СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП кружка "Край родной", 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

=============================================================

Просмотр содержимого документа
«РП кружка "Край родной", 2 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

_______________________________________________________

140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23

Телефоны 44-2-7405, 44-2-7206. E-mail: vosk-school9@yandex.ru






«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Москотельникова Н.В. _____

«____» ______________ 201 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №9»

Гафурова Л.Н. ___________

«___» _____________ 201 г.





















Дополнительная образовательная программа

кружка «Край родной»

для 2 класса





















Составитель:

Поликарпова Е.Е.













г. Воскресенск

201 г.


«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв



Пояснительная записка


Программа курса «Родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа внеурочной деятельности «Родной край» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Кружок «Родной край» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • научить видеть и понимать красоту живой природы;

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.


Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.



Организация достижения целей:

  • Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;

  • Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

  • Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

  • Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

  • Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе­ленных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти­тельного мира края; природные ресур­сы края; охраняемые территории; па­мятники природы.

Экология: важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненная необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные пред­приятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транс­порта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и се­ле;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис­кусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Срок реализации 1 год.

Режим занятий.

    • Общее количество часов в год – 35 часов во 2 классе.

    • Количество часов в неделю – 1 час.

    • Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут.



Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- тематический опрос;

- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);

- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.

  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

  • участие в различных конкурсах;

  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;

  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;

  • проведение занятий совместно с родителями.



Содержание программы

(35 часов)


Тема 1: Введение (2ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.


Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Московской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Воскресенска.


Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.


Тема 4: Моя улица. (1 ч)

Урок-экскурсия по улицам г. Воскресенска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».

Тема 5: Наша школа (1 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.


Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)

Полезные ископаемые Подмосковья и Воскресенского района.

Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Природные ресурсы края, их исполь­зовании и значении для промышлен­ности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.


Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)




Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Прогнозируемые результаты:


Обучающиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, города, школы;

  • традиции русского народа и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ в кружке.


Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.


Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;

  • ответственное отношение к окружающей среде;

  • доброжелательность к живым существам;

  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.







Ожидаемые результаты реализации программы


Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Край родной» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.



Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;

  • активная жизненная позиция детей;

  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

  • разумное отношение к своему здоровью;

  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

  • направленность личности в профессиональном выборе;

  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.












































Литература:

  1. Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. – Край Московский. Атлас – М.: Ювента, 2006.

  2. Атлас Московской области. М., 1976, 2002.

  3. География (экономическая и социальная) Московской области. Учебное пособие. М.МОПИ.1990 г.

  4. Города Подмосковья в 3-х томах. М. Моск. рабочий 1979г.

  5. Греханкина Л.Ф. География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) . М. ИПК и ПРНО МО 1993г.

  6. Греханкина Л.Ф. География Московской области, ж-л « География в

  7. Греханкина Л.Ф. Единство и многообразие изучения Подмосковья как регионального компонента содержания образования. Сб. «История и культура Подмосковья». Коломна, 2003г.

  8. Греханкина Л.Ф. От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире»,М.,2001г.,№3.

  9. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент содержания образования, ж-л «Педагогика», М., 1999г.,№8.

  10. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.

  11. Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья», ж-л «География в школе» , М.,1997г.,№ 5.

  12. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области. М. МГОУ, 2003.

  13. Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997г.

  14. Задачи олимпиад-95. (под редакцией А.С.Наумова), М. МИРОС 1996г.,(вопросы Московских областных олимпиад стр. 9- 66).

  15. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.

  16. Край наш Московский. Учебное пособие,. М., Экопрос.,1997 г.

  17. Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.

  18. Москвоведение ( география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. . М. Экопрос. 1994г.

  19. Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.

  20. По Москве под редакцией Н.А.Гейнеке). М.1991г.

  21. Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М.,МГУ, 1997.

  22. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993г.

  23. Рогачев С.В. Центральный (Московский) район. Ж-л « География в школе»., 1994г.,№1.

  24. Русские столицы Москва и Петербург. (составители: А.Н.Замятин, Д.Н.Замятин) М. МИРОс., 1993.

  25. Созвездие Московского меридиана. Подмосковье - Москва. 850.М.1997.

  26. Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии и экологии Москвы и Московской области.(8-9 класс) Учебное пособие. М. Спортакадемпресс., 1999, 2000, 2001.

  27. Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области (8-9 класс). Учебное пособие. М. МГУ. 2002,2003, 2004, 2010.

  28. Экологическая книга для чтения. – М.: Современные тетради, 2008.

  29. Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. – М.: Современные тетради, 2003.

  30. Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002











Календарно-тематическое планирование

учебного материала по дополнительному образованию

«Край родной» для 2 класса



1 раз в неделю (35 занятий в год)

на 2012– 2013 учебный год



п/п


Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

тео-рия

практика

Тема 1: Введение

2

1

1



  1. (1)

Краеведение- наука о родном крае.


1




  1. (2)

Природа – наш второй дом


1



Тема 2: Мой край на карте Родины

6

4

2



  1. (1)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.


1




  1. (2)

Символ России – берёза.



1



  1. (3)

Подмосковье – частица России. Символика края.


1




  1. (4)

Город, в котором живем.



1



  1. (5)

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.


1




  1. (6)

Знакомство с символикой Воскресенска.


1




Тема 3: Я и моя семья

3

1

2



  1. (1)

Профессии моих родителей.


0,5

0,5



  1. (2)

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»



1



  1. (3)

Моя родословная.


0,5

0,5



Тема 4: Моя улица

1


1



  1. (1)

Экскурсия по улицам города Воскресенска.



1



Тема 5: Наша школа

1


1



  1. (1)

Знакомство с историей, традициями своей школы.


1



Тема 6: Природа нашего края

21

12

9



  1. (1)

Полезные ископаемые Подмосковья.


1




  1. (2)

Что дает наш край стране.


1




  1. (3)

Климат. Сезонные изменения погоды в Подмосковье.


0,5

0,5



  1. (4)

Реки и озера Подмосковья.


1




  1. (5)

Растительный мир Подмосковья. Лиственные и хвойные деревья региона.


0,5

0,5



  1. (6)

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.


0,5

0,5



  1. (7)

Лекарственные растения нашего края.


1




  1. (8)

Викторина «Что это за листья?»



1



  1. (9)

Правила поведения в лесу, в парковой зоне.


1




  1. (10)

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».



1



  1. (11)

Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.


1




  1. (12)

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».



1



  1. (13)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.



1



  1. (14)

Животный мир Подмосковья.


0,5

0,5



  1. (15)

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?


1




  1. (16)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.



1



  1. (17)

Викторина «В мире животных».



1



  1. (18)

Птицы родного края


0,5

0,5



  1. (19)

Географические названия населенных пунктов нашей местности.


1




  1. (20)

Народные промыслы Подмосковья.


0,5

0,5



  1. (21)

Что дает наш край стране.


1




  1. (1)

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

1

1





ИТОГО:

35

19

16