МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации города Ульяновска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска "Гимназия № 34 при УлГУ"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Федотова Е.А. Протокол №1 от «29» 08.24 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Долгаева Т.А. «29» 08. 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ «Гимназия №34 при УлГУ» ________________________ Черкашина В.В. Приказ №1008 от «30» 08.24г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОРКСЭ»
для обучающихся 4 класса
г. Ульяновск 2024 г
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного предмета «основы светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Основы православной культуры» для 4 класса, автор А.А.Шемшурин, Н.М. Брунчукова
и др.. М.: Просвещение, 2021.
На изучение предмета ОПК в 4 классе в учебном плане гимназии отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Целью ОСЭ является формирование у обучающегосямотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогус представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значениинравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовнойкультуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётоммировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Планируемые результаты освоения курса ОСЭ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения,требования, которые представлены в стандарте, и спецификасодержания каждого учебного модуля.
Поскольку предмет изучается один год(4 класс), то все результаты обучения представляются за этотпериод.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
У обучающегося будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные
Обучающийся научится
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией
Учащийся научится:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной
любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике
Содержание предмета
4 класс (34ч)
Знакомство с новым предметом
Россия-наша Родина
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Знакомство с основами этики
Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.
Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность
Этические учения о добродетелях
Что такое добродетель
Учения Аристотеля о добродетелях
Нравственные качества
Терпение и терпимость
Этика о нравственном выборе
Не совсем обычный урок. Суд над Сократом
Убеждение
Нравственный выбор
Совесть. Долг
Ответственность
Этика о воспитании самого себя
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Справедливость
Государство, основанное на справедливости
Современное государство. Государственные праздники
Нравственный закон человеческой жизни
Нравственный закон. Десять заповедей
Заповеди любви
Любовь – основа жизни
Прощение
Этика об отношении людей друг к другу
Древнегреческие мыслители о дружбе
Этика об отношении к другим людям и самому себе
Мысли и поступки. Слова и речь
Милосердие
«Золотое правило нравственности»
Как сегодня жить по нравственным законам
Нравственные законы в современном мире
Проявление человеколюбия. Жизнь Альберта Швейцера
Этическое учение Л.Н. Толстого
Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Деятельность учителя с учетом программы воспитания (ПВ) | Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
1 | Знакомство с новым предметом | 3 | | Создать условия для воспитания : общения на основе «золотого правила нравственности»; Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих; Осознавать с позиции нравственности свои поступки; Характеризовать примеры добрых правил; Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков; | http://school-collection.edu.ru http://eor-np.ru/ http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://www.openclass.ru/node/234008 http://pedsovet.su |
2 | Знакомство с основами этики | 3 | 1 |
| Этические учения о добродетелях | 4 | |
| Этика о нравственном выборе | 5 | |
| Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве | 5 | |
| Нравственный закон человеческой жизни | 4 | |
| Этика об отношении людей друг к другу | 5 | |
| Как сегодня жить по нравственным законам | 5 | |
| Всего | 34 | 1 | |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п по плану | № п/п По факту | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1. | 1.1 | Россия — наша Родина. Этика — наука о нравственной жизни человека | | |
2 | 1.2. | Этика общения: золотое правило этики | | |
3 | 1.3. | Практическая работа на тему:»Этика общения» | | |
4 | 1.4. | Добро и зло как нравственные категории | | |
5 | 1.5. | Дружелюбие. Уважение | | |
6 | 1.6. | Этика и этикет. Премудрости этикета | | |
7 | 1.7. | Критерии этикета: разумность, красота и гигиена | | |
8 | 1.8. | Контрольная работа по теме «Критерии этикета» | | |
9 | 1.9. | Правила поведения в школе и дома | | |
10 | 1.10. | Практическая работа на тему: «Правила поведения в школе и дома» | | |
11 | 1.11. | Речь и этикет | | |
12 | 1.12. | Этика человеческих отношений | | |
13 | 1.13. | Контрольная работа по теме «Этика человеческих отношений» | | |
14 | 1.14 | Природа — и человек | | |
15 | 1.15. | Родина, Отчизна, патриотизм | | |
16 | 1.16 | Человек среди людей | | |
17 | 1.17. | Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив | | |
18 | 1.18 | Практическая работа на тему: Этика отношений в коллективе» | | |
19 | 1.19 | Коллектив начинается с меня | | |
20 | 1.20 | Контрольная работа по теме «Коллектив начинается с меня» | | |
21 | 1.21 | Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе | | |
22 | 1.22 | Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе | | |
23 | 1.23 | Творческие работы | | |
24 | 1.24 | Нравственные истины. Общечеловеческие ценности | | |
25 | 1.25 | Практическая работа на тему: «Нравственные истины» | | |
26 | 1.26 | Ценность жизни | | |
27 | 1.27 | Человек рождён для добра | | |
28 | 1.28 | Милосердие — закон жизни | | |
29 | 1.29 | Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим | | |
30 | 1.30 | Душа обязана трудиться. Нравственные установки и нормы | | |
31 | 1.31 | Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности | | |
32 | 1.32 | Контрольная работа по теме «Нравственность на основе разумности» | | |
33 | 1.33 | Понять и простить: гуманизм как этический принцип | | |
34 | 1.34 | Этика поступков — нравственный выбор | | |
35 | 1.35 | Практическая работа на тему: «Этика поступков» | | |
36 | 1.36 | Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить дружно и легко | | |
37 | 1.37 | Лестница саморазвития | | |
38 | 1.38. | Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина | | |
39 | 1.39 | Контрольная работа по теме «Судьба и Родина едины» | | |
Приложение № 2. Лист корректировки
СОГЛАСОВАНО
_________В.В.Вишенина
_________.20____г.
Предмет_______________
Класс____________
Учитель_________________
№ урока | Тема | Кол-во часов по плану | Кол-во часов фактически | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |