СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«РП курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_____ /______________/


Протокол №____ от


«___» _________ 2020 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР МКОУ Октябрьской СШ № 9


_____ /Ю.Ю.Жаркевич/


«___» _________ 2020 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МКОУ Октябрьской СШ № 9

_____ /_О.С.Белов_/

Приказ № ______ от

«___» _________ 2020 г.












РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Хаитовой Светланы Викторовны

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

1-4 класс

















П. Октябрьски

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

ООП НОО МКОУ Октябрьской СШ №9;

Учебным и календарным планом МКОУ СШ № 9 на 2021-2022 учебный год.

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи программы:

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи:

  • формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

  • формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

  • формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

  • формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»

( 1- 4 классы)

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане

Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 120 часов.

В 1 классе – 18 часов, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (январь-май по 40 минут), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Срок реализации программы: 4 года

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;

  • составлять простые планы с помощью учителя

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • оценивать правильность выполнения действий;

  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.

Обучающийся научится:

  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;

  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;

  • уметь характеризовать виды и функции денег;

  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;

  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4 классы)

1 класс (18 ч)

1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику.

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

2. Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

3.Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего делапроект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

4.Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.

Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

2 класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3 класс (34 часа)

1.Откуда в семье деньги (9 часов)

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4 класс (34 часа)

1.Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» 1-4 классы.

  1. КЛАСС (18 часов)

п\п

Наименование раздела, темы.

Дата по плану

Дата по факту


1. Введение в экономику (1 час)



1

Введение в экономику.




2. Потребности (4 часов)



2

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.



3

Домашнее хозяйство.



4

Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье.



5

Что такое бюджет семьи.




3. Товары и услуги (6 часов)



6

Какие бывают товары.



7

Где можно приобрести товары и услуги.



8

Зачем нужна реклама. Роль рекламы.



9

Что такое «товар». Товар и деньги-игра.



10

Рынок- игра.



11

Открытие твоего дела-проект.




4. Деньги (12 часов)



12

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны.



13

Где и как хранятся деньги.



14

Что такое источник дохода.



15

Что такое «маркетинг».



16

Обмен. Рынок. Торговля.



17

Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.



18

Итоговое занятие.



  1. КЛАСС (34 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Дата по плану

Дата по факту


1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)


1

Вводное занятие.



2

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.



3

Покупка.



4

Монеты. Бумажные деньги.



5-6

Виды денег: наличные, безналичные



7

Деньги - средство обмена, а не благо



8-9

Виды денег. Выгода обмена




2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)


10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.



12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.



14

Фальшивые деньги. Как их отличить.



15

Металлические и бумажные деньги.



16-17

Почему изготовление фальшивых денег является преступлением.




3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)


18

Какие деньги были раньше в России



19

«Меховые деньги».



20

Старинные деньги. Куны. Денга.



21

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.



22

Ассигнация.



23

Происхождения денег.




4. Современные деньги России и других стран (11 часов)


24

Современные деньги России и других стран



25-26

Банки. Деньги. Виды денег



27

Доллары. Евро.



28-29

Виды денег: наличные, безналичные, электронные.



30

Пластиковые карты.



31

Деньги - средство обмена, а не благо



32

Безналичный расчет.



33

Современные российские деньги.



34

Итоговое занятие.




  1. КЛАСС (34 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Дата по плану

Дата по факту


Откуда в семье деньги (9 часов)


1

Вводное занятие.



2-3

Доходы семьи.



4

Зарплата.



5

Пенсия.



6

Пособия.



7

Стипендия.



8-9

Источники доходов.




Что влияет на размер доходов.




На что тратятся деньги (10 часов)


10

Расходы.



11-12

Сбережения.



13

Долги.



14-15

Расходы. Непредвиденные расходы.



16-17

Понимание происхождения расходов.



18-19

Различие планируемых и непредвиденных расходов.




Как управлять своими деньгами (5 часов)


20

Расходы и доходы.



21-22

Семейный бюджет.



23-24

Планирование семейного бюджета.




Как делать сбережения (10 часов)


25-26

Виды сбережений.



27

Банковский вклад.



28

Копилка.



29

Недвижимость.



30-31

Сравнение разных видов сбережений.



32-33

Различие сбережений.



34

Итоговое занятие.




4 КЛАСС (34 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Дата по плану

Дата по факту


1. Богатство и бедность (14 часов)


1

Вводное занятие.



2-3

Как создаётся богатство.



4-5

Источники богатства государства



6-7

Источники богатства человека



8

Открытия и изобретения.



9

Важность знаний в создании богатства.



10

Ценности материальные и нематериальные.



11

Богатство и культура.



12

Богатство и милосердие.



13

Налоги.



14

Значение налогов.







Труд — основа жизни (12 часов)


15-16

Ценность и значимость труда.



17

Труд как потребность человека.



18

Труд как источник материальных благ.



19

Оценка труда.



20

Почему труд по-разному ценится.



21-22

Заработная плата.



23

Трудовые награды.



24

Результат труда.



25

Причины различий в оплате труда.



26

Продукты труда.




Как товары производят (8 часов)


27-28

Как товары производят.



29-30

Ресурсы для производства товаров.



31

Производители — люди, которые создают (производят)товары.



32-33

Важность труда людей разных профессий.



34

Итоговое занятие.



Список литературы

  1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

  2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

  3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

  4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.

– М., 2003.

  1. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

  2. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;

2001

  1. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.

  2. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.

  3. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.Московскаяэкономическая школа.