Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маленская школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Школьная, 6, с. Маленькое, Симферопольский район, РК, 297517
тел/факс (3652) 32-56-82, e-mail malenkoe_school@mail.ru ОГРН 1159102000090
РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно- математического цикла Руководитель МО: ______Н.В. Молочковская Протокол № от «___»_______2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: ______Л.Н.Гребенюк «___»__________ 2017г | УТВЕРЖДАЮ Директор __________С.Н.Хрыкина Приказ № _____ «__» _______2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2017/2018гг.
Количество часов по учебному плану:
всего –68 ч в год; 3 ч в неделю
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 класс. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва «Просвещение». 2011 г.
2. Стандарта среднего (полного) общего образования. (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
3. Учебного плана МБОУ на 2015 – 2016 учебный год
Учебник « Геометрия. 7 - 9 классы. Атанасян Л.С. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина - М.: Просвещение, 2014. - 384 с.»
Рабочую программу составила:
учитель математики Асанова З.А.
Маленькое 2016 г.
Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса составлена в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ - 5, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» -1час, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» -1 час, «Длина окружности и площадь круга» -1 час, «Движения»- 1 час, «Итоговое повторение» - 1 час.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи с необходимостью планирования восстанавливающего повторения и с учетом сложности тем курса.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки геометрии интегрируются с информатикой. Доказательство геометрических фактов ведется в среде математической лаборатории Динамическая геометрия. Некоторые разделы геометрии закрепляются посредством тестов на ПК, которые разработали сами учащиеся. Для этого используется пакет прикладных программ Microsoft Office и УМК «Живая математика» – это компьютерная система моделирования, исследования и анализа широкого круга задач математики. Программа «Живая Математика» помогает конструировать интерактивные математические модели, давая начальные представления о понятиях формы тела, числах и т.п. Современный компьютерный чертеж можно деформировать и видоизменять, а результаты этих изменений допускают дальнейшую компьютерную обработку. «Живая Математика» помогает поставить мысленный эксперимент вида "что если?". Важно отметить, что в среде Живая математика учащиеся работают не с одним единственным объектом (например, треугольником), а с целым их семейством.
Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.
Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.
Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движения плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.
Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
II. Содержание учебного предмета.
Повторение. (2 часа)
2, 3. Векторы и метод координат. (18 часов)
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Координаты вектора. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение.
Учащиеся должны знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
Учащиеся должны уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. ( 11 часов).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение. Угол между векторами.
Учащиеся должны знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
Учащиеся должны уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
5. Длина окружности и площадь круга. ( 10 часов).
Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Длина окружности, число π; длина дуги. Площадь круга и площадь сектора.
Учащиеся должны знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
Учащиеся должны уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
6. Движение (8 часов).
Понятие движения. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Построение образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
Учащиеся должны знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
Учащиеся должны уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
7, 8. Начальные сведения стереометрии. Аксиомы планиметрии. (10 часов)
Раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Знать определения многогранников, тел и поверхностей вращения их свойства.
Уметь использовать знания о многогранниках и телах вращения на практике.
Глава 5. Повторение. (9 часов)
Знать определения основных понятий, формулы, теоремы, аксиомы.
Уметь использовать на практике основные формулы, теоремы, аксиомы.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Повторение | 2 |
2 | Векторы и метод координат. | 18 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 10 |
6 | Движения | 8 |
7,8 | Начальные сведения из стереометрии. Аксиомы планиметрии. | 10 |
9 | Повторение. Решение задач | 9 |
| Итого: | 68 |
| Из них 5 контрольных работ | |
| | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маленская школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Школьная, 6, с. Маленькое, Симферопольский район, РК, 297517
тел/факс (3652) 32-56-82, e-mail malenkoe_school@mail.ru ОГРН 1159102000090
РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно- математического цикла Руководитель МО: ______Н.В. Молочковская Протокол № от «___»_______2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: ______Л.Н.Гребенюк «___»__________ 2017г | УТВЕРЖДАЮ Директор __________С.Н.Хрыкина Приказ № _____ «__» _______2017 г. |
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации : 2017/2018гг.
Количество часов по учебному плану:
всего –68 ч в год; 3 ч в неделю
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 класс. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва «Просвещение». 2011 г.
2. Стандарта среднего (полного) общего образования. (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
3. Учебного плана МБОУ на 2015 – 2016 учебный год
Учебник « Геометрия. 7 - 9 классы. Атанасян Л.С. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина - М.: Просвещение, 2014. - 384 с.»
Составила:
учитель математики Асанова З.А.
Маленькое 2016 г.
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе.
Количество часов в неделю – 2 ч, количество часов в год – 68 ч.
Автор учебника: Л. С. Атанасян.
№ | Дата проведения урока | Содержание | Колич. часов | Примечание |
По плану | Факт. |
| | | Повторение | 2 | |
1 | | | Четырехугольники. Решение задач. | 1 | |
2 | | | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | 1 | |
| | | Векторы | 8 | |
3 | | | Понятие вектора. Равенство векторов. | | |
4 | | | Откладывание вектора от данной точки. | |
5 | | | Сумма двух векторов. | | |
6 | | | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов. | | |
7 | | | Вычитание векторов | |
8 | | | Умножение вектора на число. | |
9 | | | Применение векторов к решению задач. | |
10 | | | Средняя линия трапеции. | | |
| | | Метод координат | 10 | |
11 | | | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | | |
12 | | | Координаты вектора. | |
13 | | | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | |
14 | | | Простейшие задачи в координатах | | |
15 | | | Применение метода координат к решению задач | | |
16 | | | Уравнение окружности | | |
17 | | | Уравнение прямой | | |
18 | | | Использование уравнений окружности и прямой при решении задач | | |
19 | | | Применение векторов и координат при решении задач | | |
20 | | | Контрольная работа №1 «Метод координат» | |
| | | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | |
21 | | | Анализ к/р.Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество | | |
22 | | | Формулы приведения | |
23 | | | Формулы для вычисления координат точки | |
24 | | | Теорема о площади треугольника | |
25 | | | Теорема синусов | |
26 | | | Теорема косинусов | |
27 | | | Решение треугольников | | |
28 | | | Скалярное произведение векторов | | |
29 | | | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения | |
30 | | | Применение скалярного произведения векторов в геометрических задачах | |
31 | | | Контрольная работа №2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | | |
| | | Длина окружности и площадь круга | 10 | |
32 | | | Правильные многоугольники | | |
33 | | | Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него | | |
34 | | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности | | |
35 | | | Построение правильных многоугольников | | |
36 | | | Решение задач по теме «Правильные многоугольники» | | |
37 | | | Длина окружности и дуги окружности | | |
38 | | | Площадь круга и кругового сектора | | |
39 | | | Площадь круга и кругового сектора .Решение задач | | |
40 | | | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
41 | | | Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» | | |
| | | Движения | 8 | |
42 | | | Анализ к/р Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | | |
43 | | | Наложения и движения | | |
44 | | | Осевая и центральная симметрии | | |
45 | | | Параллельный перенос | | |
46 | | | Поворот | | |
47 | | | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот » | | |
48 | | | Решение задач по теме «Движения» | | |
40 | | | Контрольная работа №4 «Движения» | | |
| | | Начальные сведения из стереометрии | 8 | |
50 | | | Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности | | |
51 | | | Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида | | |
52 | | | Формулы для вычисления объёмов многогранников | | |
53 | | | Свойства прямоугольного параллелепипеда | | |
54 | | | Тела и поверхности вращения: цилиндр | | |
55 | | | Тела и поверхности вращения: конус | | |
56 | | | Тела и поверхности вращения: сфера, и шар | | |
57 | | | Решение задач по теме «Тела и поверхности вращения» | | |
| | | Об аксиомах планиметрии | 2 | |
58 | | | Об аксиомах геометрии | | |
59 | | | Некоторые сведения о развитии геометрии | | |
| | | Повторение. Решение задач | 9 | |
60 | | | Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые | | |
61 | | | Треугольники | | |
62 | | | Треугольники | | |
63 | | | Окружность | | |
64 | | | Четырехугольники. Многоугольники | | |
65 | | | Метод координат. Движения | | |
66 | | | Итоговая контрольная работа №5 | | |
67 | | | Решение задач из сборника ГИА | | |
68 | | | Решение задач из сборника ГИА | | |
Примерное содержание контрольных работ по курсу геометрии 9 класса.
Контрольная работа № 1.

Контрольная работа № 2.


Контрольная работа № 3.

Контрольная работа № 4.

Контрольная работа итоговая№5

