МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский химико-технологический колледж» |
| |
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-методической работе ______________ Ложникова Н.А. «_____»_____________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
ОУП.05 Информатика |
индекс, наименование дисциплины Невинномысск, 2023г . |
ОДОБРЕНА |
ПЦК | ИТиПБ | |
Протокол № | | от | 2023 | г. |
ППЦК |
| Бойко А.А. | |
подпись | Ф.И.О. | |
| | |
| | |
СОГЛАСОВАНО: | | |
Методист | | |
| Жмайлова К.А. | |
подпись | Ф.И.О. | |
Рекомендована методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Невинномысский химико-технологический колледж» |
Протокол № | | от | 2023 | г. |
|
Рабочая программа учебного предмета УПВ ОУП.05 Информатика разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547), Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259; с изменениями от 25 мая 2017 г.), Примерной программы учебного предмета «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» |
Организация-разработчик: |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение |
«Невинномысский химико-технологический колледж» |
|
Разработчики: |
Давыдова Ольга Андреевна |
Ф.И.О. |
преподаватель |
должность |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ | |
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 5 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 11 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 17 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 19 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.05 ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебного предмета ОУП.05 Информатика является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 20.02.04 Пожарная безопасность.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.05 Информатика может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при изучении дисциплины Информатика и Информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная программа ОУП.05 Информатика является частью общеобразовательного учебного цикла образовательной программы СПО по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность в соответствии с профилем профессионального образования.
Учебная программа ОУП.05 Информатика относится к предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Уровень освоения учебного предмета ОУП.05 Информатика в соответствии с ФГОС среднего общего образования – базовый.
1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются личностные (Л), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПРб) и (ПРу) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, а также на основании Рабочей программы воспитания специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, личностные результаты реализации программы воспитания (ЛР)
Коды | Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛРо 1 | Осознающий российскую гражданскую идентичность |
ЛРо 2 | Готовый к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению |
ЛРо 3 | Понимающий ценность самостоятельности и инициативы |
ЛРо 4 | Наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности |
ЛРо 5 | Сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 | Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности. |
ЛР 14 | Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. |
ЛР 15 | Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем. |
ЛР 16 | Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. |
ЛР 17 | Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. |
Освоение содержания учебного предмета ОУП.05 Информатика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий (в соответствии с ФГОС СОО) |
Личностные |
ЛР0 1-5, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
самостоятельная работа 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
очная |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 101 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 56 |
лабораторные занятия | Не предусмотрены |
практические занятия | 39 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Не предусмотрена |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | Не предусмотрена |
Практической подготовки | 30 |
Промежут. аттестация | 6 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена во втором семестре. |
2.2.Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.05 Информатика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
| | Теоретической подготовки | Практической подготовки |
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека | Содержание учебного материала: Тема 1.1. Информация и информационные процессы Тема 1.2. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Тема 1.3. Подходы к измерению информации Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления. Тема 1.5. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Тема 1.6. Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи | 33 4 6 4 4 4 4 | 2 2 | ЛР0 1-5, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, |
Практические занятия: Практическая работа №1. Службы Интернета. Поисковые системы. Поиск информации профессионального содержания Практическая работа №2. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Практическая работа №3. Сетевое хранение данных и цифрового контента. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных | 2 2 3 | 4 2 | ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
Раздел 2. Использование программных систем и средств | Содержание учебного материала: Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах Тема 2.2. Компьютерная графика и мультимедиа Тема 2.3. Представление профессиональной информации в виде презентаций | 18 2 4 2 | 2 | ЛР0 2-5, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, |
Практические занятия: Практическая работа №4. Технологии создания структурированных текстовых документов Практическая работа №5. Технологии обработки графических объектов Практическая работа №6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде Практическая работа №7. Гипертекстовое представление информации | 4 2 2 2 | 2 2 | ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
Раздел 3. Информационное моделирование | Содержание учебного материала: Тема 3.1. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Тема 3.2. Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных Тема 3.3. Формулы и функции в электронных таблицах Тема 3.4. Модели и моделирование. Этапы моделирования Тема 3.5. Списки, графы, деревья | 44 4 6 4 6 2 | 4 4 | ЛР0 2-5, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, |
Практические занятия: Практическая работа №8. Анализ алгоритмов в профессиональной области Практическая работа №9. Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных Практическая работа №10. Технологии обработки информации в электронных таблицах. Сортировка, фильтрация, условное форматирование Практическая работа №11. Визуализация данных в электронных таблицах Практическая работа №12. Математические модели в профессиональной области Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) | 4 6 4 4 2 2 | 2 4 | ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
Итого: | 95 | 30 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.05 ИНФОРМАТИКА
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов,
рабочее место преподавателя,
наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты, плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения: -интерактивная доска; доска настенная учебная ; компьютер ; проектор .
3.2 Информационное обеспечение обучения
Используемая литература
Основная
Угринович Н.Д.Информатика: учебник / Угринович Н.Д. — Москва: КноРус, 2024. — 377 с. — ISBN 978-5-406-08167-9. — URL: https://book.ru/book/939221
Угринович Н.Д. Информатика. Практикум: учебное пособие / Угринович Н.Д. — Москва: КноРус, 2024. — 264 с. — ISBN 978-5-406-08204-1. — URL: https://book.ru/book/940090
Ляхович В.Ф. Основы информатики: учебник / Ляхович В.Ф., Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. — Москва: КноРус, 2023. — 347 с. — ISBN 978-5-406-08260-7. — URL: https://book.ru/book/939291
Прохорский Г.В.Информатика: учебное пособие / Прохорский Г.В. — Москва: КноРус, 2023. — 240 с. — ISBN 978-5-406-08375-8. — URL: https://book.ru/book/939872
Цветкова А. В. Информатика и информационные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А. В.
Цветкова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2019. — 190 c. — 978-5-9758-1891-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87074.html
Лебедева Т. Н. Информатика. Информационные технологии: учебно-методическое пособие для СПО / Т. Н. Лебедева, Л. С. Носова, П. В. Волков. — Саратов: Профобразование, 2019. — 128 c. — ISBN 978-5-4488-0339-0 http://www.iprbookshop.ru/86070.html
Жилко Е. П. Информатика. Часть 1: учебник для СПО / Е. П. Жилко, Л. Н. Титова, Э. И. Дяминова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 182 c. — ISBN 978-5-4488-0873-9, 978-5-4497-0637-9 http://www.iprbookshop.ru/97411.html
Дополнительная литература
Информатика: учебное пособие для СПО / составители С. А. Рыбалка, Г. А. Шкатова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 171 c. — ISBN 978-5-4488-0925-5 http://www.iprbookshop.ru/99928.html
3.3. Образовательные технологии
Наименование тем | Используемые интерактивные образовательные технологии |
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека | Лекция-визуализация (с использованием презентации) Презентация результатов самостоятельной работы Беседа |
Раздел 2. Использование программных систем и средств | Лекция-визуализация (с использованием презентации) Презентация результатов самостоятельной работы Беседа |
Раздел 3. Информационное моделирование | Лекция-визуализация (с использованием презентации) Презентация результатов самостоятельной работы Беседа Работа в малых группах |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.05 Информатика
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебному предмету, обеспечивает организацию и проведение завершающей аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебному предмету самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Виды универсальных учебных действий (в соответствии с ФГОС СОО) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные | | |
ЛР0 1-5, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 | осознает и называет свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами) самостоятельно; | Внешний контроль преподавателя за деятельностью обучающихся. Беседа, Наблюдение |
Лист внесения изменений в рабочую программу учебного предмета
ОУП.05 Информатика
Дата | Содержание изменений | Было | Стало |
| | | |
| | |
| | |
9