Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия
№4 г. Канска
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ гимназии №4 г. Канска _________/О.А. Шумачкова/ ПРИКАЗ № 234 -О «30» августа 2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Ваши права»
для 3В класса
на 2019-2020 учебный год
Разработала
учитель Раховская М.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Ваши права» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,направленная на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников младших классов. С использованием учебника «Ваши права» Е.С. Шабельникова, Е.Г. Каширцевой , Москва: Изд-во «Вита-Пресс» 2012 г.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему социально-общественной деятельности, направленной на осуществление прав и обязанностей детей.
Программа «Мои права» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю). В основу ее положены материалы международного документа-Конвенции «О правах ребенка». Этот курс можно интегрировать с уроками чтения, внеклассного чтения. Факультативный курс позволяет ученику создавать ситуацию, когда он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов.
Цель этой программы: а) ознакомить детей младшего школьного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября 1989 года; б) формировать у учащихся представление о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми.
Задачи курса:
познакомить учащихся с тем, что у него есть права, которые закреплены международным документом-Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
в доступной форме дать понятие об Организации Объединенных Наций; знакомство со статьями Конвенции ООН «О правах ребенка»;
сформировать элементарные представления, знания о правах человека;
на базе уже имеющихся и приобретенных знаний развивать способность учащихся вырабатывать и выражать собственную оценку конкретных фактов с точки зрения прав человека, аргументировать ее;
способствовать формированию у учащихся способности и умения терпимо относиться к иному мнению, представлять себя на месте другого человека, готовности отвечать за свои поступки
В рамках промежуточной аттестации по курсу внеурочной деятельности «Ваши права» предусмотрено выставление зачёта .
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Ваши права»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция обучающегося,
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
установки на здоровый образ жизни;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу,
- планировать её реализацию,
- контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную активность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающиеся научатся:
воспринимать и анализировать сообщения, тексты,
овладеют действием моделирования(ситуаций)
Обучающиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ;
осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
перерабатывать полученную информацию- делать выводы ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
устанавливать аналогии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающиеся научатся:
учитывать мнение своего собеседника (партнёра),
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями,
воспринимать и передавать информацию,
грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач,
строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
задавать вопросы;
владеть диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений:
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных поступках;
-давать определения тем или иным действиям;
-определять отношения между героями книг и проводить параллель между поступками в жизни;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание внеурочной деятельности
с указанием форм ее организации и видов деятельности
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Жизнь на Земле. Жизнь и здоровье человека. Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Права человека и способы их защиты . Человек среди людей. Сознательный труд и его результаты. Дорогая цена вежливости. Общественный порядок и его охрана. . Мой любимый город. Родина- Россия. Мир на планете Земля. | беседы с учащимися, анкетирование, наблюдение детей в жизненных ситуациях, чтение сказок и рассказов, разгадывание кроссвордов, ролевые игры, в том числе форму судебного заседания, обсуждение, дискуссии, диалоги. | -Узнают о своих сверстниках, которые живут в других странах, -о своих правах на жизнь и развитие, - о своих обязанностях, закрепленных в международном документе; -получают общее представление о своих основных правах и свободах; -проникаются любовью к родному краю, гордостью за свою малую родину, богатую традициями и талантливыми людьми; -расширяют кругозор; -осваивают навык работы с художественной литературой; -развивают устную и письменную речь -формируют уверенность в себе, чувство собственного достоинства и уважение к мнению окружающих их людей; -отмечают, что для активного участия в общественной жизни, для своей позиции, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших и друг друга; -анализируют свои поступки и поступки окружающих; -высказывают и отстаивают свое мнение; -по собственной инициативе попробуют выдвигать проблемы и задавать вопросы. |
| т | |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Главная книга страны | 1 |
2 | Права и обязанности. | 16 |
| Итого | 17 |
4.Календарно-тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности
«Ваши права»
№ п/п | Тема занятия | Форма | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Главная книга страны | Беседа | 15.01 | |
2 | Гражданство. | Обсуждение, дискуссия, | 22.01 | |
3 | Право на гражданство. | Разыгрывание ситуации | 29.01 | |
4 | Право на имя. | Беседа | 05.02 | |
5 | Право на родительскую заботу. | Ролевая игра | 12.02 | |
6 | У разных людей разные интересы прав, обязанностей и ответственности | Путешествие | 19.02 | |
7 | Что такое справедливость? | Обсуждение, дискуссия, | 26.02 | |
8 | Равенство и равноправие. | Беседа Практическая игра | 04.03 | |
9 | Моё право на жизнь и развитие. | Беседа | 11.03 | |
10 | Право на личную неприкосновенность | Чтение сказок и рассказов | 18.03 | |
11 | Я имею право на своё собственное мнение и свои взгляды. | Беседа | 01.04 | |
12 | Я не такой, как все. Я хочу учиться | Игра « 20 вопросов» | 08.04 | |
13 | Папа, мама, брат и я , вместе дружная семья | Разыгрывание ситуации | 15.04 | |
14 | Права и обязанности человека. Твоя национальность. | Судебное заседание | 22.04 | |
15 | Как нам живётся в школе и дома. | Проект | 29.04 | |
16 | Промежуточная аттестация. Зачёт. | Зачёт. | 06.05 | |
17 | Итоговое занятие. Право на медицинскую помощь. | экскурсия | 13.05 | |
ИТОГО | | 17 | 17 |