Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Музейный час» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сузунского района «Шайдуровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Выглазова», Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры.
Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить:
демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры повседневности («низовой культуры») как альтернативы официальной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации
глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;
разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Новизна
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Педагогическая целесообразность
Занятия в кружке «Музейный час» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной традиции, а непосредственное участие в жизни школьного музея помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор.
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Цели и задачи
Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами курса являются:
содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;
расширение знаний учащихся об истории родного края;
повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;
развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;
формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;
формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной,
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Школьный музей» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Уровень программы – ознакомительный.
Направления деятельности:
• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;
• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.
Формируемые знания, умения, навыки.
Программа дополнительного образования «Музейный час» нацелена на формирование и закрепление следующих знаний, умений и навыков:
знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);
формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление инвентарной книги и др.);
формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей, произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной музейной педагогики и социологии;
развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;
развитие детского общественного движения патриотической направленности.
Адресат программы: обучающиеся 12-17 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 34 часа (1 час в неделю)
Форма образования: очная.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Музей как институт социальной памяти | 1 |
3 | Школьный музей | 17 |
4 | Учимся быть экскурсоводами | 5 |
5 | Учимся быть исследователями | 5 |
6 | Мы - команда! | 5 |
| Итого | 34 |
Содержание программы
1. Введение в курс (1 ч.)
Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее.
2. Музей как институт социальной памяти (1 ч.)
Происхождение музея.
Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев).
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
3. Школьный музей(17 ч.)
Что такое школьный музей?
Основные музейные понятия и термины.
Профили и жанры школьных музеев.
Изучение документации школьного музея.
Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.
Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната).Работа с фондами. Инвентаризация.История экспонатов, представленных в экспозиции.
Экспозиционная работа в музее.
Музейный сайт
4. Учимся быть экскурсоводами (5 ч.)
Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии.
Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в школьном музее.
5. Учимся быть исследователями (5 ч.)
Лаборатория начинающего исследователя. Тема и проблема исследования.Гипотеза исследования. Методы и этапы исследования.Разделы исследования. Цитаты и ссылки.Научный текст.
Основы библиотечно-библиографической грамотности. Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами.
Способы представления результатов исследовательской деятельности. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд «Исследователь».
6. Мы – команда!(5ч.)
Заседания Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам.Организационная и фондовая работа.Коллективная проектная деятельность.
Календарно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Основное содержание |
1. Введение в курс ( 1ч.) |
1 | Введение в курс | 1 | Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее |
2. Музей как институт социальной памяти (1 ч.) |
2 | История музея | 1 | Происхождение музея. Первый музей в России. Музеи России Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев). Роль музея в жизни человека. |
3. Школьный музей(17 ч.) |
3 4 5 6-7 8-10 11-17 18-19 | Что такое школьный музей? Основные музейные понятия и термины. Профили и жанры школьных музеев. Изучение документации школьного музея. Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее. Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната).Работа с фондами. Инвентаризация. Экспозиционная работа в музее История экспонатов, представленных в экспозиции. | | История и особенности школьных музеев. «Открываем музей» (практикум) Изучение музейных понятий и терминов. Паспорт, концепция, программа деятельности, инвентарная книга, положения о школьном музее и ДОО Совет музея, планы работы. Составление плана поисково-исследовательской работы. Основные источники информации и правила работы с ними. Формы отчета. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы . Правила хранения экспонатов, оформления инвентарных номеров, текстов для музейной экспозиции. Инвентаризация. Экспозиция постоянная и временные выставки. История музейных экспонатов. |
4.Учимся быть экскурсоводами (5 ч.) |
20 21 22 23 24 | Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Подготовка обзорной экскурсии. Проведение экскурсий в школьном музее. | 1 1 1 1 1 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Интерактив. Культура экскурсовода:правила ведения экскурсии, правила показа экспонатов. Личная культура экскурсовода (внешний вид, речь) |
5. Учимся быть исследователями (5 ч.) |
25 26-27 28-29 | Лаборатория начинающего исследователя Основы библиотечно-библиографической грамотности Способы представления результатов исследовательской деятельности | 1 2 2 | Тема и проблема исследования. Гипотеза исследования. Методы (интервью, соцопрос, др.) и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный текст. Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. |
6. Мы – команда!(5ч.) |
30 31-32 33-34 | Заседания Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам. Организационная и фондовая работа. | 1 2 2 | Подготовка к командным конкурсам музейной, краеведческой и исторической направленности. Работа с фондами. Санитарно-технические работы. |
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края,
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение, информационное обеспечение:
«Как оформить исследовательскую работу?»
«Технология проектирования»
«Что такое школьный музей?»
«Поисково-собирательская деятельность школьного музея»
«Хранение музейных экспонатов»
«Фондовая работа в школьном музее»
«»Экспозиционно-выставочная работа школьного музея»
«Просветительская деятельность школьного музея»
«Инновационные процессы в школьном музееведении»
«Как написать историю школы?»
«Экскурсоведение»
Материально-техническое обеспечение:
экспозиция школьного музея,
ноутбук,
проектор,
фотоаппарат.
Кадровое обеспечение:
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
защита проектов (индивидуальных и групповых),
презентация творческих работ,
практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги, экспозиции),
написание исследовательских работ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.