадратной решетке | 1 | 26.01 | |
Уравнения и неравенства | |
21 | Простейшие уравнения | 1 | 02.02 | |
22 | Решение уравнений, содержащих модуль | 1 | 09.02 | |
23 | Решение квадратных уравнений | 1 | 16.02 | |
24 | Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | 01.03 | |
25 | Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | 15.03 | |
26 | Решение уравнений и неравенств | 1 | 15.03 | |
27 | Решение уравнений и неравенств | 1 | 22.03 | |
Функция | |
28 | Понятие “Функция”. Способы задания функции | 1 | 05.04 | |
29 | Свойства функций | 1 | 12.04 | |
30 | Построение графиков линейной функции | 1 | 19.04 | |
31 | Построение графиков квадратичной функции | 1 | 26.04 | |
32 | Чтение свойств функций по графику | 1 | 03.05 | |
33 | Решение уравнений и неравенств графическим способом | 1 | 17.05 | |
34 | Графическое решение квадратных уравнений | 1 | 24.05 | |
| Итого | 34 | | |