«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____ /______________/ Протокол №____ от «___» _________ 2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МКОУ Октябрьской СШ № 9 _____ /Ю.Ю.Жаркевич/ «___» _________ 2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Октябрьской СШ № 9 _____ /_О.С.Белов_/ Приказ № ______ от «___» _________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Хаитовой Светланы Викторовны
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1-4 класс
П. Октябрьски
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
ООП НОО МКОУ Октябрьской СШ №9;
Учебным и календарным планом МКОУ СШ № 9 на 2021-2022 учебный год.
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»
( 1- 4 классы)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 120 часов.
В 1 классе – 18 часов, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (январь-май по 40 минут), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Срок реализации программы: 4 года
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4 классы)
1 класс (18 ч)
1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
2. Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
3.Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего делапроект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
4.Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования
2 класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс (34 часа)
1.Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс (34 часа)
1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» 1-4 классы.
КЛАСС (18 часов)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Дата по плану | Дата по факту |
| 1. Введение в экономику (1 час) | | |
1 | Введение в экономику. | | |
| 2. Потребности (4 часов) | | |
2 | Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. | | |
3 | Домашнее хозяйство. | | |
4 | Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. | | |
5 | Что такое бюджет семьи. | | |
| 3. Товары и услуги (6 часов) | | |
6 | Какие бывают товары. | | |
7 | Где можно приобрести товары и услуги. | | |
8 | Зачем нужна реклама. Роль рекламы. | | |
9 | Что такое «товар». Товар и деньги-игра. | | |
10 | Рынок- игра. | | |
11 | Открытие твоего дела-проект. | | |
| 4. Деньги (12 часов) | | |
12 | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. | | |
13 | Где и как хранятся деньги. | | |
14 | Что такое источник дохода. | | |
15 | Что такое «маркетинг». | | |
16 | Обмен. Рынок. Торговля. | | |
17 | Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. | | |
18 | Итоговое занятие. | | |
КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Дата по плану | Дата по факту |
| 1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) | |
1 | Вводное занятие. | | |
2 | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. | | |
3 | Покупка. | | |
4 | Монеты. Бумажные деньги. | | |
5-6 | Виды денег: наличные, безналичные | | |
7 | Деньги - средство обмена, а не благо | | |
8-9 | Виды денег. Выгода обмена | | |
| 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) | |
10-11 | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | | |
12-13 | Номинал. Банкнота. Купюра. | | |
14 | Фальшивые деньги. Как их отличить. | | |
15 | Металлические и бумажные деньги. | | |
16-17 | Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | | |
| 3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) | |
18 | Какие деньги были раньше в России | | |
19 | «Меховые деньги». | | |
20 | Старинные деньги. Куны. Денга. | | |
21 | Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | | |
22 | Ассигнация. | | |
23 | Происхождения денег. | | |
| 4. Современные деньги России и других стран (11 часов) | |
24 | Современные деньги России и других стран | | |
25-26 | Банки. Деньги. Виды денег | | |
27 | Доллары. Евро. | | |
28-29 | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | | |
30 | Пластиковые карты. | | |
31 | Деньги - средство обмена, а не благо | | |
32 | Безналичный расчет. | | |
33 | Современные российские деньги. | | |
34 | Итоговое занятие. | | |
КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Дата по плану | Дата по факту |
| Откуда в семье деньги (9 часов) | |
1 | Вводное занятие. | | |
2-3 | Доходы семьи. | | |
4 | Зарплата. | | |
5 | Пенсия. | | |
6 | Пособия. | | |
7 | Стипендия. | | |
8-9 | Источники доходов. | | |
| Что влияет на размер доходов. | | |
| На что тратятся деньги (10 часов) | |
10 | Расходы. | | |
11-12 | Сбережения. | | |
13 | Долги. | | |
14-15 | Расходы. Непредвиденные расходы. | | |
16-17 | Понимание происхождения расходов. | | |
18-19 | Различие планируемых и непредвиденных расходов. | | |
| Как управлять своими деньгами (5 часов) | |
20 | Расходы и доходы. | | |
21-22 | Семейный бюджет. | | |
23-24 | Планирование семейного бюджета. | | |
| Как делать сбережения (10 часов) | |
25-26 | Виды сбережений. | | |
27 | Банковский вклад. | | |
28 | Копилка. | | |
29 | Недвижимость. | | |
30-31 | Сравнение разных видов сбережений. | | |
32-33 | Различие сбережений. | | |
34 | Итоговое занятие. | | |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Дата по плану | Дата по факту |
| 1. Богатство и бедность (14 часов) | |
1 | Вводное занятие. | | |
2-3 | Как создаётся богатство. | | |
4-5 | Источники богатства государства | | |
6-7 | Источники богатства человека | | |
8 | Открытия и изобретения. | | |
9 | Важность знаний в создании богатства. | | |
10 | Ценности материальные и нематериальные. | | |
11 | Богатство и культура. | | |
12 | Богатство и милосердие. | | |
13 | Налоги. | | |
14 | Значение налогов. | | |
| | | |
| Труд — основа жизни (12 часов) | |
15-16 | Ценность и значимость труда. | | |
17 | Труд как потребность человека. | | |
18 | Труд как источник материальных благ. | | |
19 | Оценка труда. | | |
20 | Почему труд по-разному ценится. | | |
21-22 | Заработная плата. | | |
23 | Трудовые награды. | | |
24 | Результат труда. | | |
25 | Причины различий в оплате труда. | | |
26 | Продукты труда. | | |
| Как товары производят (8 часов) | |
27-28 | Как товары производят. | | |
29-30 | Ресурсы для производства товаров. | | |
31 | Производители — люди, которые создают (производят)товары. | | |
32-33 | Важность труда людей разных профессий. | | |
34 | Итоговое занятие. | | |
Список литературы
Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.
Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.Московскаяэкономическая школа.