СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по дисциплине "Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

для студентов 1 курса СПО

Просмотр содержимого документа
«РП по дисциплине "Биология"»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Ф.МОРОЗОВА»




УТВЕРЖДАЮ

Декан

лесопромышленного факультета

_________________Т.Л. Ищенко

«___» __________2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД. 09 Биология


по специальности

среднего профессионального образования


(форма обучения - очная)















Воронеж 2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности и учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по данной специальности, утвержденного ректором ВГЛТУ 17.04.2020 г.









Организация-разработчик: ФГБОУ ВО ВГЛТУ имени Г.Ф. Морозова


Разработчик:


Толбина И.А., каф. ботаники и физиологии растений



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

  2. Структура и содержание учебной дисциплины

  3. Условия реализации учебной дисциплины

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.03 Технология деревообработки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании в области наземных транспортных средств при наличии основного общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Биология» относится к базовым дисциплинам. Её индекс по учебному плану – БД.09.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, ткани, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

Уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Владеть:

- знаниями по профилактике отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- методами оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины складывается из:

максимальной учебной нагрузки (всего) обучающегося по образовательной программе –5 4 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лекции

24

лабораторные работы

12

Самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация: второй семестр – дифференцированный зачет



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1. Введение


Содержание учебного материала










1

1

Введение. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Учение о клетке

1

2

Признаки и уровни живых организмов. Многообразие живых организмов.

1


Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.


Тема 2. Учение о клетке


Содержание учебного материала


1

1

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Типы, строение и функции клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Митоз.

2

2

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

2


Демонстрации

Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Митоз.


Лабораторные работы

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

4

Самостоятельная работа обучающихся:



Функции запасных питательных и отбросных веществ.

3


Тема 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов


Содержание учебного материала



1


Организм – единое целое. Многообразие организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

1

1

2

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

1

Самостоятельная работа обучающихся:



Здоровый образ жизни человека. Профилактика заболевания. Польза гимнастики

5


Тема 4. Основы генетики и селекции


Содержание учебного материала


1

1


Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2

2

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.

1

3

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

4

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

1

5

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

1

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.


Лабораторные работы

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости.

4

Тема 5. Эволюционное учение


Содержание учебного материала



1

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

1

1

2

Естественный отбор. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

1

3

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.

1

Тема 6.История развития жизни на земле

Содержание учебного материала


1

1


Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

2

Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Современные теории происхождения жизни (доклад). Эволюция растений и животных (сообщения, конспект).

1

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.


Лабораторные работы

Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

Самостоятельная работа обучающихся:



Критика расизма. Происхождение растений, животных, человека.

5


Тема 7.Основы экологии



Содержание учебного материала


1


1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

2

2

Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

2


3

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере.


Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.


Лабораторные работы

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2

Самостоятельная работа обучающихся:



Загрязнение биосферы. Проблемы в сельском хозяйстве. Выращивание экологически чистых продуктов.

5



Всего:


54



3. условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинет биологии.

Оборудование учебного кабинета:

Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, доска аудиторная, книжный шкаф, комплект учебной мебели на 16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, тумба с ящиками и дверцей, шкаф – стеллаж.

Лабораторное оборудование, аппараты и приборы: микроскопы, весы аналитические, бытовые весы, штативы металлические, сушилка для стеклянной посуды.

Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда: аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах, держатели для пробирок, ерш пробирочный, карандаш по стеклу, палочки стеклянные, пинцет, пробки резиновые (разного диаметра), резиновые перчатки, пробирки лабораторные (10 мл), стаканы химические с носиком (50 мл), предметные и покровные стекла, фарфоровая чаша.

Технические средства обучения:

ноутбук, мультимедийная система.

Учебно-наглядные пособия:

1. Плоскостные средства обучения: таблицы, плакаты, схемы и др.

2.Макро- и микропрепараты.

3.Электронные презентации.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1. Андреева Т. А. Биология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.А. Андреева. - М.: РИОР, 2008. - 241 с. - ЭБС "Знаниум".

Дополнительная литература:

1. Биология [Электронный ресурс] : учебник и практикум: рек. УМО среднего и профессионального образования в качестве учебника для студентов СПО / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под ред. В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 453 с. - ЭБС "Юрайт".

2. Дегтярева С. И. Биология [Электронный ресурс] : методические указания к лабораторным работам для студентов, обучающихся по всем специальностям среднего профессионального образования / С. И. Дегтярева; ВГЛТУ. - Воронеж, 2018. - 24 с. - ЭБС ВГЛТУ.

3. Дегтярева, С. И. Биология [Электронный ресурс] : методические указания для самостоятельной работы обучающихся по всем специальностям среднего профессионального образования / С. И. Дегтярева; ВГЛТУ. - Воронеж, 2017. - 11 с. - ЭБС ВГЛТУ.



Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Для освоения дисциплины необходимы следующие ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. http://www.sbio.info – вся биология

2. http://www.darwin.museum.ru – государственный Дарвиновский музей

3. http///en.edu.ru – естественно-научный образовательный портал – является составной частью федерального портала "Российское образование". Содержит ресурсы и ссылки на ресурсы по естественно-научным дисциплинам (физика, химия и биология).

4. http://www. еcosystem – содержит ресурсы и ссылки на ресурсы по естественно-научным дисциплинам (физика, химия и биология).

5. http://www.glossary.ru/cgi-bin – глоссарий


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Таблица 3


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов

обучения


Умения:



объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

тестирование,

оценка выполнения лабораторных работ


составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

оценка выполнения лабораторных занятий



выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности

оценка выполнения лабораторных занятий



анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения

оценка выполнения лабораторных занятий



находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

исследовательская работа


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек






индивидуальные творческие задания

Умения:


основные положения клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

индивидуальные творческие задания

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения действия искусственного и естественного отбора, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;





домашняя работа

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки

индивидуальные творческие задания

биологическую терминологию и символику.

тестирование, домашняя работа



Разработчик:


ФГБОУ ВО ВГЛТУ, Толбина И.А.

























ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД.09 Биология



по специальности

среднего профессионального образования


(форма обучения - очная)


Состав:

- структура фонда оценочных средств;

- комплекты оценочных средств текущего контроля;

- перечень вопросов к коллоквиуму;

- критерии оценки текущего контроля;

- перечень вопросов к экзамену и критерии оценки ответов;

- комплект типовых заданий для проведения экзамена;

- критерии оценки экзамена;

- билеты для проведения экзамена;

- тесты для проверки остаточных знаний и критерии их оценки.











Структура фонда оценочных средств учебной дисциплины

«Биология»

по специальности среднего профессионального образования


Наименование оценочного средства

(представление в фонде)

Контролируемые разделы (темы), модули дисциплины

Контролируемые результаты освоения дисциплины (или их части)

Количество вариантов

1

Контрольная работа – текущий контроль

№ 1

Тестовое задание – текущий контроль

№ 2

Тема 2. Учение о клетке

Предметные:

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Список вопросов –

1 вариант;

Тестовое задание – 2 варианта

2

Тестовые задания – текущий контроль

№ 3

Тема 3. Организм. Размножение и индивидуа-

льное развитие организмов

Личностные:

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.

Тестовые задания – 5 вариантов

3

Тестовые задания – текущий контроль

№ 4

Тема 4. Основы генетики и селекции

Личностные:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира.

Тестовые задания в виде 20 вопросов

4

Тестовые задания – текущий контроль

№ 5


Тема 5. Эволюционное учение


Предметные:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

Тестовые задания – 2 варианта по 16 и 18 вопросов

5

Тестовые задания – текущий контроль

№ 6


Тема 6. История развития жизни на земле

Метапредметные:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); − способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Тестовые задания – 2 варианта по 11 вопросов

6

Тестовые задания – текущий контроль

№ 7

Тема 7. Основы экологии


Личностные:

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

Метапредметные:

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Тестовые задания из 10 вопросов и творческое задание из 3 вопросов

КОМПЛЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ


Примерные варианты текущего контроля №1


  1. Формы и размеры клеток.

  2. Клеточная теория Т.Шванна.

  3. Субмикроскопическая структура клетки (плазмалемма).

  4. Конституционные и эргастические вещества.

  5. Характеристика органоидов: АГ, ЭПС, рибосомы, митохондрии, пластиды.

  6. Вакуоль: строение и функции.

  7. Первичная и вторичная клеточная оболочка.

  8. Ядро, его строение, функции.

  9. Характеристика вирусов.


Примерные варианты текущего контроля №2


Тест – 1 вариант

1) Растворитель веществ в клетке:

А) ядро В) лизосома С) цитоплазма Д) хлоропласт Е) митохондрия

2) Синтез белка происходит в:

А) митохондрии В) лейкопласте С) Аппарате Гольджи Д) рибосоме Е) ядре

3) Оранжевые пластиды называются

А) хлоропласты В) хромопласты С) хромосомы Д) лизосомы Е) лейкопласты

4) Клеточная стенка состоит из хитина у:

А) грибов В) вирусов С) бактерий Д) растений Е) животных

5) Ядерные организмы называются

А) фаги В) прокариоты С) цианобактерии Д) эукариоты Е) кокки

6) Синтез углеводов липидного состава (гликолипидов) происходит в:

А) ядре В) митохондрии С) пластиде Д) ЭПС Е) рибосоме

7) Выросты внутренней мембраны митохондрий:

А) стафилококки В) граны С) кристы Д) тилакоиды Е) вибрионы

8) Мозговой центр клетки:

А) ядро В) лизосома С) цитоплазма Д) хлоропласт Е) митохондрия

9) Синтез энергии происходит в:

А) митохондрии В) лейкопласте С) Аппарате Гольджи Д) рибосоме Е) ядре

10) Бесцветные пластиды называются

А) хлоропласты В) хромопласты С) хромосомы Д) лизосомы Е) лейкопласты

11) Клеточная стенка состоит из целлюлозы у:

А) грибов В) вирусов С) бактерий Д) растений Е) животных

12) Безъядерные организмы называются

А) эукариоты В) прокариоты С) лишайники Д) водоросли Е) хроматофоры

13) Защиту клетки и избирательную проницаемость осуществляет

А) цитоплазма В) мембрана С) ядро Д) ЭПС Е) аппарат Гольджи

14) Выросты внутренней мембраны хлоропластов:

А) стафилококки В) граны С) кристы Д) спириллы Е) вибрионы

15) Окраска осенних листьев зависит от:

А) эритроцитов В) хромопластов С) хлоропластов Д) лейкопластов Е) лейкоцитов

16) Образование и накопление крахмала происходит в

А) эритроцитах В) хромопластах С) хлоропластах Д) лейкопластах Е) лейкоцитах

17) Полужидкое коллоидное вещество клетки:

А) ядро В) лейкопласт С) Аппарат Гольджи Д) рибосома Е) цитоплазма

18) Гранулярной и гладкой бывает:

А) мембрана В) эндоплазматическая сеть С) митохондрия Д) аппарат Гольджи Е) пластида

19) Шаровидные бактерии называются

А) спириллы В) вибрионы С) бактериофаги Д) кокки Е) фаги

20) Для квашения капусты используются бактерии

А) клубеньковые В) почвенные С) молочно – кислые Д) уксусные Е)гниения

21) Для превращения перегноя в минеральные вещества используются бактерии

А) клубеньковые В) почвенные С) молочно – кислые Д) уксусные Е)гниения

22) Полость в цитоплазме заполненная клеточным соком называется:

А) вакуоль В) пластида С) хромосома Д) лизосома Е) лизосома

23) Энергетической станцией клетки называют:

А) вакуоль В) хромосому С) лизосому Д) митохондрию Е) лизосому

24) Бактериальное заболевание:

А)СПИД В) туберкулёз С) ОРВИ Д) герпес Е) корь

25) Не имеют клеточную мембрану

А) растения В) животные С) грибы Д) вирусы Е) бактерии


Тест – 2 вариант

1) Энергетическая станция клетки:

А) ядро В) лизосома С) цитоплазма Д) хлоропласт Е) митохондрия

2) Фотосинтез происходит в:

А) митохондрии В) хлоропласте С) Аппарате Гольджи Д) рибосоме Е) ядре

3) Зелёные пластиды называются

А) хлоропласты В) хромопласты С) хромосомы Д) лизосомы Е) лейкопласты

4) Клеточная стенка отсутствует у:

А) грибов В) вирусов С) бактерий Д) растений Е) животных

5) К прокариотам относятся

А) растения В) животные С) бактерии Д) грибы Е) водоросли

6) Органоид разлагающий питательные вещества

А) цитоплазма В) мембрана С) лизосома Д) ЭПС Е) митохондрия

7) Бесцветные пластиды называются

А) хлоропласты В) хромопласты С) хромосомы Д) лизосомы Е) лейкопласты

8) Содержит тилакоиды:

А) ядро В) цитоплазма С) хлоропласт Д) центриоль Е) ЭПС

9) Кладовая клетки:

А) ядро В) лизосома С) вакуоль Д) хлоропласт Е) митохондрия

10) Ферменты содержатся в:

А) митохондрии В) лейкопласте С) клеточном центре Д) рибосоме Е) лизосоме

11) Красные пластиды называются

А) хлоропласты В) хромопласты С) хромосомы Д) лизосомы Е) лейкопласты

12) Клеточная стенка очень тонкая и состоит из гликокаликса у:

А) грибов В) вирусов С) бактерий Д) растений Е) животных

13) К эукариотам относятся

А) цианобактерии В) животные С) бактерии Д) вибрионы Е) сарцины

14) Органоид клетки содержащий хромосомы:

А) цитоплазма В) мембрана С) лизосома Д) ЭПС Е) ядро

15) Участвует в образовании вакуолей:

А) хлоропласт В) хромопласт С) хромосома Д) лейкопласт Е) аппарат Гольджи

16) Окраска лепестков цветов зависит от:

А) эритроцитов В) хромопластов С) хлоропластов Д) лейкопластов Е) лейкоцитов

17) Бесцветные пластиды называются

А) эритроциты В) хромопласты С) хлоропласты Д) лейкопласты Е) лейкоциты

18) За все процессы жизнедеятельности отвечает:

А) ядро В) лейкопласт С) Аппарат Гольджи Д) рибосома Е) митохондрия

19) Бактерии в виде запятой называются

А) спириллы В) вибрионы С)бактериофаги Д)кокки Е) фаги

20) Для силосования корма используются бактерии

А) клубеньковые В) почвенные С) молочно – кислые Д) уксусные Е)гниения

21) Для превращения отмерших организмов в перегной используются бактерии

А) клубеньковые В) почвенные С)молочно – кислые Д) уксусные Е)гниения

22) Упругость клетки обеспечивает:

А) вакуоль В) пластида С) хромосома Д) лизосома Е) лизосома

23) Синтез АТФ происходит в:

А) вакуолях В) хромосомах С) лизосомах Д) митохондриях Е) лизосомах

24) Вирусное заболевание:

А)СПИД В) туберкулёз С)чума Д) холера Е) бактериоз

25) Клеточная мембрана состоит из целлюлозы или клетчатки у:

А) растений В) животных С) грибов Д) вирусов Е) бактерий


Ключ ответов к тесту «Строение клетки и её функции»

№ вопроса, тема

1 вариант

2 вариант

1

В

Е

2

Д

В

3

В

А

4

А

В

5

Д

С

6

Д

С

7

С

Е

8

А

С

9

А

С

10

Е

Е

11

Д

В

12

В

Е

13

В

В

14

С

Е

15

В

Е

16

Д

В

17

Е

Д

18

В

А

19

Д

В

20

С

С

21

В

Е

22

А

А

23

Д

Д

24

В

А

25

Д

А



Примерные варианты текущего контроля №3


Вариант 1

Выберите несколько правильных ответов.

  1. Чем митоз отличается от мейоза?

а) Происходят два следующих друг за другом деления.

б) Происходит одно деление, состоящее из четырех фаз.

в) Образуются две дочерние клетки идентичные материнской,

г) Образуются четыре гаплоидные клетки.

д) К полюсам клетки расходятся и гомологичные хромосомы, и гомологичные хроматиды.

е) К полюсам клетки расходятся только хроматиды.

  1. Сходство митоза и мейоза состоит:

а) в том, что это способы деления эукариотических клеток;

б) в том, что это способы деления прокариотических клеток;

в) наличии двух последовательных делений;

г) наличии одинаковых фаз: профаз, метафазы, анафазы, телофазы.

д) результатах деления: образования новых клеток;

е) наличии одного деления.

  1. Выберите из предложенных пар альтернативные признаки:

а) красный цветок – махровый цветок;

б) ломкая соломина – высокая соломина;

в) скороспелый – позднеспелый;

г) цветок блюдцеобразный – цветок белый;

д) высокий рост – низкий рост;

е) глаза карие – глаза голубые.

  1. Выберите верные утверждения:

а) гаметы гаплоидны;

б) гаплоидный организм не может иметь гомологичных хромосом;

в) гаметы гетерозиготны;

г) гаплоидный организм может быть гетерозиготным;

д) закон чистоты гамет  нарушается для диплоидных организмов;

е) у диплоидного организма ген  представлен двумя аллелями.

Задание на установление последовательности биологических процессов.

  1. Установите, в какой последовательности в первом делении мейоза протекают процессы:

а) конъюгация гомологичных хромосом;

б) разделение пар хромосом и перемещение к полюсам;

в) образование дочерних клеток;

г) расположение гомологичных хромосом в плоскости экватора.

  1. Установите, в какой последовательности фазы митоза сменяют друг друга:

а) анафаза;

б) телофаза;

в) метафаза;

г) профаза.

Часть «С»

Задания с кратким свободным ответом.

  1. Что такое генная инженерия?

  2. Что такое гетерозис?


Вариант 2

I. Определить, верно ли данное высказывание.

1. В интерфазе митоза происходит удвоение количества ДНК в ядре.

2. Кроссинговер — это спаривание гомологичных хромосом.

3. Половые клетки образуются только в результате мейоза.

4. В результате мейоза получаются 4 гаметы из 1 материнской клетки.

5. Обоеполые животные называются гермафродитами.

6. Почкование — вид полового размножения.

II. Охарактеризуйте способ бесполого размножения  - почкование.

III. Сравните виды постэмбрионального развития. Приведите примеры животных с каждым видом развития.

1. Прямое (без превращения).

2. Развитие с неполным превращением.

3. Развитие с полным превращением.

IV. Определите происхождение систем и органов и поставьте буквы, соответствующие частям зародыша, напротив каждого органа или системы.

Системы органов:                                   Части зародыша:

1. эпидермис кожи                                       А) эктодерма

2. скелетная мускулатура                            Б) мезодерма

3. эпителий легких                                       В) энтодерма

4. эпителий кишечника

5. бронхи

6. гладкая мускулатура мочевого пузыря

7. головной мозг

8 . кости

9. семенники

V. Уберите лишнее.

а) дробление                                         б) оплодотворение

в) гаструляция                                      г) первичный органогенез

«Размножение и индивидуальное развитие организма».


Вариант 3

I. Определить, верно ли данное высказывание.

1. В интерфазе мейоза I происходит удвоение количества ДНК в ядре.

2. Конъюгация — это спаривание гомологичных хромосом.

3. Соматические клетки образуются только в результате митоза.

4. В результате мейоза получаются 2 гаметы из 1 материнской клетки.

5. Итогом стадии гаструлы является образование 3-хслойного зародыша.

6. Раздельнополые животные называются гермафродитами.

II. Охарактеризуйте способ полового размножения - партеногенез.

III. Перечислите в порядке следования стадии развития зародыша. Дайте подробную характеристику образования бластулы (в виде рисунка с пояснениями).

IV. Определите происхождение систем и органов и поставьте буквы, соответствующие частям зародыша, напротив каждого органа или системы.

Системы органов:                                   Части зародыша:

1. ногти                                                          А) эктодерма

2. хрящи                                                         Б) мезодерма

3. сердечная мышца                                     В) энтодерма

4. печень

5. трахеи

6. эпителий мочевого пузыря

7. спинной мозг

8 .органы чувств

9. яичники

V. Выберите правильный ответ.

1.  Двухслойный зародыш называется:

А) гаструлой        Б) морулой         В) бластулой            Г) нейрулой

2. Какой набор хромосом характерен для зиготы?

А)n               Б)2n                В) Зn

«Размножение и индивидуальное развитие организма».


Вариант 4

I. Определить, верно ли данное высказывание.

1. В интерфазе мейоза I происходит удвоение количества ДНК в ядре.

2. Конъюгация — это обмен участками гомологичных хромосом.

3. Соматические клетки образуются только в результате мейоза.

4. В результате мейоза получаются 4 гаметы из 1 материнской клетки.

5. Размножение, при котором новый организм образуется из яйцеклетки без участия сперматозоида, называется почкование.

6. Раздельнополые животные называются гермафродитами.

II. Охарактеризуйте способ бесполого размножения - спорообразование.

III. Перечислите в порядке следования стадии развития зародыша. Дайте подробную характеристику образования гаструлы (в виде рисунка с пояснениями).

IV. Определите происхождение систем и органов и поставьте бук- I вы, соответствующие частям зародыша, напротив каждого органа или системы.

Системы органов:                                   Части зародыша:

1. волосы                                                       А) эктодерма

2. скелет                                                        Б) мезодерма

3. скелетные мышцы                                   В) энтодерма

4. эпителий кишечника

5. эпителий легких

6. эпителий мочеиспускательного канала

7. нервы

8 . эмаль зубов

9. половая система                        

V. Уберите лишнее.

а) почкование                                      в) сперматогенез

б) спорообразование                           г) митотическое деление

«Размножение и индивидуальное развитие организма».


Вариант 5

I. Определить, верно ли данное высказывание.

1. В интерфазе митоза происходит удвоение количества ядер.

2. Почкование — вид бесполого размножения.

3. Половые клетки образуются только в результате митоза.

4. Итогом стадии дробления является образование гаструлы.

5. Обоеполые животные называются гермафродитами.

6. Кроссинговер — это обмен участками гомологичных хромосом.

II. Охарактеризуйте способ бесполого вегетативного размножения растений.

III. Сравните поэтапно в виде схемы развитие сперматозоида и яйцеклетки. Укажите на схемах митотические и мейотические деления

IV. Определите происхождение систем и органов и поставьте бук вы, соответствующие частям зародыша, напротив каждого органа или системы.

Системы органов:                                   Части зародыша:

1. потовые железы                                        А) эктодерма

2. хорда                                                          Б) мезодерма

3. мышцы желудка                                       В) энтодерма

4. эпителий желудка

5. эпителий бронхов

6. почки

7. нервная система

8 . рецепторные клетки органов чувств

9. кровь  

V. Выберите правильный ответ.

1. Дробление завершается образованием:

А) гаструлы               Б) морулы             В) бластулы          Г) нейрулы

2. Количество зародышевых листков, формирующих нейрулу  равно: А) 1; Б) 2;    В) 3.                      


Примерные варианты текущего контроля №4


Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

  1. Благодаря митозу число хромосом в клетках тела:

а) оказывается одинаковым;

б) уменьшается вдвое;

в) удваивается;

 г) изменяется с возрастом.

  1. В процессе деления клетки  наиболее существенные преобразования претерпевают:

а) митохондрии;

б) хромосомы;

в) рибосомы;

г) лизосомы.

  1. Сущность мейоза состоит:

а) в образовании клеток с диплоидным набором хромосом;

б) удвоении количества ДНК в клетках тела;

в) восстановлении полного набора хромосом в клетках;

г) образовании гамет с гаплоидным набором хромосом.

  1. В результате первого деления мейоза из одной материнской клетки образуются:

а) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом;

б) четыре дочерние клетки с увеличенным вдвое числом хромосом;

в) две дочерние клетки с увеличенным вдвое набором хромосом;

г) четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетки.

  1. Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида?

а) диплоидностью организмов;

б) процессами оплодотворения и мейоза.

      в) гаплоидностью организмов;

г) процессом деления клеток;

  1. В ядре яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре сперматозоида  этого животного:

а) 8 хромосом;

б) 16 хромосом;

в) 24 хромосомы;

 г) 32 хромосомы;

  1. У кошки рождаются котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:

а) прямым;

б) послезародышевым;

в) зародышевым;

      г) непрямым.

  1. Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих?

а) прямое;

б) непрямое;

 в) полное превращение;

 г) неполное превращение.

  1. Набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в родительских организмах при размножении:

а) вегетативном;

б) спорами;

в) половом;

г) почкованием.

10. Индивидуальное развитие организма от         зиготы до смерти называют:

а) эмбриогенезом;

б) филогенезом;

в) онтогенезом;

г) ароморфозом;

  1. Скрещивание организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам, составляет сущность метода:

а) гибридологического;

б) близнецового;

в) цитогенетического;

г) генеалогического;

  1. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки):

а) ААВВ;

б) АаВb;

в) aabb;

г) Aabb;

  1. Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологических хромосомах и называются:

а) доминантными;

б) рецессивными;

в) аллельными;

г) сцепленными.

  1. Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют:

а) доминантным;

б) рецессивным;

в) гибридным;

г) мутантным.

  1. Признак, который не проявляется в гибридном поколении, называют:

а) промежуточным;

б) мутацией;

в) доминантным;

г) рецессивным.

  1. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:

а) код ДНК;

б) генотип;

в) фенотип;

г) генофонд.

  1. При скрещивании черного кролика (АА) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов:

а) 100% черных;

б) 75% черных и 25% белых;

в) 50% черных и 50% белых;

г) 25% черных и 75% белых;

  1. При скрещивании томатов с генотипами Aabb, aaBB получится потомство с генотипом:

а) AABb;

б) AaBb;

в) AaBB;

г) aaBB.

  1. При скрещивании собак с черной и рыжей шерстью появилось 5 щенков, и все они имели черную шерсть, что свидетельствует о проявлении:

а) закона независимого наследования;

б) правила единообразия;

в) промежуточного характера наследования;

г) сцепленного с полом наследования.

  1. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расцепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие:

а) неполного доминирования;

б) полного доминирования;

в) взаимодействия генов;

г) сцепленного наследования.


Примерные варианты текущего контроля №5


Вариант 1

1. Морфологический критерий вида - это

1) его область распространения 2) особенности процессов жизнедеятельности

3)особенности внешнего и внутреннего строения 4)определенный набор хромосом и генов

2. Следствием изоляции популяций является

1 )миграция особей на соседнюю территорию 2) нарушение их полового состава

3) близкородственное скрещивание 4) нарушение их возрастного состава

3. На образование новых видов в природе не влияет

1) мутационная изменчивость 2 )борьба за существование

3) естественный отбор 4) модификационная изменчивость

4. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает

1) в результате распадения исходного ареала 2)внутри старого ареала

3) в результате расширения исходного ареала 4)внутри нового ареала

5. В результате взаимодействия движущих сил эволюции в природе происходит

  1. размножение организмов 2) изоляция 3)мутационный процесс 4)образование новых видов

6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

  1. движущим

  2. методическим

  1. искусственным

  2. массовым

7. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

  1. образованием большого количества пыльцы

  2. удлинением тычиночных нитей

  3. ранневесенним цветением

  4. наличием в цветках нектара, яркого венчика

8. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека — это

  1. атавизмы 3) гомологичные органы

  2. рудименты 4) аналогичные органы

9. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

  1. зиготы 2) споры 3)соматической клетки 4) цисты

10. Увеличение численного состава популяции определяется

  1. высокой частотой мутаций 2)разнообразием составляющих ее организмов

3)популяционными волнами 4)преобладанием рождаемости над смертностью

11. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

  1. взрослой лягушкой и головастиком

  2. бабочкой капустницей и ее гусеницей

  3. дроздом певчим и дроздом рябинником

  4. волками одной стаи

12. К какому виду приспособления относят яркую окраску божьих коровок?

  1. Мимикрии 2) маскировке 3) покровительственной окраске 4) предупреждающей окраске

13. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

  1. отпечаток археоптерикса 2) видовое разнообразие организмов

3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах 4) наличие раковины у моллюсков

14. К первым земноводным возникшим на Земле, относят

  1. стегоцефалов 2)латимерий 3)ихтиозавров 4) тритонов

15. Пример ароморфоза у млекопитающих: 1) теплокровность 2) гетеротрофное питание

3) аэробное дыхание 4) рефлекторная нервная деятельность

16. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является: изменение климата 2)хозяйственная деятельность человека; 3) изменение рельефа 4) увеличение численности хищников

17. Какая группа организмов в истории развития Земли была «пио­нером» освоения суши?

1) мхи 2) грибы 3) плауны 4) псилофиты


Вариант 2

1. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит

1) саморегуляция в экосистеме

2) колебание численности популяций

3) круговорот веществ и превращение энергии

4) формирование приспособленности организмов

2. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

1) обострению борьбы за существование 2) пищевой специализации

3) биологическому прогрессу 4) появлению комбинативной изменчивости

3. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате

  1. географической изоляции 3)взаимодействия движущих сил эволюции

  2. мутационной изменчивости 4)искусственного отбора

4. Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции

  1. эмбриологическим 3) физиологическим

  2. палеонтологическим 4) генетическим

5. Вид — совокупность особей, обладающих

  1. сходным набором хромосом

  2. способностью образовывать пищевые связи между особями

  3. сцособностью вступать в симбиотические отношения

  4. сходным строением клеток

6. Случайное изменение частот генов в генофонде популяции

  1. дрейф генов 2) модификация 3)саморегуляция 4) адаптация

7. Материалом для естественного отбора служит изменчивость

  1. сезонная 2) определенная 3)мутационная 4) фенотипическая

8. Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе — это

  1. охота акул, скатов 3)миграция перелетных птиц

  2. ночная активность летучих мышей 4)движение створок раковины моллюска

9. Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и общего происхождения, называются

  1. атавизмами 2) гомологичными 3)аналогичными 4) рудиментарными

10. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли?

  1. о сезонных изменениях в жизни растений

  2. об историческом развитии растений

  3. об индивидуальном развитии растений

  4. как осуществлялся фотосинтез у древних растений

11. Действие естественного отбора приводит к

  1. мутационной изменчивости 3)сохранению полезных для человека признаков

  2. случайному скрещиванию 4)возникновению новых видов

12. В чем проявляется приспособленность зайца-беляка к защите зимой от хищников? .

  1. наличии постоянной температуры тела 3)смене волосяного покрова

  2. наличии зимней спячки 4)образовании стай

13. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

  1. биологическом прогрессе 3)развитии по пути дегенерации

  2. биологическом регрессе 4)развитии по пути ароморфоза

14. Уменьшение ареала вида в природе свидетельствует о его

  1. биологическом прогрессе 3)развитии по пути дегенерации

  2. биологическом регрессе 4)развитии по пути ароморфоза

15. Эволюционное направление, которое характеризуется проявлением у организмов мелких приспособительных признаков,

  1. идиоадаптация 2) дегенерация 3)дивергенция 4) ароморфоз

16. В какую историческую эру появились прокариоты?

  1. архейскую 2) палеозойскую 3)протерозойскую 4) мезозойскую

17. В процессе эволюции у животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, произошло

  1. усложнение строения 3) исчезновение ряда органов

  2. усиление обмена веществ 4)усложнение жизнедеятельности

18. Напишите основные положения теории Дарвина.


Примерные варианты текущего контроля № 6


Вариант 1

1.Жизнь на Земле возникла:

1)первоначально на суше.

2)первоначально в океане.

3)на границе суши и океана.

4)одновременно на суше и в океане.

2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:

1)аэробными автотрофами. 2)анаэробными автотрофами

3)аэробными гетеротрофами4)анаэробными гетеротрофами.

3.Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:

1)органических веществ               3)одноклеточных прокариотических организмов                 2)коацерватных капель из органических веществ  4)одноклеточных эукариотических организмов

4.Правильная геохронологическая последовательность эр в истории  Земли следующая:

1)архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой

2)протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой

3)архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой

4)кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей

5.Главное  эволюционное событие в развитии органического мира в архее:

1)выход растений на сушу            3)появление и расцвет прокариот

2)появление и расцвет эукариот   4)появление многоклеточных животных

6.Деятельность живых организмов в протерозое привела к:

1)образованию почвы                            3)поглощению кислорода из атмосферы

2)накоплению в атмосфере кислорода 4)поднятию суши и образованию материков

7.Выходу растений на сушу в раннем палеозое предшествовало:

1)формирование озонового экрана2)насыщение атмосферы кислородом

3)насыщение атмосферы углекислым газом4)появление и развитие у них проводящей ткани

8.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :

1)Выход первых растений (псилофитов) на сушу

2)выход первых беспозвоночных животных на сушу

3)выход первых позвоночных (стегоцефалов) на сушу

4)расцвет в морях многоклеточных водорослей и костных рыб

9.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в конце мезозоя (мел)

1)Расцвет водорослей и пресмыкающихся

2)появление голосеменных и первых птиц

3)появление покрытосеменных и высших млекопитающих

4)расцвет пресмыкающихся и появление первых млекопитающих

10.Господствующее положение птиц в эволюции органического мира связано с их:

1)Относительно крупными размерами тела

2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве

3)теплокровностью и крупным головным мозгом

4)приспособленностью к разным способам размножения

11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в начале кайнозоя (палеоген,  неоген или третичный период) :

1)господство насекомых и голосеменных

2)появление первых млекопитающих птиц

3)господство покрытосеменных и появление приматов

4)расцвет пресмыкающихся и появление покрытосеменных


Вариант 2

1.Жизнь на Земле возникла:

1)первоначально на суше 2)первоначально в океане

3)на границе суши и океана 4)одновременно на суше и в океане

2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:

1)аэробными автотрофами. 2)анаэробными автотрофами

3)аэробными гетеротрофами. 4)анаэробными гетеротрофами

3.Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:

1)появление прокариот 2)появление эукариот

3)возникновение фотосинтеза у прокариот 4)возникновение дыхания у эукариот

4.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра:

1)архей 2)палеозой

3)мезозой 4)протерозой

5.Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:

1)бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)

2)многоклеточные водоросли и кишечнополостные

3)коралловые полипы и многоклеточные водоросли

4)морские беспозвоночные животные и водоросли

6.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:

1)выход растений на сушу 2)выход многоклеточных животных на сушу

3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)

4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)

7.Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) :

1)Костные рыбы, насекомые и водоросли 2)трилобиты, панцирные рыбы и водоросли

3)кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения

4)хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения

8.Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :

1)хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли

2)панцирные рыбы, трилобиты и папоротникообразные

3)хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные

4)панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и голосеменные

9.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя (юра)

1)господство голосеменных и появление первых птиц

2)расцвет папоротникообразных и появление голосеменных

3)расцвет земноводных и появление первых млекопитающих

4)появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся

10.Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их:

1)относительно крупными размерами тела

2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве

3) теплокровностью и внутриутробным развитием

4)приспособленностью к разным способам размножения

11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген) :

1)господство млекопитающих, птиц и насекомых

2)вымирание пресмыкающихся и появление птиц

3)господство голосеменных и вымирание пресмыкающихся

4)появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся


Примерные варианты текущего контроля № 7


Вариант 1

1. Вид, количественно преобладающий в данном сообществе:

а. Донор б. Доминант в. Кодоминант г. Консумент д. Конкурент

2. Межвидовые отношения, при которых один вид полностью живет за счет другого, поселяясь внутри его или на поверхности его тела:

а. Хищничество б. Конкуренция в. Паразитизм г. Комменсализм д. Симбиоз

3. Какое количество вторичной продукции передается от предыдущего к последующему трофическому уровню консументов?

а) 60 %; б) 50 %; в) 90 %; г) 10 %.

4. Первичную продукцию в экосистемах образуют …

а) редуценты;   б) детритофаги;   в) консументы;   г) продуценты.

5. Кто впервые ввел понятие «биоценоз»: 

а. А. Гумбольдт б. Э. Геккель в. К. Мёбиус г. Ч. Дарвин д. В. Шелфорд

6. Определите правильно составленную цепь разложения:

а)леопард - газель - трава;   в) клевер - заяц - орел - лягушка;

б)перегной - дождевой червь - землеройка - горностай;   г) трава - зеленый кузнечик - лягушка - уж.

7. Длина пищевой цепи в экосистемах ограничивается на каждом трофическом уровне:

а. Количеством пищи б. Потерей энергии в. Количеством энергии г. Скоростью накопления органического вещества д. Скоростью потребления органического вещества

8. Отношение числа родившихся за определенное время новых особей к исходной численности популяции – это …

а) общая рождаемость;      б) плотность популяции;    в) структура популяции;  г) удельная рождаемость.

9. Кто являются консументами третьего порядка в трофической цепи водоема?

а) фитопланктон;   б) зоопланктон;   в) рыбы макрофаги;    г) хищные рыбы.

10. Взаимосвязанные виды, последовательно извлекающие органическое вещество и энергию друг из друга, образуют: 

а. Промысловые популяции б. Цепи питания в. Восстанавливающиеся биоценозы г. Агроценозы д. Нет правильного ответа


Вариант 2

Ответьте на вопросы

1. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры берёзовой рощи. Рассказать на конкретном примере

2. Какие функциональные группы организмов в биогеоценозе вы знаете? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ.

3. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств.


Критерии оценки текущего контроля


Оценка «Отлично»:

- глубокое и прочное усвоение программного материала;

- полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

- обучающийся свободно справляется с поставленными задачами;

- владение разносторонними навыками и приёмами решения практических задач.

Оценка «Хорошо»:

- знания программного материала;

- грамотное изложение, без существенных неточностей в ответе на вопрос;

- правильное применение теоретических знаний;

- владение необходимыми навыками при решении практических задач.

Оценка «Удовлетворительно»:

- усвоение основного материала;

- при ответе допускаются неточности, недостаточно правильные формулировки;

- нарушение последовательности в изложении программного материала;

- затруднения в выполнении практических задач.

Оценка «Неудовлетворительно»:

- незнание программного материала;

- при ответе возникают ошибки;

- затруднения при выполнении практических задач.









ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ


Перечень вопросов к зачету

(зачет проводится в виде итоговой контрольной работы)

К каждому из заданий 1 – 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.


Вариант 1

1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?

А) Клеточную мембрану Б) Эндоплазматическую сеть

В) Вакуоль Г) Рибосому

2. Образование новых видов в природе происходит в результате

А)Регулярных сезонных изменений в природе Б) Возрастных физиологических изменений особей

В) Природоохранной деятельности человека Г) Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции

3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки

А) Гистология Б) Эмбриология

В) Экология Г) Цитология

4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?

А) Рост Б) Движение

В) Ритмичность Г) Раздражимость

5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них

А) Хлоропластов Б) Плазматической мембраны

В) Оболочки из клетчатки Г) Вакуолей с клеточным соком

6. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

А) И.И. Мечникова Б) Луи Пастера

В) Н.И. Вавилова Г) Ч. Дарвина

7. Какая цепь питания составлена правильно

А) кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица

Б) растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица

В) лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея

Г) кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение

8. Какое изменение не относят к ароморфозу

А) Живорождение у млекопитающих Б) Прогрессивное развитие головного мозга у приматов

В) Превращение конечностей китов в ласты Г) Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.

9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения

А) 75% Б) 10%

В) 25% Г) 50%

10. К освобождению энергии в организме приводит

А) Образование органических веществ

Б) Диффузия веществ через мембраны клеток

В) Окисление органических веществ в клетках тела

Г) Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина


Вариант 2

11. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются

А) Анаэробами Б) Автотрофами В) Аэробами Г) Гетеротрофами

12. Покровительственная окраска заключается в том, что:

А) Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом

Б) Окраска животного сливается с окраской окружающего фона

В) Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами

Г) Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.

13. К органическим веществам клетки относятся:

А) Белки и липиды Б) Минеральные соли и углеводы В) Вода и нуклеиновые кислоты Г) Все правильно

14. Благодаря репликации ДНК осуществляется:

А) Регуляция биосинтеза белка Б) Расщепление сложных органических молекул

В) Передача наследственной информации Г) Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ

15. Для модификационной изменчивости характерно:

А) Она приводит к изменению генотипа Б) Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются

В) Она используется для создания новых сортов растений

Г) У каждого признака организмов своя норма реакции

16. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в том, что он:

А) Объяснил происхождения жизни Б) Создал систему природы

В) Усовершенствовал методы селекции Г) Объяснил причины приспособленности организмов

17. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:

А) Семейство Б) Популяция В) Класс Г) Особь

18. Отличием живых систем от неживых можно считать:

А) Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития

Б) Различия в химических элементах, из которых состоят системы

В) Способность к движению Г) Способность к увелечению массы

19. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:

А) Загрязнение атмосферы промышленными выбросами Б) Похолодание

В) Вытаптывание травы в парках Г) Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса

20.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:

А) Белков и углеводов Б) Кислорода и углекислого газа В) Углекилого газа и воды Г) Кислорода и водорода


Критерии оценки зачета по дисциплине

Академ. оценка

Критерии оценки

5

Дан полный, развернутый ответ на все поставленные вопросы, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.

4

Дан полный, развернутый ответ на все поставленные вопросы, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.

3

Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ на все поставленные вопросы. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2

Один из вопросов нераскрыт. Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по темам вопросов с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.




ФГБОУ ВО ВГЛТУ, Толбина И.А.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!