СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Основы светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Основы светской этики»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования администрации города Ульяновска

‌‌муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска "Гимназия № 34 при УлГУ"








РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Федотова Е.А.

Протокол №1 от «29» 08.24 г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

Долгаева Т.А.

«29» 08. 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ «Гимназия №34 при УлГУ»

________________________

Черкашина В.В.

Приказ №1008 от «30» 08.24г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного предмета «ОРКСЭ»

для обучающихся 4 класса












г. Ульяновск‌ 2024 г



Пояснительная записка

Примерная рабочая программа учебного предмета «основы светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Основы православной культуры» для 4 класса, автор А.А.Шемшурин, Н.М. Брунчукова

и др.. М.: Просвещение, 2021.

На изучение предмета ОПК в 4 классе в учебном плане гимназии отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Целью ОСЭ является формирование у обучающегосямотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогус представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОСЭ являются:

— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

— развитие представлений обучающихся о значениинравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

— обобщение знаний, понятий и представлений о духовнойкультуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётоммировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи

Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1




Планируемые результаты освоения курса ОСЭ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения,требования, которые представлены в стандарте, и спецификасодержания каждого учебного модуля.

Поскольку предмет изучается один год(4 класс), то все результаты обучения представляются за этотпериод.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

У обучающегося будут сформированы:

- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные

Обучающийся научится

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


Работа с информацией

Учащийся научится:

— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных


информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.



Коммуникативные

Учащийся научится:

— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Совместная деятельность:

— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;


— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.





ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»должны отражать сформированность умений:

— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной

любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике


Содержание предмета

4 класс (34ч)

Знакомство с новым предметом

Россия-наша Родина

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Знакомство с основами этики

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность

Этические учения о добродетелях

Что такое добродетель

Учения Аристотеля о добродетелях

Нравственные качества

Терпение и терпимость

Этика о нравственном выборе

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

Убеждение

Нравственный выбор

Совесть. Долг

Ответственность

Этика о воспитании самого себя

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Справедливость

Государство, основанное на справедливости

Современное государство. Государственные праздники

Нравственный закон человеческой жизни

Нравственный закон. Десять заповедей

Заповеди любви

Любовь – основа жизни

Прощение

Этика об отношении людей друг к другу

Древнегреческие мыслители о дружбе

Этика об отношении к другим людям и самому себе

Мысли и поступки. Слова и речь

Милосердие

«Золотое правило нравственности»

Как сегодня жить по нравственным законам

Нравственные законы в современном мире

Проявление человеколюбия. Жизнь Альберта Швейцера

Этическое учение Л.Н. Толстого

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»













Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Деятельность учителя с учетом программы воспитания (ПВ)

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)


1

Знакомство с новым предметом

3


Создать условия для воспитания :

общения на основе «золотого правила нравственности»;

Осмысливать с этих позиций своё поведение и

поведение окружающих; Осознавать с позиции нравственности свои поступки; Характеризовать примеры добрых правил; Уметь вести диалог о значении добрых слов и

поступков;

http://school-collection.edu.ru


http://eor-np.ru/


http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

http://www.openclass.ru/node/234008

http://pedsovet.su


2

Знакомство с основами этики

3

1


Этические учения о добродетелях

4



Этика о нравственном выборе

5



Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

5



Нравственный закон человеческой жизни

4



Этика об отношении людей друг к другу

5



Как сегодня жить по нравственным законам

5



Всего

34

1




















Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

п/п по плану

п/п

По факту

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1.

1.1

Россия — наша Родина.

Этика — наука о нравственной жизни человека



2

1.2.

Этика общения: золотое правило этики



3

1.3.

Практическая работа на тему:»Этика общения»



4

1.4.

Добро и зло как нравственные категории



5

1.5.

Дружелюбие. Уважение



6

1.6.

Этика и этикет. Премудрости этикета



7

1.7.

Критерии этикета: разумность, красота и гигиена



8

1.8.

Контрольная работа по теме «Критерии этикета»



9

1.9.

Правила поведения в школе и дома



10

1.10.

Практическая работа на тему: «Правила поведения в школе и дома»



11

1.11.

Речь и этикет



12

1.12.

Этика человеческих отношений



13

1.13.

Контрольная работа по теме «Этика человеческих отношений»



14

1.14

Природа — и человек



15

1.15.

Родина, Отчизна, патриотизм



16

1.16

Человек среди людей



17

1.17.

Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив



18

1.18

Практическая работа на тему: Этика отношений в коллективе»



19

1.19

Коллектив начинается с меня



20

1.20

Контрольная работа по теме «Коллектив начинается с меня»



21

1.21

Чуткость, бескорыстие

взаимовыручка в коллективе



22

1.22

Чуткость, бескорыстие

взаимовыручка в коллективе



23

1.23

Творческие работы



24

1.24

Нравственные истины.

Общечеловеческие ценности



25

1.25

Практическая работа на тему: «Нравственные истины»



26

1.26

Ценность жизни



27

1.27

Человек рождён для добра



28

1.28

Милосердие —

закон жизни



29

1.29

Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим



30

1.30

Душа обязана трудиться.

Нравственные установки и нормы



31

1.31

Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности



32

1.32

Контрольная работа по теме «Нравственность на основе разумности»



33

1.33

Понять и простить: гуманизм как этический принцип



34

1.34

Этика поступков — нравственный выбор



35

1.35

Практическая работа на тему: «Этика поступков»



36

1.36

Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить дружно и легко



37

1.37

Лестница саморазвития



38

1.38.

Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина



39

1.39

Контрольная работа по теме «Судьба и Родина едины»



































Приложение № 2. Лист корректировки


СОГЛАСОВАНО

_________В.В.Вишенина

_________.20____г.


Предмет_______________

Класс____________

Учитель_________________


№ урока

Тема

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

фактически

Причина корректировки

Способ корректировки