СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП "На пути кОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП "На пути кОГЭ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»



Согласовано на

заседании ШМО

протокол №1 от 30.08.2022г.


Рассмотрено на заседании МС

протокол №1 от 30.08.2022г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

____________ Л.В.Панкова

Приказ от 30.08.2022г. №179







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«НА ПУТИ К ОГЭ»



Уровень образования: основное общее образование Направление программы – общеинтеллектуальное Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 14-15 лет






Составитель:

учитель русского языка и литературы

Литвинова А.В.






г. Воронеж

2022



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к ОГЭ» общеинтеллектуального направления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22, с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 22, в соответствии с Положением о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность и перспективность данного курса заключается в том, что он призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.

Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. Экзамен сложный, проверяющий комплекс речевых умений и навыков по русскому языку выпускников основной школы, многие их которых имеют не только неустойчивую грамотность, низкую языковую культуру, но и испытывают затруднения в предъявлении накопленных знаний. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере. Данный курс позволяет повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение- рассуждение на лингвистическую тему или нравственно-этическую тему. Репетиционный экзамен, завершающий программу и максимально приближенный по условиям к ОГЭ в новой форме, позволит выпускнику осуществить самопроверку, проанализировать результаты, понять причину своих ошибок, определить направления коррекционной работы и успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

Цель программы: развитие связной речи, обеспечение подготовки учеников 9 класса к

прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. Задачи:

обогащение словаря;

развитие устной и письменной речи;

работа над содержательной стороной слова;

активизация познавательных интересов;

развитие творческих способностей и мышления;

формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Программа рассчитана на 26 часов в год (1 час в неделю).

Форма подведения итогов: диагностическая работа в форме ОГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь выполнять различные виды анализа;

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.

Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

Извлекать информацию из различных источников.

Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение)

Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.

Соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты


Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты обучения

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  • освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • смысловое чтение;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Содержание работы

Введение

Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания.

Текст как речевое произведение

Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы. Анализ текста. Микротема. Приемы сжатия текста. Формирование навыков написания сжатого изложения

Синтаксический анализ

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения.

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

Орфографический анализ

Правописание корней. Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь знаков. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Лексический анализ

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексическое значение слов. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Сочинение-рассуждение

Структура сочинения (9.1, 9.2, 9.3). Требования к написанию сочинения. Тезис и аргументация. Критерии оценивания.













Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, количество часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Кор-ка

1

Введение


Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания. Демо-версия 2023 года

1

7.11


2

Текст как речевое произведение

Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы

1

14.11


3



Анализ текста. Микротема. Приемы сжатия текста. Формирование навыков написания сжатого изложения

1

21.11


4-5

Синтаксический

анализ

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании.

2

28.11


6


Предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

1

05.12


7


Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

1

12.12


8-9

Пунктуационный анализ

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания при обособленных членах, сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения

2

19.12


10



Знаки препинания в сложном предложении, сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении

1

09.01


11

Орфографический анализ

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю, букв О/Е (Е) после шипящих и Ц.Употребление Ь и Ъ

1

16.01


12


Правописание корней, приставок,

суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

1

23.01



13


Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1

30.01


14-15


Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

2

06.02

13.02


16

17


Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

2

20.02

27.02


18


Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов

1

06.03


19


Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

1

13.03


20


Лексический анализ

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

1

20.03


21


Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексическое значение слов. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

03.04


22

Сочинение-рассуждение

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (9.1)

1

10.04


23


Сочинение - рассуждение (9.2)

1

17.04


24


Сочинение - рассуждение (9.3)

1

24.04


25

26


Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения ОГЭ

2

15.05

22.05



Литература и ресурсы

  1. Демоверсия ФИПИ 2023 г.

  2. Открытый банк заданий ФИПИ

  3. ЯКласс

  4. Учи.ру

  5. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998. 2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

  6. 3. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011. 4. Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.

  7. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2014. 6. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

  8. Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010. 8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014. 9.

  9. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

  10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998. 11. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2018.

  11. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

  12. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!