СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ОГСЭ.01 Основы философии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП ОГСЭ.01 Основы философии»

Приложение 4

к ОПОП по специальности

38. 02. 05 Товароведение и экспертиза

качества потребительских товаров











Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.01. Основы философии
















2019


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.




Разработчики:

Есенболатова А.К., преподаватель ГАПОУ ТО «ЗСГК»



































сОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. уСловия РЕАЛИЗАЦИИ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ









































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

  • дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.

Изучение дисциплины обеспечивает формирование части общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии,

  • роль философии в жизни человека и общества,

  • основы философского учения о бытии,

  • сущность процесса познания,

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Введение. Что такое философия?

Содержание учебного материала

2


1.

Предмет философии

2

2.

Специфика философии

2

3.

Разные формы философствования

2

4.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая,

гуманистическая и практическая

2

5.

Философия и ее значение в формировании мировоззрения. Типы

Мировоззрения.

2

Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе (входное тестирование).

1


Раздел 1. Основные категории и понятия философии



Тема 1.1. Основной вопрос философии

Содержание учебного материала

2

1.

Вечные вопросы философии


2

Бытие, небытие

2

3

Материя

2

4

Сознание

2

Самостоятельная работа составление таблицы «Основные категории и понятия философии».

1


Тема 1.2. Категория человека в философии и основные понятия

(Философская антропология)

Содержание учебного материала

2

1

Концепции человека в истории философии


2

Природа и сущность человека

2

Тема 1.3. Проблема человека в философии

Содержание учебного материала

2


1

Проблема происхождения человека


2

Система ценностей и идеалов, свобода и ответственность

2

3

Жизнь и смерть, смысл жизни

2

Самостоятельная работа составление опорной схемы: «Взаимосвязи основных категорий и понятий философии»

1


Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества



Тема 2.1. Философия античного мира и средних веков


Содержание учебного материала

2

1

Милетская школа: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

2

2

Пифагор и его школа

2

3

Диалектика Гераклита Эфесского

2

4

Элейская школа, скептицизм Ксенофана

2

5

Атомизм Левкиппа, Демокрита

2

6

Софистика

2

7

Античный гуманизм, Сократ

2

8

Теория Эллинизма. Киники, Эпикурейцы, Стоики

2

9

Неоплатонизм, Плотин

2

10

Средневековая философия-«служанка» богословия

2

11

Патристика

2

12

Схоластика

2

Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.

1


Тема 2.2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

2


1

Гуманизм философии эпохи Возрождения

2

2

Эмпиризм философии эпохи Нового времени (Ф.Бэкон)

2

3

Рационализм философии эпохи Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц)

2

4

Сенсуализм философии эпохи Нового времени (Дж.Локк)

2

5

Философия Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро)

1

6

Немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах)

1

7

Иррационализм (А.Шопенгауэр)

1

Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.

2


Тема 2.3.Пост классическая западная философия

Содержание учебного материала

2


1

Иррационализм Ф. Ницше

1

2

Феноменология (Э.Гуссерль)

1

3

Герменевтика (В. Дильтей, Х Гадамер)

1

4

Аналитическая философия

1

5

Экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр)

1

Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.

2


Тема 2.4. Русская философская мысль

Содержание учебного материала

2


1

Философия в России до революции

2

Новейшая философия в России

Самостоятельная работа составление опорного конспекта на тему «Главные философские направления ХХ века»

1

Раздел 3. Основы философского учения о бытии




Тема 3.1. Онтология – наука о бытии.

Содержание учебного материала

2


1

Основные понятия: бытие, материя, онтология, материальное, идеальное, субстанция, монизм, дуализм, субстракт

2

2

Основные этапы развития понимания материи

1

3

Формы организации материи

2

4

Субстрактно-субстанциональное понимание материи

2

Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе

1


Тема 3.2. Атрибутивное понимание материи. Законы диалектики

Содержание учебного материала

2


1

Атрибуты явления: качество, количество, время, пространство, движение, развитие.

2

2

Атрибуты сущности: закономерность и закон, возможность и действительность

2

3

Закон перехода количественных изменений в качество (категории: мера, скачок, эволюция, революция)

2

4

Закон единства и борьбы противоположностей (категории: противоречие, противоположность, борьба)

2

5

Закон отрицания отрицания (категории: тезис, антитезис, синтез)

2

Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.

2


Тема 3.3. Генезис философской мысли

Содержание учебного материала

2


1

Основные структурные уровни материи


2

Бытие как проблема. Судьба проблемы бытия в XXI в.


3

Проблема человека в истории философии


Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.

1


Раздел 4. Сущность процесса познания




Тема 4.1. Чувственное и рациональное познание

Содержание учебного материала

2


1

Познание как процесс

2

2

Чувственное познание и его формы

2

3

Рациональное познание и его формы

2

4

Взаимосвязь чувственного и рационального познания

3

Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе

1


Тема 4.2. Сознание и мышление

Содержание учебного материала

2


1

Сознание как важнейшая философская категория

2

2

Возникновение и развитие сознания

2

3

Свойства, функции, элементы сознания

2

4

Сознание и бессознательное

2

5

Мышление и язык

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме мышления.

1


Тема 4.3. Проблема истины и научное познание

Содержание учебного материала

2


1

Истина и заблуждение

2

2

Виды истины. Истина относительная и абсолютная

2

3

Способы проверки истинности

2

4

Практика – критерий истины

2

5

Объективный характер истины

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов , слайдов по проблеме истины.

1


Раздел 5. Основы религиозной, философской, научной картин мира



Тема 5.1 Особенности религиозной картины мира

Содержание учебного материала

2


1

Условия формирования картин мира. Исторический характер формирования картин мира

1

2

Основные элементы религиозной картины мира

2

3

Классификация религий

2

4

Функции религии

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме религиозной картины мира

1


Тема 5.2 Философская картина мира

Содержание учебного материала

2


1

Функции философии. Философия как мировоззрение, наука, методология

2

2

Структура философского знания

2

3

Философские школы и направления

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме философской картины мира.

1


Тема 5.3 Особенности научной картины мира

Содержание учебного материала

2


1

Этапы формирования научной картины мира

2

2

Особенности научной картины мира

2

3

Функции науки

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сравнительный анализ картин мира и проблема познания»

2


Тема 5.4. Сравнительный анализ картин мира и проблема познания.

Содержание учебного материала

2


1

Картина мира, как система интуитивных представлений о реальности.

Универсальная картина мира.


2

Религиозное сознание.

Специфика современной научной картины мира: динамичность, противоречия.

Многообразие картин мира.


Раздел 6. Условия формирования личности, свободы и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды



Тема 6.1

Условия формирования личности

Содержание учебного материала

2


1

Человек, индивид, индивидуальность, личность


2

2

Факторы, влияющие на становление личности

2

3

Роль идеала в совершенствовании личности

2

Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)

1


Тема 6.2

Роль свободы и ответственности

за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Содержание учебного материала

2


1

Понятия свободы и ответственности


2

2

Взаимообусловленность свободы и ответственности в сохранении окружающей среды


2

3

Культура как предмет философского осмысления жизни

2

Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)

1


Раздел 7. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий



Тема 7.1.

Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

2


1

Научно-технический прогресс: сущность, этапы, перспективы


2

2

Техника и этика

1

3

Условия решения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

2

4

Сциентизм и антисциентизм

2

Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем»

1


Тема 7.2.

Человек в информационно-техническом мире.

Содержание учебного материала

2


1

Культура и цивилизация


2

2

Формирование информационного общества

2

3

Футурология. Тренды общественного развития

2

Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем»

1


Тема 7.3.

Возможные пути решения глобальных проблем

Содержание учебного материала

2


1

Наука футурология

2

2

Пути решения глобальных проблем

Промежуточная аттестация

Зачётное занятие

2


Всего:

72



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: плакаты

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска, стенды


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Учебники для студентов:

  1. Горелов, А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А Горелов. - 13-е изд., стер. - М. : Академия, 2018. - 320 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Лекции по философии истории (Гегель) – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 14.04.2019).

  2. Российская философская газета. – Режим доступа: www.philgazeta.ru(дата обращения 14.04.2019).

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru (дата обращения 14.04.2019).

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru (дата обращения 14.04.2019).

  5. .Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru (дата обращения 14.04.2019).

  6. .Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru (дата обращения 14.04.2019).

  7. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru (дата обращения 14.04.2019).

  8. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru (дата обращения 14.04.2019).

  9. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/ (дата обращения 14.04.2019).




















4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Тестирование, устный опрос

Эссе

Знать:


  • основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии, сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира

Тестирование, устный опрос

условия формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Тестирование, устный опрос

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Тестирование, устный опрос


Изучение дисциплины «Основы философии» позволяют формировать у обучающихся общие компетенции и обеспечивающие их умения.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


- демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


- умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

- умение планировать предстоящую деятельность;

- умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана;

- умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат)

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


- умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях;

- умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат;

- умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


- умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста;

- умение пользоваться словарями, справочной литературой;

- умение отделять главную информацию от второстепенной;

- умение писать аннотацию и т.д.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


- умение грамотно ставить и задавать вопросы;

- способность координировать свои действия с другими участниками общения;

- способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение;

- умение воздействовать на партнера общения и др.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


- умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


- демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;

- умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения;

- владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений;

- умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью

- умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- понимание роли повышения квалификации для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере;

-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;


ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;

- понимание роли модернизации технологий профессиональной деятельности

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

- умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологий

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися


ОК 10. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативно-правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.



- демонстрация стремления к познанию правовой культуры;

- владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием знаний по правовому развитию;

- демонстрация правовых знаний;

- умение применять правовую культуру в повседневной жизни и профессиональной деятельности

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!