В 3 классе предусматривается обогащение и уточнение словаря учащихся, название предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусы, фактуре и др. признакам. Учащиеся должны научиться сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки, делать простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале проводится по образцу и показу, затем по словесной инструкции. Второклассники должны научиться принимать участие в беседе, пользоваться вопросно-ответной, диалогической речью, спорить, высказываться, строить короткие связные высказывания на доступные темы.
В 3 классе должны проводится ежедневно наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных, иметь представления о взаимосвязи живой и неживой природы, представление о роли и участие воды в жизни природы и человека. С этой целью организуются экскурсии в природу 2 раза в сезон. Обязательно ведение календаря природы. Предполагается проведение экскурсии по школьному двору, в парк, лес, в Дендропарк для наблюдения за природными изменениями и явлениями.
Программа предусматривает проведению практических занятий по уходу за одеждой, комнатными растениями, сбор семян для подкормки птиц, обработка почвы для посадки цветов в цветочную клумбу.
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом, используя слова данного вопроса;
- распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов;
- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);
- составлять сказки, рассказы по сюжетным картинкам.
Знания и умения учащейся оцениваются по результатам индивидуального опроса.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
| I четверть (9 часов) |
1. | Времена года | 1 | Комбинированный | Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки осени. Чтение стихов о золотой осени. | Знать последова-тельность времён года, названия месяцев | Текущий | Стр.8 вопросы | 8.09 | |
2. | Растения осенью | 1 | Комбинированный | Рассмотрение плаката. | Знать сезонные явления. | Текущий | Стр. 9-10 читать | 8.09 | |
3. | Животные осенью | 1 | Комбинированный | Отгадывание загадок. Ответы на вопросы связной речью. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | Умение составлять словесное описание животных, знать их название, образ жизни осенью. | Текущий | Стр. 11-13 отв. на вопр. | 15.09 | |
4. | Занятие людей осенью. | 1 | Комбинированный | Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение отобрать по сюжетным картинкам необходимые вещи по осенней погоде. Умение различать овощи и фрукты | Выявление умения различать овощи и фрукты, знать их 11название. Умение правиль-но одеваться по сезону. Пополнить словарный запас слов. Одежда. | Текущий | Стр.14-15 читать,вопросы. | 22.09 | |
5 | Зима. | 1 | Комбинированный | Умение по схемам назвать зимние месяцы. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам | Знание зимних месяцев их последовательность.Понимание причины долготы дня и ночи зимой. | Текущий | Стр.19 читать | 29.09 | |
6 | Животные зимой | 1. | Комбинированный | Дидактическая игра. Чем похожи, чем отличаются? Что лишнее? Отгадай слово по первому звуку. Составление рассказа по картинно-графическому плану, составление загадок по образцу, предложений, описание птиц. | Выявление знаний учащихся о птицах. Умение отвечать на вопросы, различать перелетных птиц от зимующих. | Текущий | Стр.21-23 читать, выучить стих. | 6.10 | |
7 | Занятия людей зимой | 1 | Комбинированный | Временные представления. Признаки зимы. Высказывание по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта. Составление предложений: «У кого что?», «Кому нужна помощь?» (использование предложенного управления в речи). | Выявление словаря учащихся по теме, умение составлять и дополнять предложения. | Текущий | Составить рассказ по картинкам | 13.10 | |
8 | Весна | 1 | Комбинированный | Любование весенним пейзажем, небосводом. Вдыхание чистого свежего запаха воздуха. Тактильно- сенсорное обследование деревьев, кустарников. Наблюдение за почвой. | Знание сезонных явлений. | Текущий | Стр. 33 нарисовать героев стих-я в тетраде | 20.10 | |
9 | Растения и животные весной | 1 | Комбинированный | Чтение стихов. Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. «Почему появляются цветочки, листочки?» | Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы. | Текущий | | 27.10 | |
II четверть (7 часов) |
10 | Занятия людей весной. | 1 | Комбинированный | Составление по сюжетным картинкам предложения, рассказы, употребляя в речи глаголы (действия предмета). Отвечать на вопросительные предложения. | Иметь представление о занятиях людей. | Текущий | Стр.35-37 читать, составить рассказ о работе в огороде весной | 10.11 | |
11 | Лето | 1 | Комбинированный | Загадки. Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Составление короткого рассказа о прочитанном. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Знание основных примет лета | Текущий | Стр.38-41 выучить стих. На изусть | 17.11 | |
12 | Растения летом | 1 | Комбинированный | Составление рассказа «Летний лес». Придерживаясь последовательности летних месяцев. Составь картинку | Яркие, красочные цвета лета – умение употреблять в предложениях | Текущий | Запомнить названия цветов | 24.11 | |
13 | Животные летом | 1 | Комбинированный | Дополни предложение. Название детёнышей. Игра «Найди свою маму» употребляя в речи ласкательные существительные. Загадки про домашних животных. Название части тела животных. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Знать и умение различать животных и птиц, их детенышей. | Текущий | Стр.44-45 читать, пересказ | 1.12 | |
14 | Занятия людей летом | 1 | Комбинированный | Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам. «Я помогаю бабушке на даче». | Называть любимые фрукты, овощи, ягоды, выращенные своими руками. | Текущий | Стр. 46-47 ответить на вопросы | 8.12 | |
15 | Солнце в разные времена года | 1 | Комбинированный | Названия времен года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; - понятие «явления природы». | Уметьразличать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы определять признаки сезонных изменений в природе. | Текущий | Запомнить названия дней недели. | 15.12 | |
16 | Воздух. Значение воздуха | 1 | Комбинированный | Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Наблюдение за своим дыханием. | Умение бережно относится к природе. | Текущий | Стр.52-53 | 22.12 | |
| III четверть (10 часов) |
17 | Термометр. Ветер. Направления ветра. | 1 | Комбинированный | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта. | Наблюдение погоды | Текущий | Стр.54-55 читать, ответить на вопросы | 12.01 | |
18 | Сравнение растений | 1 | Комбинированный | Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различие их с уличными. Их названия. Условия необходимые для роста. | Различие комнатных растений. Знание названий 3-4 растений. | Текущий | Запомнить название деревьев | 19.01 | |
19 | Части растений. | 1 | Комбинированный | Формирование представление о строении растений. Рассказ учащегося о домашних комнатных цветах. Описание цветов по форме и окраске. | Умение сравнивать стебель дерева и цветка, их различия, и прочность. листья деревьев и цветов. Название цветов. | Текущий | Запомнить части растений | 26.01 | |
20 | Растения сада | 1 | Комбинированный | Обобщающее слово – сад. Использование прилагательных в предложения, в связанной речи. Ответы на вопросы. | Знание названий фруктовых деревьев. | Текущий | Стр.64-67 читать, пересказ | 2.02 | |
21 | Плоды и семена | 1 | Комбинированный | Составление рассказа о школьном фруктовом саде. Игра «Найди своё дерево». | Знание названий фруктовых деревьев. Различать съедобные от ядовитых растений | Текущий | Стр.73-75 читать, ответить на вопросы | 9.02 | |
22 | Грибы. Травы | 1 | Комбинированный | Отгадывание загадок. | Умение отличать грибы съедобные от ядовитых. Умение собирать лекарственные травы. | Текущий | Составить рассказ по картинке. | 16.02 | |
23 | Дикие животные. | 1 | Комбинированный | Пересказ содержания рассказа. В. Чаплиной «Лиса». Игра «Кто лишний?» | Выявление знаний называть части тела животного, сравнивать по признакам. Составлять описание по картинно-графическому плану. | Текущий | Стр.81-83 читать, ответить на вопросы | 16.02 | |
24 | Домашние животные. | 1 | Комбинированный | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | Выявление знаний домашних животных, частей тела животного, умение задавать вопросы по данному образцу. Пересказать и передать содержание рассказа, сказки. | Текущий | Стр.85-89 читать, пересказ | 1.03 | |
25 | Птицы | 1 | Комбинированный | Составление описания строения частей тела птиц. | Умение различать перелетных птиц. | Текущий | Стр.91-93 запомнить названия птиц | 15.03 | |
26 | Зимующие и хищные птицы | 1 | Комбинированный | Зимующие птицы: дятел, галки. Где они живут, устраивают гнезда. Составление рассказов о ястребе, сове. | Умение различать зимующих птиц. Рассказать о пользе птиц. | Текущий | Стр.95 вопросы | 15.03 | |
IV четверть (8 часов) |
27 | Человек. Дыхание человека | 1 | Комбинированный | Название частей тела по рисунку. Показ частей тела на себе и на товарище. Выполнение инструкций содержащих пространственные отношения. | Выяснения знаний основных частей тела. Органов дыхания. Умения различать левую и правую части своего тела. | Текущий | Стр. 98-99 запомнить названия органов человека | 5.04 | |
28 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | Комбинированный | «В здоровом теле – здоровый дух». Уроки «Айболита». Правила образа жизни человека. Ответы на вопросы. Зрительная гимнастика. Моделирование ситуации. На приёме у доктора Айболита. | Знание правил здорового образа жизни. Умение составлять устные высказывания. | Текущий | Стр. 103-104 читать | 12.04 | |
29 | Кровь человека Сердце и пульс | 1 | Комбинированный | -рассказывать о функциях основных систем органов строения человека; - определять органы человека. Отгадывание загадок | Умение находить пульс. | Текущий | Стр.105 рассказать о том, как работает сердце | 19.04 | |
30 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | Комбинированный | Сравнение рисунков и составление рассказов о загрязненной окружающей среде и как исправить причинённый ей вред | Умение беречь природу. | Текущий | Стр.108-109 работа по картинкам | 26.04 | |
31 | Питание человека | 1 | Комбинированный | Ознакомление с органами человека. Название продуктов питания. Рассказ учащихся «Мой завтрак», «Обед», «Ужин», «В нашей столовой». | Выяснение знаний молочных продуктов, мясных, овощных, мучных. | Текущий | Стр.110-113 вопросы | 3.05 | |
32 | Правила питания. Режим питания. (запись в тетрадях). | 1 | Комбинированный | Участие в беседе о правилах питания в столовой. О поведение во время еды. Игровой момент «В магазине». (Выбор продуктов для приготовления обеда). | Умение правильно вести себя в столовой. Распознавать продукты питания. Назвать компоненты приготовления борща. | Текущий | Стр.112 читать, пересказ | 10.05 | |
33 | Обобщение, закрепление. | 1 | Комбинированный | Формирование элемен-тарных представлений о жизнедеятельности человека. | | Текущий | Повторить Раздел «Человек» | 17.05 | |
34 | Обобщение, закрепление. | 1 | Комбинированный | Итоговый обзор пройден-ного материала за год. | Учащиеся должны усвоить: свойство воды, её значения для жизни растения сада и огорода, их отличия. Разнообразие животного мира. | Текущий | | 24.05 | |