СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по биологии 5 класс (1 час в неделю)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП для 5 класса ,(1час) Биология. 5 класс. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономаревой И.Н., 2017. – 124 с.

Просмотр содержимого документа
«РП по биологии 5 класс (1 час в неделю)»

1. Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Биологию» 5 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» линия И.Н. Пономарёвой.

ФГОС, линия « Алгоритм успеха»


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана - Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.


Рабочая  программа  по «Биологии» для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273.

  • Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции" (подготовлен Минобразования науки России 09.07.2017)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;

  • Приказ Минобразования науки России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( с изменениями и дополнениями от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. №889, от 03.06.2011 г. №1994, от 1.02.2012 г. №74)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 8.06.2017 приказ № 535; 20.06.17 приказ №581; 5.07.17 приказ №629;)

  • Инструктивно-методическое письмо « О формировании учебных планов образовательных организаций Кабардино-Балкарской республики, реализующих основные общеобразовательные программы на 2017-2018 учебный год» №22.01-13/4473 от 21.07.17

  • Образовательная программа основного общего образования ФГОС МКОУ «СОШ №6 г.Баксана»

  • Примерной программы по биологии (базовый уровень) созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта РФ от 05.03.2004 года №1089;

  • Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология».

  • Устава МКОУ СОШ №6 г. Баксана.

  • Положение о структуре порядке разработки и утверждения рабочих программ, предметов, курсов, дисциплин в МКОУ «СОШ №6 г. Баксана»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Биология в основной школе изучается в 5 классе 35 часов (1 ч. в неделю).

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни; понимание ценности знаний о своеобразии царств в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов; об организме и биогеоценозе как особых формах организации жизни; о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных Кабардино-Балкарии, занесенных в Красную

книгу.

В рабочей программе система педагогического контроля и оценивания достижений обучающихся предметных и метапредметных результатов планируется осуществлять в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании на уроках развивающего контроля, конференциях, круглых столах, работе в микрогруппах, защите проектов.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических навыков предусматривается в 5 классе выполнение 4 лабораторных работ.



урока

Тематика лабораторных работ

1

4

«Увеличительные приборы- микроскоп»

2

5

«Строение клетки»

3

13

«Знакомство с внешним строением растения»

4

15

Наблюдение за передвижением животных

Лабораторные работы оценочные.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ №629 от 5.07.17г. номер УМК 1.2.4.2.6.1.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н. Пономаревой и др. Биология, 2013

3. Методическое пособие.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса электронных ресурсов:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

-Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

презентации, разработанные учителем.

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература для учителя

1.Учебник «Введение в биологию» 5 класс авторы И.Н.Пономарёва, И.К.Николаев, О.А. Корнилова- М.: Вентана – Граф, 2012г

2.Электронное приложение к учебнику

3.Методические рекомендации.

Литература для учащихся

1.Тетрадь на печатной основе 5кл Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

2.Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

3.Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

4.Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

5.Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000;

6. Энциклопедия для детей. Биология/ под редакцией М.Д. Аксеновой - М.: Аванта +, 2001.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение;

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий ) и процессов (питание, дыхание, выделение);

• необходимости защиты окружающей среды;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• приспособлений организмов к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Формы контроля знаний

Промежуточные и итоговые тестовые контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются:

•ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

•планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и

инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);

Практическая часть

класс

Вид работы

Количество часов

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

год

5 «А»

5 «Б»

5»В»

Лабораторные работы






5 «А»

5 «Б»

5»В»

Контрольные работы






всего









3. Содержание учебного предмета.

Учебно-тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов /программа Пономарёвой/

Контрольные работы

Лабораторные работы

Проектная деятельность

1.

Биология – наука о живой природе

8

1

2


2.

Многообразие живых организмов

12

1

2


3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8

1


1

4.

Человек на планете Земля

7

1



Итого:

35 ч

4

4

1


Содержание тем учебного курса

I. «Биология – наука о живом мире» 8 часов

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Роль питания и дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена и жизнедеятельности клетки и организмов. Размножение.

Лабораторные работы:

1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

2 «Знакомство с клетками растений».

II «Многообразие живых организмов»11 часов

Принципы классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Значение растений в природе и жизни человека.

Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Лишайники. Роль в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

3 «Знакомство с внешним строением растения»

4 «Наблюдение за передвижением животных».


III. «Жизнь организмов на планете Земля» 7 часов

Взаимосвязи организмов с окружающей средой.

Влияние экологических факторов на организмы. Взаимосвязи организмов с окружающей средой.

Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращение энергии.

Приспособленность организмов к окружающей среде.

IV. «Человек на планете Земля» 6 часов

Место человека в системе органического мира.

Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы деятельности человека в экосистеме.















4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 5 «А» , 5 «Б», 5 «В» классах.

(35 часов, 1 час в неделю.)



урока




Тема урока


Кол-во часов



Тип/

форма урока


Лаб.работы


Средства обучения, оборудование

Планируемые результаты

Домашнее задание

Календарные

сроки

План

Факт

Глава 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)


1/1

Наука о живой

природе.

1

Вводный урок


Таблицы, объекты живой природы, иллюстрации из учебника

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы и ТБ в кабинете биологии

§ 1; выполнить задания в конце §; зад 1 и 6 в р.т.

Подготовить сообщения о разнообразии живых

организмов на Земле.

5а-



5б-


5в-


2/2

Свойства живого.

1

Изучение нового материала


Таблицы «Строение цветкового растения» «Строение животного»

Выделение отличительных признаков живых организмов.

§ 2; выполнить задания в конце §; зад.4-6 в р.т.

Подготовить сообщения о способах передвижения животных или о движениях растений.

5а-



5б-


5в-


3/3

Методы изучения природы.

1

Комбинированный


Портреты выдающихся ученых-биологов.

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

§ 3; выполнить задания в конце §; зад.5 и 6 в р.т.

Подготовить сообщения о птицах обитающих с вашим домом.

5а-



5б-


5в-


4/4

Увеличительные приборы.

1

Изучение нового

материала

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

таблица «Увеличительные приборы»; Микроскопы, ручные лупы, мякоть арбуза, плоды томатов.


Освоение основных правил работы с микроскопом

§ 4; выполнить зад.

в конце §; зад. 5 и 6 р. т.

Подготовить сообщения о современных электронных микроскопах и их возможностях.

5а-



5б-


5в-


5/5

Строение клетки. Ткани.

1

Комбинированный

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки» «Клеточное строение растений», микроскопы, микропрепараты кожицы лука.


Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

§ 5; выполнить зад. в конце §; зад. 4 и 5 р.т.

Изготовить модель- аппликацию «Строение растительной клетки» используя рис. 16. Прочитать текст для любознательных.

5а-



5б-


5в-


6/6

Химический состав клетки.

1

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.


пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы.


Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.

§ 6; выполнить зад. в конце §; зад. 4-6 в р.т.

Подготовить сообщение об овощных сельскохозяйственных растениях и их значении в жизни народов мира.

5а-



5б-


5в-


7/7

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный


Таблица «Строение растительной и животной клетки

Обмен веществ, деление клетки, клетка

§ 7; выполнить зад. в конце §; зад. 1, 5, и 6 в р.т.

Выполнить рисунок на тему «Клетка- живая система»

5а-



5б-


5в-


8/8

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1.

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок контроля и оценки



Портреты учёных. рисунки учебника, учебник, рабочая тетрадь


Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

Выполнить зад. 1-6 в р. т. Записать основные понятия темы, требующие запоминания.

Подготовить сообщение об исследованиях Чарльза Дарвина.

5а-



5б-


5в-



Глава 2. Многообразие живых организмов (12ч)

9/1

Царства живой природы.

1

Урок постановки учебной задачи


Таблицы «Многообразие живых организмов»;«Строение вируса» «Грибы» «Бактерии»

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

§ 8; выполнить зад. в конце §; зад. 3, 5 и 6 в р.т.

Подготовить сообщение о Значении деятельности Карла Линнея.

5а-



5б-


5в-


10/2

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

Урок решения учебной задачи


Таблица «Форма бактерий», «Строение растительной клетки» рисунки учебники, дополнительная литература.


Выделение существенных особенностей

строения и функционирования бактериальных клеток.


§ 9; выполнить задания в конце §; зад. 4-6 в р. т.

Подготовить сообщение о Значении бактерий в природе и в жизни человека.

5а-



5б-


5в-


11/3

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний.



иллюстрации, кисломолочная продукция, влажный препарат «корни бобовых с клубеньками»



Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями

§ 10; выполнить задания в конце §; зад. 4-6 в р. т.

Подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле.

5а-



5б-


5в-


12/4

Царство Растений.







1

Урок формирования знаний.



Картинки, таблицы «Растения. Биоразнообразие и размножение», гербарий «основные группы растений».


Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения

§ 11; выполнить зад. в конце §; зад. 5 и 6 в р. т.

Подготовить сообщение о лесах из древних папоротников, хвощей и плаунов.

5а-



5б-


5в-


13/5

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растения»


1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растения»


лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений (веточки сирени, сосны).


Определение существенных признаков семенных растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами

§ 11, оформить лаб/р; прочитать информацию для любознательных.

5а-



5б-


5в-


14/6

Царство Животных

1

Урок формирования знаний.



Таблицы «Простейшие» , изображения животных различных систематических групп.

Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека;

§ 12; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.

Создать список (альбом фотографий, рисунков) животных, охраняемых в нашем регионе.

5а-



5б-


5в-


15/7

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных»

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных»

Микроскопы,инструментарий, предметные и покровные стекла, вата, склянка с водой; культуры водных микроорганизмов, (инфузория туфелька)


Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Повторить § 12, прочитать информацию для любознательныхв конце§ 12 ; зад.1,2 и 6 в р.т.

5а-



5б-


5в-


16/8

Грибы.

1

Урок формирования знаний.



Таблица «Строение шляпочногогриба», муляжи,

микропрепараты, микроскоп.


Выделение существенных особенностей

представителей царства Грибы. Знание правил

оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами

§ 13; выполнить задания в конце §; зад. 4-6 в р.т. сообщения об истории открытия пенициллина и о его значении.

5а-



5б-


5в-


17/9

Многообразие и значение грибов.

1

комбинированный урок



Таблицы «Грибы», иллюстрации учебника, микроскоп, плесневые грибы.


Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; мер профилактики грибковых заболеваний

§ 14; выполнить задания в конце §; зад. 4 и 5 в р.т.

Сообщение о лишайниках их многообразии и значении в природе.

5а-



5б-


5в-


18/10

Лишайники.

1

Урок формирования знаний.



Гербарий или коллекция лишайников, таблицы, рисунки учебника


Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников.

§ 15; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.

Разработать проект или схему «Значение живых организмов в природе и жизни человека.»

5а-



5б-


5в-


19/11

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1

комбинированный урок



Объекты живой природы из различных систематических групп,таблицы, презентации

Знание о существовании сортов культурных растений и пород животных.

Объяснение роли биологии в практической

деятельности человека.

§ 16; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.

Записать основные понятия темы требующие запоминания.

5а-



5б-


5в-


20/12

Обобщение и систематизация знаний по теме 2.



1

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок контроля и оценки


Таблицы, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь


Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Повторить §§ 8-16

5а-



5б-


5в-


Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч)

21/1

Среды жизни планеты Земля.

1

комбинированный урок


Таблицы «Среды жизни», гербарий водных наземных паразитических растений.

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

§ 17; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.


5а-



5б-



5в-


22/2

Экологические факторы среды.

1

Урок формирования знаний.


Таблицы «Среды жизни на Земле». «Экологические факторы»; изображения объектов живой природы.

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

§ 18 ; выполнить задания в конце §; зад. 4-6 в р.т.

Подготовить проект и выполнить графическую модель «Экологические факторы» для кабинета биологии.

5а-



5б-



5в-


23/3

Приспособления организмов к жизни в природе.

1

комбинированный урок



Таблицы «Адаптации организмов к разным средам и условиям обитания»,

Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение


§ 19; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.

Написать мини-сочинение о каком-либо животном своего края и его приспособлениях к условиям жизни.

5а-



5б-


5в-


24/4

Природные сообщества.

1

комбинированный урок



Таблицы «Природное сообщество», «Пищевая цепь», Круговорот веществ», гербарий.


Знание природных зон планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

§ 20; выполнить задания в конце §; зад. 4- 6 в р.т.

Изготовить модель аппликацию природного сообщества «лес».

5а-



5б-


5в-


25/5

Природные зоны России.

1

Урок формирования знаний.


Таблицы «Тундра», «Тайга», «Степь», гербарий, иллюстрации учебника.


Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


§ 21; выполнить задания в конце §; зад. 4- 6 в р.т.

5а-



5б-


5в-


26/6

Жизнь организмов на разных материках.

1

Урок формирования знаний.

работа учебником

Урок-игра


Таблицы, иллюстрации учебника, Красная книга, дополнительная литература


Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


§ 22 ; выполнить задания в конце §; зад. 4- 6 в р.т.

Сообщение или альбом рисунков на тему «Живой мир Земли»

5а-



5б-


5в-


27/7

Жизнь организмов в морях и океанах.




1

Урок формирования знаний.



Таблицы, иллюстрации учебника, влажные препараты,


Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

§ 23; выполнить задания в конце §; зад. 5- 6 в р.т. Записать в тетрадь основные понятия тема, требующие запоминания.


5а-



5б-


5в-


28/8

Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

1

Урок контроля и оценки



Таблицы, иллюстрации учебника, рабочие тетради

Применение полученных знаний в практической работе.

Повторение §§17-23

5а-



5б-


5в-


Глава 4. Человек на планете Земля (7ч)

29/1

Как появился человек на Земле.

1

Урок формирования знаний.



Рисунки учебника

Рабочая тетрадь

Бюст австралопитека, кроманьонца, неандертальца

Питекантропа

Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного

§ 24; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.

5а-



5б-


5в-


30/2

Как человек изменял природу.

1

Урок формирования знаний.



Изображения елового, соснового, тропического леса, лесопасадок, вымерших животных.


Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

§ 25; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т.

Сообщения о причине вымирания видов птицы дронт.

5а-



5б-


5в-


31/3

Важность охраны живого мира планеты.



1

Урок формирования знаний.



Таблица с изображениями редких иисчезающих видов растений и животных( лотос, тигр, соболь, леопард, выхухоль, дронт), вымерших животных.


Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

§ 26; выполнить задания в конце §; зад. 5- 6 в р.т. Подготовить сообщение об охраняемых территориях в Кабардино-Балкарии

5а-



5б-


5в-


32/4

Сохраним богатство

живого мира.

1

комбинированный урок



Красная книга,изделия изготовленные из объектов живой природы( бумаги,ткани, продукты питания, лекарства, краски)


Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

§ 27; выполнить задания в конце §; зад. 5 и 6 в р.т. Записать основные понятия темы, требующие запоминания. Выбрать тему задания на дом.

5а-



5б-


5в-


33/5

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.



Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живых организмов. Проверять правильность теоретических выводов.


5а-



5б-


5в-


34/6

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент.

Экскурсия

1

Экскурсия. Работа в группах.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».




5а-



5б-


5в-


35/7

Задания на лето

1

Урок обобщения и систематизации знаний.


Таблицы

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Задания на лето стр.123-124.

5а-



5б-



5в-


















Приложения к программе

Входная диагностика

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части (1-10) выберите один верный ответ.

  1. Найди верное утверждение.

  1. 1. воздух – это жидкое вещество.

  2. воздух – это газообразное вещество.

  3. воздух – это твёрдое вещество.

  4. воздух – это вязкое вещество.

  1. 2.Укажите признаки живого организма.

  1. А. питается

  2. Б. растёт

  3. В. используется в пищу

  4. Г. дышит

  1. 1. БВГ 2. АВГ3. АБГ 4. АБВ

  2. 3. Какой гриб из перечисленных относится к ядовитым?

  1. 1. опёнок

  2. 2. белый гриб

  3. 3. подосиновик

  4. 4. мухомор

  1. 4.Какой признак является главным для дерева?

  1. 1. дерево высокое

  2. 2. у дерева много веток

  3. 3. у дерева один твёрдый ствол

  4. 4. у дерева много листьев на ветках

  1. Что такое почва?

  1. верхний плодородный слой земли.

  2. верхний слой земли.

  3. вещество чёрного цвета.

  4. вещество чёрного или серого цвета.

  1. 6.Какое из перечисленных растений относится к группе дикорастущих?

  1. традесканция

  2. астра

  3. берёза

  4. роза

  1. 7.Какое природное явление разрушает почву?

  1. 1. листопад

  2. 2. изморозь

  3. 3. гололёд

  4. 4. ветер

  1. 8. Почему нельзя разорять муравейники?

  1. 1. жалко муравьёв

  2. 2. муравьи – полезные насекомые

  3. 3. муравьи кусаются

  4. 4. муравьи строят муравейники

  1. 9. Что улучшает плодородие почвы?

  1. 1. мусор

  2. 2. гнилые деревья

  3. 3. растущая трава

  4. 4.перегной

  1. 10. Цветки какого растения заваривают и пьют при простуде?

  1. 1. яблоня

  2. 2. вишня

  3. 3. черёмуха

  4. 4.липа

  1. Часть 2

  2. При выполнении заданий этой части (11-14) запишите ответ

  3. 11. Как называется дикий «родственник» домашнего животного – свиньи?

  4. Курица. Кабан. Свинья. Овца.

  5. Ответ __________________________________________________________________

  6. 12. Как называется система органов человека, состоящего из головного мозга, спинного мозга, нервов и органов чувств.

  7. Ответ___________________________________________________________________

  8. 13. В каком случае сон будет спокойным и глубоким?

  9. Если перед сном хорошо ___________________________ комнату.

  10. 14. Что произойдёт, если комнатные растения не поливать?

  11. Ответ ________________________________________________________________________

  12. Часть 3

  13. При выполнении заданий этой части запиши ответ, а в тексте подчеркни явные факты одной чертой, скрытые – двумя.

  14. 15. Определи название животного зоны лесов.

  15. Тело покрыто шерстью бурого цвета. Всеядное. К зиме жиреет. Зимой впадает в спячку. Детёныши рождаются в конце зимы.

  16. Ответ ________________________________________________________________________

  17. Вариант 2

  18. Часть 1

  19. При выполнении заданий этой части (1-10) выберите один верный ответ.

  1. Как называется пророщенное семя фасоли?

  1. проросток

  2. кустарник

  3. дерево

  4. трава

  1. Какую часть растения свёклы люди употребляют в пищу?

  1. лист

  2. корень

  3. цветок

  4. плод

  1. Укажи составные части почвы, обеспечивающие жизнь растений.

  1. вода, воздух, минеральные соли

  2. мыши, личинки, насекомые

  3. камни, песок, глина

  4. полезные ископаемые

  1. 4.Какой признак является главным для кустарника?

  1. 1. меньше дерева

  2. 2. много деревянистых стеблей

  3. 3. имеет цветки

  4. 4. имеет плоды

  1. 5.Какое из перечисленных растений относится к группе мхов?

  1. 1.кислица

  2. 2. мать-и-мачеха

  3. 3.сфагнум

  4. 4. щавель

  1. 6.Как называются растения, которые люди постоянно выпалывают на полях?

  1. 1. культурные

  2. 2. овощные

  3. 3. зерновые

  4. 4. сорняки

  1. 7.Что из перечисленного НЕ относится к строению гриба?

  1. 1. грибница

  2. 2. корень

  3. 3. шляпка

  4. 4. ножка

  1. 8.У каких деревьев листья называются «хвоинки»?

  1. А. сосна

  2. Б. берёза

  3. В. ель

  4. Г. лиственница

  1. АБВ 2.АБГ 3.АВГ 4.БВГ

  1. 9.Как называется прибор для определения температуры тела человека?

  2. 1. медицинский термометр

  3. 2. уличный термометр

  4. 3. комнатный термометр

  5. 4. мамина рука

  6. 10. Укажи в группе растений «лишнее».

  7. 1. берёза 2. Орешник 3. Дуб 4. осина

  8. Часть 2

  9. При выполнении заданий этой части (11-14) запишите ответ

  10. 11. Относится ли паук к насекомым? Ответ запиши словом «да» или «нет».

  11. Ответ ____________________________________________________________________

  12. 12. К какой системе органов человека относится рот, зубы желудок, кишечник?

  13. Ответ ___________________________________________________________________

  14. 13. Впиши недостающее слово, чтобы получился совет, которому необходимо следовать всегда.

  15. Мыть руки обязательно ______________________________ раз в день, особенно перед едой.

  16. 14. Как одним словом называются растения, которые человек сам сажает, выращивает?

  17. Ответ _____________________________________________________________________

  18. Часть 3

  19. При выполнении заданий этой части запиши ответ, а в тексте подчеркни явные факты одной чертой, скрытые – двумя.

  20. 15. Определи название природного сообщества, представители которого являются: белки, кабаны, бурые медведи, лисы, зайцы, волки.

  21. Ответ _____________________________________________________________________

  22. Критерии оценивания

  23. За правильное выполнение всех заданий (1-15) ставится отметка «5»,

  24. за правильное выполнение 12-14 заданий ставится отметка «4»,

  25. за правильное выполнение 9-11 заданий ставится отметка «3»,

  26. если выполнено заданий меньше девяти – отметка «2».

  27. Ответы

    1. Задание

    2. Вариант

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. 9

    1. 10

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 3

    1. 1

    1. 3

    1. 4

    1. 2

    1. 4

    1. 4

    1. 2

    1. 1

    1. 2

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 2

    1. 3

    1. 1

    1. 2

    1. Задание

    2. Вариант

    1. 11

    1. 12

    1. 13

    1. 14

    1. 15

    1. 1

    1. кабан

    1. нервная

    1. проветрить

    1. погибнут

    1. медведь

    1. 2

    1. нет

    1. пищеварительная

    1. несколько

    1. культурные

    1. лес

  28. Итоговая диагностика

  29. Вариант 1

  30. Часть 1

  31. При выполнении заданий этой части (1-6) выберите один верный ответ.

  32. 1.Одноклеточным организмом является

  33. А) Амёба Б) Ромашка В) Мухомор Г) Мышь

  34. 2.Слияние наследственной информации происходит при

  35. А) Опыление Б) Оплодотворение В) Размножение Г) Дыхание

  36. 3.Признак, характерный для животных

  37. А) Создание питательных веществ под действием солнца

  38. Б) Неподвижный образ жизни

  39. В) Питание готовыми органическими веществами

  40. Г) Наличие в клетках хлорофилла

  41. 4.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются

  42. А) Производители Б) Потребители В) Разрушители Г) Обогатители

  43. 5.Кенгуру, ехидна, утконос, коала, попугай кеа – это обитатели материка:

  44. А) Евразия Б) Африка В) Австралия Г) Америка

  45. 6.Приспособления, характерные для животных – паразитов

  46. А) Наличие прицепок, крючков и присосок

  47. Б) Низкая плодовитость

  48. В) Хорошо развиты органы чувств

  49. Г) Хорошо развиты конечности

  50. Часть 2

  51. 7.Установите соответствие между видами животных и группами организмов, к которым они относятся в зависимости от роли, выполняемой в природе. Ответы впишите в таблицу.

  52. ЖИВОТНЫЕ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ

  1. Дождевой червь А) Опылители

  2. Моховый шмель Б) Распространители плодов и семян

  3. Сойка обыкновенная В) Санитары природы

  4. Пятнистая гиена Г) Почвообразователи

  1. 1

  1. 2

  1. 3

  1. 4

  1. 8. Выберите из списка и запишите номера только тех суждений, которые можно получить путём измерений.

  2. 1) Комнатные растения наклоняются в сторону источника света.

  3. 2) При отсутствии полива комнатные растения погибают.

  4. 3) У зверей, живущих в холодном климате, развит густой подшёрсток.

  5. 4) Дождевые черви питаются перегноем.

  6. 5) Сахар лучше растворяется в горячей воде, чем в холодной.

  7. 6) Птицы строят гнёзда весной.

  8. 7) Рога лося достигают полутора метров в размахе.

  9. 8) Длина тела соболя достигает 56 см.

  10. 9) Гепард может бежать со скоростью 110 км/ч.

  11. 10) В кладке утки кряквы насчитывается от 8 до 10 яиц.

  12. Ответ _______________________________________________________________________

  13. 9.В приведённом списке правил поведения человека во время сильного ветра, грозы и града выберите и запишите верные. Объясни, почему некоторые правила ты не выбрал в верные?

  1. Переждать стихию можно под деревом.

  2. Как убежище от града можно использовать автобусные остановки, подъезды, перевёрнутые лодки, сараи.

  3. Спрятаться от дождя, града и молнии в сельской местности можно под вёдра и тазами.

  4. Дома закрыть форточки, двери и отойти подальше от окон.

  5. Во время грозы не следует купаться.

  6. Пережидать стихию лучше на возвышенных участках.

  7. На открытой местности можно спрятаться в канаве или овраге.

  1. Ответ ______________________________________________

  2. Часть 3

  3. 10. Максим любил прогуливаться по лесу, который расположился вблизи его дома. Но чтобы добраться до него, нужно преодолеть автомобильную дорогу. Максим старался ежедневно бродить по любимому лесочку. Ему нравилось наблюдать за явлениями природы и улавливать малейшие изменения, которые происходили в лесу. Однажды, он любовался, как заяц вилял между березками, спасаясь от неожиданной встречи с Максимом. Как – то возвращаясь домой, он заметил, как два грибника увлечено собирали грибы под одиноко стоящими берёзками, расположившиеся на крутом склоне дороги.

  4. 1.Как бы ты повел себя, если оказался на месте Максима?

  5. 2.Какой совет ты бы дал грибникам?

  6. 3. Обоснуй свои действия.

  7. Ответ ______________________________________________

  8. 11.Опишите порядок своих действий при оказании первой помощи человеку, который: играя во дворе, подвернул ногу и не может идти..

  9. Ответ ______________________________________________

  10. 12.Рассмотри схему предложенной цепи питания. Предложи свой примеры.

  11. 13.Подумайте и ответьте на вопрос.

  12. Как считаешь, почему наиболее заселёнными в океане являются прибрежные участки, глубина которых не превышает 200 м?

  13. Ответ ______________________________________________

  14. Вариант 2

  15. Часть 1

  16. При выполнении заданий этой части (1-6) выберите один верный ответ.

  17. 1.В чём главное отличие бактерий от клетки животного или растения?

  18. А) Имеет оболочку В) Одноклеточные

  19. Б) Имеет цитоплазму Г) Нет ядра

  20. 2.Мужские половые клетки растений называются

  21. А) Яйцеклетками Б) Сперматозоидами В) Спорами Г) Спермиями

  22. 3.Организмы, способные создавать органическими веществами из неорганических, называются

  23. А) Производители Б) Потребители В) Разрушители Г) Обогатители

  24. 4.Организм, ведущий придонный образ жизни

  25. А) Рыба – меч Б) Медуза В) Акула Г) Морская звезда

  26. 5.К светолюбивым растениям относятся:

  27. А) Ландыш Б) Одуванчик В) Майник Г) Вероника

  28. 6.Приспособления, характерные для млекопитающих – обитателей почвы.

  29. А) Ласты и плавники

  30. Б) Развиты копательные конечности

  31. В) Плоская форма тела

  32. Г) Прыгательные конечности

  33. Часть 2

  34. 7.Сопоставьте методы изучения живой природы со сведениями о живых организмах, которые могут быть получены при их применении. Ответы впишите в таблицу.

  35. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЯ О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ

  1. Эксперимент А) птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края с

  1. приходом осени

  1. Измерение Б) масса тела амурского тигра достигает 270 кг

  2. Наблюдение В) рост растений происходит интенсивнее при внесении в почву

  1. удобрений

    1. 1

    1. 2

    1. 3

  2. 8. Выбери из списка и запиши номера, под которыми указаны названия видов

  3. 1) Подорожник

  4. 2) Клевер ползучий

  5. 3) Крыса

  6. 4) Кошка

  7. 5) Клевер

  8. 6) Амурский тигр

  9. 7) Клевер горный

  10. 8) Подорожник ланцетный

  11. 9) Чёрная крыса

  12. Ответ ______________________________________________

  13. 9. Из предложенного списка выберите и запишите номера тех приспособлений организмов, которые характерные только для обитателей водной среды. Объясни, почему некоторые приспособления ты не выбрал в верные?

    1. Обтекаемая форма тела

    2. Жгутики и реснички

    3. Развитые бегательные конечности

    4. Жабры

    5. Ласты и плавники

    6. Развитый шёрстный покров

    7. Дыхание растворённым в воде кислородом

    8. Дыхание атмосферным кислородом

    9. Способность к «парению» в толще воды

  1. Ответ ______________________________________________

  2. Часть 3

  3. 10. Володя и Слава невзирая на прохладную, хотя и солнечную погоду, решили искупаться. В воде Слава наступил на осколок стекла и сильно порезал ногу. Володе нужно было оказать другу помощь на месте происшествия. Как бы ты поступил на месте Володи? Опиши поэтапно свои действия.

  4. Ответ ______________________________________________

  5. 11. Найди и запиши лишний организм. Объясни, почему оно лишнее в этой компании.

  6. Белая куропатка, полярная сова, ромашка лекарственная, домашняя кошка, благородный олень.

  7. Ответ ______________________________________________

  8. 12. Рассмотри схему предложенной цепи питания. Предложи свой примеры.

  9. 13.Подумайте и ответьте на вопрос.

  10. Чем отличаются взаимоотношения дерева с грибом трутовиком и белым грибом?

  11. Ответ ______________________________________________

  12. Критерии оценивания

  13. Общее количество – 24 балла: задания части А по 1 баллу, части В по 2 балла, части С по 3 балла.

  14. «5» - 21-24 балла «4» - 16 – 20 баллов

  15. «3» - 12 – 15 баллов «2» - ниже 12 баллов

  16. Ответы

    1. Вариант

    2. Задание

    1. 1

    1. 2

    1. А

    1. Г

    1. Б

    1. Г

    1. В

    1. А

    1. Б

    1. Г

    1. В

    1. Б

    1. А

    1. Б

    1. 1-Г

    2. 2-А

    3. 3-Б

    4. 4-В

    1. 1-В

    2. 2 – Б

    3. 3 - А

    1. 1,3,7,8,9

    1. 2,6,7,8

    1. 2,4,5,7

    1. 1,2,4,5,7,9

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!