Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
имени генерала армии Черняховского И.Д.»
Согласовано на заседании ШМО протокол №1 от 30.08.2022г. Рассмотрено на заседании МС протокол №1 от 30.08.2022г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 22 ____________ Л.В.Панкова Приказ от 30.08.2022г. №179 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НА ПУТИ К ОГЭ»
Уровень образования: основное общее образование Направление программы – общеинтеллектуальное Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 14-15 лет
| Составитель: учитель русского языка и литературы Литвинова А.В. |
г. Воронеж
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к ОГЭ» общеинтеллектуального направления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22, с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 22, в соответствии с Положением о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность и перспективность данного курса заключается в том, что он призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. Экзамен сложный, проверяющий комплекс речевых умений и навыков по русскому языку выпускников основной школы, многие их которых имеют не только неустойчивую грамотность, низкую языковую культуру, но и испытывают затруднения в предъявлении накопленных знаний. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере. Данный курс позволяет повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение- рассуждение на лингвистическую тему или нравственно-этическую тему. Репетиционный экзамен, завершающий программу и максимально приближенный по условиям к ОГЭ в новой форме, позволит выпускнику осуществить самопроверку, проанализировать результаты, понять причину своих ошибок, определить направления коррекционной работы и успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.
Цель программы: развитие связной речи, обеспечение подготовки учеников 9 класса к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. Задачи:
обогащение словаря;
развитие устной и письменной речи;
работа над содержательной стороной слова;
активизация познавательных интересов;
развитие творческих способностей и мышления;
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Программа рассчитана на 26 часов в год (1 час в неделю).
Форма подведения итогов: диагностическая работа в форме ОГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь выполнять различные виды анализа;
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.
Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
Извлекать информацию из различных источников.
Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение)
Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.
Соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты обучения
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
смысловое чтение;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Содержание работы
Введение
Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания.
Текст как речевое произведение
Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы. Анализ текста. Микротема. Приемы сжатия текста. Формирование навыков написания сжатого изложения
Синтаксический анализ
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения.
Пунктуационный анализ.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Орфографический анализ
Правописание корней. Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь знаков. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Лексический анализ
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексическое значение слов. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение-рассуждение
Структура сочинения (9.1, 9.2, 9.3). Требования к написанию сочинения. Тезис и аргументация. Критерии оценивания.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела, количество часов | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Кор-ка |
1 | Введение | Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания. Демо-версия 2023 года | 1 | 7.11 | |
2 | Текст как речевое произведение | Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы | 1 | 14.11 | |
3 | | Анализ текста. Микротема. Приемы сжатия текста. Формирование навыков написания сжатого изложения | 1 | 21.11 | |
4-5 | Синтаксический анализ | Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. | 2 | 28.11 | |
6 | | Предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | 1 | 05.12 | |
7 | | Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. | 1 | 12.12 | |
8-9 | Пунктуационный анализ | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при обособленных членах, сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения | 2 | 19.12 | |
10 | | Знаки препинания в сложном предложении, сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении | 1 | 09.01 | |
11 | Орфографический анализ | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю, букв О/Е (Е) после шипящих и Ц.Употребление Ь и Ъ | 1 | 16.01 | |
12 | | Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 1 | 23.01 | |
13 | | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1 | 30.01 | |
14-15 | | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 2 | 06.02 13.02 | |
16 17 | | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 2 | 20.02 27.02 | |
18 | | Правописание отрицательных местоимений и наречий Правописание НЕ и НИ Правописание служебных слов | 1 | 06.03 | |
19 | | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 1 | 13.03 | |
20 | Лексический анализ | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности | 1 | 20.03 | |
21 | | Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексическое значение слов. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 | 03.04 | |
22 | Сочинение-рассуждение | Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (9.1) | 1 | 10.04 | |
23 | | Сочинение - рассуждение (9.2) | 1 | 17.04 | |
24 | | Сочинение - рассуждение (9.3) | 1 | 24.04 | |
25 26 | | Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения ОГЭ | 2 | 15.05 22.05 | |
Литература и ресурсы
Демоверсия ФИПИ 2023 г.
Открытый банк заданий ФИПИ
ЯКласс
Учи.ру
Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998. 2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011. 4. Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.
Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2014. 6. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010. 8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014. 9.
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998. 11. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2018.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.