СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по географии 10-11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Просмотр содержимого документа
«РП по географии 10-11 класс»







Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района

«Великогубская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Педагогический совет

Протокол № __

от «____»____________2018__ г.



«Утверждено»

Директор МКОУ Медвежьегорского района «Великогубская СОШ»

________________ Акинфина В.Н.

Приказ № ___ от «___»____2018__ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География

10-11 класс

основное общее образование

Срок реализации 2 года


Составитель: учитель Тихонова Юлия Владимировна









с ело Великая Губа, 2018






Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Задачи:

  • формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

  • формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

  • формировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Цели:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

  6. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  7. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Общая характеристика учебного курса

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.


Описание места учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.

Федеральный базисный учебный план отводит на обязательное изучение учебного предмета «Биология» в 10-11 классах 70 часов:

- в 10 классе -35 часов в год (1 час в неделю);

- в 11 классе -35 часов в год (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Основное содержание

География мира (X-XI классы)


Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.


Раздел. Природа и человек в современном мире.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.


Раздел. Население мира.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


Раздел. География мирового хозяйства.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Раздел. Регионы и страны мира.

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Россия в современном мире.

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: В.П.Максаковский

10-11 класс (70 часов)

Название темы

Количество часов

Современная политическая карта мира

6

Природа и человек в современном мире

5

География населения мира

6

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

5

География отраслей мирового хозяйства

12


Зарубежная Европа

9

Зарубежная Азия. Австралия

9

Африка

4

Северная Америка

6

Латинская Америка

4

Россия в современном мире

1

Глобальные проблемы человечества

2

Всего

70












Календарно-тематический план (10 класс)


ур.


Тема урока

Ко-во часов

Формы контроля


Раздел 1.Введение.Современная политическая карта мира(6 ч)

1

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук

1

вводная лекция с элементами беседы

2

Многообразие стран современного мира

1

обзорная лекция

3

Международные отношения и политическая карта мира

1

обзорная лекция

4

Государственный строй стран мира

1

комбинированный

5

Политическая география

1

диалог

6

Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»

1

зачёт

Раздел 2. География мировых природных ресурсов.Загрязнение и охрана окружающей среды (5ч)

7

Взаимодействие общества и природы

1

Диалог

8

Оценка мировых природных ресурсов

1

Практикум

9

Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

1

Конференция

10

Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология

1

Семинар

11

Зачёт по теме «География мировых природных ресурсов»

1

Зачет

Раздел 3. География населения мира (6ч)

12

Численность и воспроизводство населения мира

1

Практикум


13

Состав населения Земли

1

Лекция с элементами беседы

14

Религиозный состав населения

1

Лекция с элементами беседы

15

Размещение и миграция населения.

1

Беседа

16

Расселение. Урбанизация.

1

Семинар

17

Зачёт по теме «Население мира»

1

Зачет

Раздел 4. НТР и мировое хозяйство (5ч)

18

Характеристика НТР.

1

Урок-лекция с элементами самостоятельной работы

19

Современное мировое хозяйство и МГРТ.

1

Урок-лекция

20

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

Урок-лекция с элементами самостоятельной работы

21

Основные факторы размещения производительных сил

1

Комбинированный

22

Зачёт по теме «НТР и мировое хозяйство»

1

Зачётный

Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (12ч)

23

ТЭК мира. Газовая и нефтяная промышленность.

1

Урок-поэтапный практикум

24

Угольная промышленность мира.

1

Комбинированный

25

Электроэнергетика.

1

Изучение нового материала

26

Чёрная металлургия мира.

1

Комбинированный

27

Цветная металлургия.

1

Комбинированный

28

Машиностроение.

1

Изучение нового материала

29

Химическая и лесная промышленность.

1

Комбинированный

30

Лёгкая промышленность.

1

Комбинированный

31

Сельское хозяйство.

1

Изучение нового материала

32

География транспорта.

1

Изучение нового материала

33

Всемирные экономические отношения

1

Изучение нового материала

34

Зачёт по теме «География отраслей мирового хозяйства

1

Зачет

35

ИКР

1

Контрольная работа


Календарно-тематический план (11 класс)



ур.


Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Раздел 1. Введеие. Зарубежная Европа (9ч)

1.

Введение. Политическая карта мира.

1

Вводная лекция

2

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

1

Изучения нового материала

3

Население Зарубежной Европы.

1

Изучения нового материала

4

Характеристика хозяйства Зарубежной Европы

1

Семинар

5

Государства-малютки

1

Пресс-конференция

6

ФРГ

1

Изучения нового материала

7

Внутренние различия в Зарубежной Европе

1

Изучения нового материала

8

Интеграционные процессы в Европе

1

Семинар

9

Зачёт по теме «Зарубежная Европа»

1

Зачет

Раздел 2. Зарубежная Азия и Океания ( 9ч)

10

Общая характеристика Зарубежной Азии.

1

Обзорная лекция с элементами беседы

11

Население Азии.

1

Изучения нового материала

12

Китай. Пути экономического и социального преобразования.

1

конференция

13

Япония: территория, границы, население.

1

Комбинированный

14

Хозяйство Японии.

1

Лекция с элементами беседы

15

Индия – крупнейшая развивающая страна мира.

1

Семинар-игра

16

Новые индустриальные страны.

1

Лекция

17

Австралия и Океания.

1

Урок-игра

18

Зачёт по теме «Зарубежная Азия. Австралия и Океания»

1

Зачет

Раздел 3. Африка (4ч)

19

Африка. История открытия и освоения европейцами.

1

Лекция с элементами беседы

20

Население Африки.

1

Изучение нового материала

21

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки.

1

Комбинированный

22

Зачёт по теме «Африка»

1

Зачет

Раздел 4. Северная Америка (6ч)

23

ЭГП США.

1

Урок-лекция с элементами практикума

24

Население США.

1

Комбинированный

25

Хозяйство США.

1

Урок-лекция с элементами самостоятельной работы

26

Внутренние географические различия в США.

1

Комбинированный

27

Знакомство с Канадой.

1

Проблемная лекция

28

Зачёт по теме «Северная Америка»

1

зачет

Раздел 5. Латинская Америка (4ч)

29

Общая характеристика Латинской Америки.

1

Изучение нового материала

30

Региональные различия.

1

Комбинированный

31

Путешествие по Бразилии.

1

Урок-путешествие

32

Зачёт по теме «Латинская Америка»

1

Зачет

Раздел 6. Россия в современном мире (1ч)

33

Место России в мировом хозяйстве

1

Комбинированный

Раздел 6. Глобальные проблемы человечества (2ч)

34

Глобальные проблемы человечества.

1

Урок –конференция

35

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития.

1

Урок-семинар в виде игры


Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНОЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Географии».

Оборудование учебного кабинета:

  • - посадочные места по количеству обучающихся;

  • - рабочее место учителя;

  • - комплекты географических карт;

  • -комплект учебно-наглядных пособий.

  • Технические средства обучения:

  • - ноутбук с выходом в сеть Интернет;

  • - колонки;

  • - мультимедиа проектор

Литература

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 класса М., «Просвещение», 2008 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с комплектом контурных карт

















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!