СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП курса внеурочной деятельности "Музей час"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП курса внеурочной деятельности "Музей час"»





Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Музейный час» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сузунского района «Шайдуровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Выглазова», Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры.

Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить:

  • демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры повседневности («низовой культуры») как альтернативы официальной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации

  • глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;

  • разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Новизна

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Педагогическая целесообразность

Занятия в кружке «Музейный час» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной традиции, а непосредственное участие в жизни школьного музея помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор.

Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи

Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.

Основными задачами курса являются:

  • содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;

  • расширение знаний учащихся об истории родного края;

  • повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;

  • развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;

  • формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;

  • формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.


Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной,

Направленность программы - туристско-краеведческая.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Школьный музей» в рамках учебно-воспитательного процесса.

Уровень программы – ознакомительный.

Направления деятельности:

• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;

• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;

• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;

• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;

  • активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.

Формируемые знания, умения, навыки.

Программа дополнительного образования «Музейный час» нацелена на формирование и закрепление следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);

  • формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление инвентарной книги и др.);

  • формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей, произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной музейной педагогики и социологии;

  • развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;

  • развитие детского общественного движения патриотической направленности.

Адресат программы: обучающиеся 12-17 лет.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 34 часа (1 час в неделю)

Форма образования: очная.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Музей как институт социальной памяти

1

3

Школьный музей

17

4

Учимся быть экскурсоводами

5

5

Учимся быть исследователями

5

6

Мы - команда!

5


Итого

34

Содержание программы

1. Введение в курс (1 ч.)

Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее.

2. Музей как институт социальной памяти (1 ч.)

Происхождение музея.

Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев).

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

3. Школьный музей(17 ч.)

Что такое школьный музей?

Основные музейные понятия и термины.

Профили и жанры школьных музеев.

Изучение документации школьного музея.

Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.

Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната).Работа с фондами. Инвентаризация.История экспонатов, представленных в экспозиции.

Экспозиционная работа в музее.

Музейный сайт

4. Учимся быть экскурсоводами (5 ч.)

Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии.

Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в школьном музее.

5. Учимся быть исследователями (5 ч.)

Лаборатория начинающего исследователя. Тема и проблема исследования.Гипотеза исследования. Методы и этапы исследования.Разделы исследования. Цитаты и ссылки.Научный текст.

Основы библиотечно-библиографической грамотности. Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами.

Способы представления результатов исследовательской деятельности. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд «Исследователь».

6. Мы – команда!(5ч.)

Заседания Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам.Организационная и фондовая работа.Коллективная проектная деятельность.

Календарно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основное содержание

1. Введение в курс ( 1ч.)

1

Введение в курс

1

Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее

2. Музей как институт социальной памяти (1 ч.)


2









История музея







1









Происхождение музея.

Первый музей в России. Музеи России

Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев).

Роль музея в жизни человека.

3. Школьный музей(17 ч.)


3



4



5





6-7





8-10







11-17







18-19



Что такое школьный музей?



Основные музейные понятия и термины.


Профили и жанры школьных музеев.



Изучение документации школьного музея.




Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.



Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната).Работа с фондами. Инвентаризация.




Экспозиционная работа в музее История экспонатов, представленных в экспозиции.


История и особенности школьных музеев. «Открываем музей» (практикум)

Изучение музейных понятий и терминов.




Паспорт, концепция, программа деятельности, инвентарная книга, положения о школьном музее и ДОО Совет музея, планы работы.




Составление плана поисково-исследовательской работы. Основные источники информации и правила работы с ними. Формы отчета.


Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы . Правила хранения экспонатов, оформления инвентарных номеров, текстов для музейной экспозиции. Инвентаризация.



Экспозиция постоянная и временные выставки. История музейных экспонатов.

4.Учимся быть экскурсоводами (5 ч.)


20





21



22



23

24

Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии


Структура содержание, план экскурсии.


Экскурсионные методы и приемы.


Подготовка обзорной экскурсии.

Проведение экскурсий в школьном музее.


1





1



1



1

1

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии.


Структура содержание, план экскурсии.


Экскурсионные методы и приемы. Интерактив.



Культура экскурсовода:правила ведения экскурсии, правила показа экспонатов. Личная культура экскурсовода (внешний вид, речь)

5. Учимся быть исследователями (5 ч.)

25






26-27








28-29


Лаборатория начинающего исследователя





Основы библиотечно-библиографической грамотности






Способы представления результатов исследовательской деятельности


1






2








2


Тема и проблема исследования. Гипотеза исследования. Методы (интервью, соцопрос, др.) и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный текст.


Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами.


Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты.

6. Мы – команда!(5ч.)

30



31-32


33-34

Заседания Совета школьного музея.


Подготовка к конкурсам.


Организационная и фондовая работа.


1



2


2

Подготовка к командным конкурсам музейной, краеведческой и исторической направленности.


Работа с фондами. Санитарно-технические работы.

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края,

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение, информационное обеспечение:

  • авторские методические разработки:

«Как оформить исследовательскую работу?»

«Технология проектирования»

  • слайд-лекции вспомогательного фонда музея:

«Что такое школьный музей?»

«Поисково-собирательская деятельность школьного музея»

«Хранение музейных экспонатов»

«Фондовая работа в школьном музее»

«»Экспозиционно-выставочная работа школьного музея»

«Просветительская деятельность школьного музея»

«Инновационные процессы в школьном музееведении»

«Как написать историю школы?»

«Экскурсоведение»

Материально-техническое обеспечение:

  • экспозиция школьного музея,

  • ноутбук,

  • проектор,

  • фотоаппарат.

Кадровое обеспечение:

  • руководитель школьного музея.

Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • защита проектов (индивидуальных и групповых),

  • презентация творческих работ,

  • практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги, экспозиции),

  • написание исследовательских работ.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

  • пополнение вспомогательного фонда музея.