38. 02. 05 Товароведение и экспертиза
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Введение. Что такое философия? | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Предмет философии | 2 |
2. | Специфика философии | 2 |
3. | Разные формы философствования | 2 |
4. | Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая | 2 |
5. | Философия и ее значение в формировании мировоззрения. Типы Мировоззрения. | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе (входное тестирование). | 1 | |
Раздел 1. Основные категории и понятия философии | | |
Тема 1.1. Основной вопрос философии | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Вечные вопросы философии | |
2 | Бытие, небытие | 2 |
3 | Материя | 2 |
4 | Сознание | 2 |
Самостоятельная работа составление таблицы «Основные категории и понятия философии». | 1 | |
Тема 1.2. Категория человека в философии и основные понятия (Философская антропология) | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Концепции человека в истории философии | |
2 | Природа и сущность человека | 2 |
Тема 1.3. Проблема человека в философии | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Проблема происхождения человека | |
2 | Система ценностей и идеалов, свобода и ответственность | 2 |
3 | Жизнь и смерть, смысл жизни | 2 |
Самостоятельная работа составление опорной схемы: «Взаимосвязи основных категорий и понятий философии» | 1 | |
Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества | | |
Тема 2.1. Философия античного мира и средних веков | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Милетская школа: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена | 2 |
2 | Пифагор и его школа | 2 |
3 | Диалектика Гераклита Эфесского | 2 |
4 | Элейская школа, скептицизм Ксенофана | 2 |
5 | Атомизм Левкиппа, Демокрита | 2 |
6 | Софистика | 2 |
7 | Античный гуманизм, Сократ | 2 |
8 | Теория Эллинизма. Киники, Эпикурейцы, Стоики | 2 |
9 | Неоплатонизм, Плотин | 2 |
10 | Средневековая философия-«служанка» богословия | 2 |
11 | Патристика | 2 |
12 | Схоластика | 2 |
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме. | 1 | |
Тема 2.2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Гуманизм философии эпохи Возрождения | 2 |
2 | Эмпиризм философии эпохи Нового времени (Ф.Бэкон) | 2 |
3 | Рационализм философии эпохи Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц) | 2 |
4 | Сенсуализм философии эпохи Нового времени (Дж.Локк) | 2 |
5 | Философия Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро) | 1 |
6 | Немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах) | 1 |
7 | Иррационализм (А.Шопенгауэр) | 1 |
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме. | 2 | |
Тема 2.3.Пост классическая западная философия | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Иррационализм Ф. Ницше | 1 |
2 | Феноменология (Э.Гуссерль) | 1 |
3 | Герменевтика (В. Дильтей, Х Гадамер) | 1 |
4 | Аналитическая философия | 1 |
5 | Экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр) | 1 |
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме. | 2 | |
Тема 2.4. Русская философская мысль | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Философия в России до революции |
2 | Новейшая философия в России |
Самостоятельная работа составление опорного конспекта на тему «Главные философские направления ХХ века» | 1 |
Раздел 3. Основы философского учения о бытии | | | |
Тема 3.1. Онтология – наука о бытии. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основные понятия: бытие, материя, онтология, материальное, идеальное, субстанция, монизм, дуализм, субстракт | 2 |
2 | Основные этапы развития понимания материи | 1 |
3 | Формы организации материи | 2 |
4 | Субстрактно-субстанциональное понимание материи | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
Тема 3.2. Атрибутивное понимание материи. Законы диалектики | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Атрибуты явления: качество, количество, время, пространство, движение, развитие. | 2 |
2 | Атрибуты сущности: закономерность и закон, возможность и действительность | 2 |
3 | Закон перехода количественных изменений в качество (категории: мера, скачок, эволюция, революция) | 2 |
4 | Закон единства и борьбы противоположностей (категории: противоречие, противоположность, борьба) | 2 |
5 | Закон отрицания отрицания (категории: тезис, антитезис, синтез) | 2 |
Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами. | 2 | |
Тема 3.3. Генезис философской мысли | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основные структурные уровни материи | |
2 | Бытие как проблема. Судьба проблемы бытия в XXI в. | |
3 | Проблема человека в истории философии | |
Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами. | 1 | |
Раздел 4. Сущность процесса познания | | | |
Тема 4.1. Чувственное и рациональное познание | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Познание как процесс | 2 |
2 | Чувственное познание и его формы | 2 |
3 | Рациональное познание и его формы | 2 |
4 | Взаимосвязь чувственного и рационального познания | 3 |
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
Тема 4.2. Сознание и мышление | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Сознание как важнейшая философская категория | 2 |
2 | Возникновение и развитие сознания | 2 |
3 | Свойства, функции, элементы сознания | 2 |
4 | Сознание и бессознательное | 2 |
5 | Мышление и язык | 2 |
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме мышления. | 1 | |
Тема 4.3. Проблема истины и научное познание | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Истина и заблуждение | 2 |
2 | Виды истины. Истина относительная и абсолютная | 2 |
3 | Способы проверки истинности | 2 |
4 | Практика – критерий истины | 2 |
5 | Объективный характер истины | 2 |
Самостоятельная работа подготовка рефератов , слайдов по проблеме истины. | 1 | |
Раздел 5. Основы религиозной, философской, научной картин мира | | |
Тема 5.1 Особенности религиозной картины мира | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Условия формирования картин мира. Исторический характер формирования картин мира | 1 |
2 | Основные элементы религиозной картины мира | 2 |
3 | Классификация религий | 2 |
4 | Функции религии | 2 |
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме религиозной картины мира | 1 | |
Тема 5.2 Философская картина мира | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Функции философии. Философия как мировоззрение, наука, методология | 2 |
2 | Структура философского знания | 2 |
3 | Философские школы и направления | 2 |
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме философской картины мира. | 1 | |
Тема 5.3 Особенности научной картины мира | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Этапы формирования научной картины мира | 2 |
2 | Особенности научной картины мира | 2 |
3 | Функции науки | 2 |
Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сравнительный анализ картин мира и проблема познания» | 2 | |
Тема 5.4. Сравнительный анализ картин мира и проблема познания. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Картина мира, как система интуитивных представлений о реальности. Универсальная картина мира. | |
2 | Религиозное сознание. Специфика современной научной картины мира: динамичность, противоречия. Многообразие картин мира. | |
Раздел 6. Условия формирования личности, свободы и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | | |
Тема 6.1 Условия формирования личности | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Человек, индивид, индивидуальность, личность | | 2 |
2 | Факторы, влияющие на становление личности | 2 |
3 | Роль идеала в совершенствовании личности | 2 |
Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев) | 1 | |
Тема 6.2 Роль свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Понятия свободы и ответственности | | 2 |
2 | Взаимообусловленность свободы и ответственности в сохранении окружающей среды | 2 |
3 | Культура как предмет философского осмысления жизни | 2 |
Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев) | 1 | |
Раздел 7. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | | |
Тема 7.1. Научно-технический прогресс | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Научно-технический прогресс: сущность, этапы, перспективы | | 2 |
2 | Техника и этика | 1 |
3 | Условия решения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | 2 |
4 | Сциентизм и антисциентизм | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем» | 1 | |
Тема 7.2. Человек в информационно-техническом мире. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Культура и цивилизация | | 2 |
2 | Формирование информационного общества | 2 |
3 | Футурология. Тренды общественного развития | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем» | 1 | |
Тема 7.3. Возможные пути решения глобальных проблем | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Наука футурология | 2 |
2 | Пути решения глобальных проблем |
Промежуточная аттестация | Зачётное занятие | 2 | |
Всего: | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.
Изучение дисциплины «Основы философии» позволяют формировать у обучающихся общие компетенции и обеспечивающие их умения.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии; - демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии | интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности; - умение представить конечный результат деятельности в полном объеме; - умение планировать предстоящую деятельность; - умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана; - умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат) | интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях; - умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат; - умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы. | интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста; - умение пользоваться словарями, справочной литературой; - умение отделять главную информацию от второстепенной; - умение писать аннотацию и т.д. | интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | интерпретация результатов наблюдений за обучающимися; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - умение грамотно ставить и задавать вопросы; - способность координировать свои действия с другими участниками общения; - способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение; - умение воздействовать на партнера общения и др. | интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт; - умение реализовывать поставленные цели в деятельности; - умение представить конечный результат деятельности в полном объеме; | -интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию; - умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения; - владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений; - умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью - умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт; - умение реализовывать поставленные цели в деятельности; - понимание роли повышения квалификации для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере; | -интерпретация результатов наблюдений за обучающимися; |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; - понимание роли модернизации технологий профессиональной деятельности - умение представить конечный результат деятельности в полном объеме; - умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологий | - интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 10. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативно-правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов. | - демонстрация стремления к познанию правовой культуры; - владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием знаний по правовому развитию; - демонстрация правовых знаний; - умение применять правовую культуру в повседневной жизни и профессиональной деятельности | - интерпретация результатов наблюдений за обучающимися . |