СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по марийскому языку для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по марийскому языку для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«РП по марийскому языку для 5-9 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан‌‌

Администрация муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан‌

ООШ Ярминский филиал МБОУ СОШ им.В.Н.Горшкова с.Маядык


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Гайнутдинова А.У.

№1 от «29» 08.2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.зав. филиалом по УЧ

________________________

Алексеева И.С.

от «31» 08. 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Камильянов А.В.

№106-од от «31» 08.2023 г.



















Рабочая программа

по учебному предмету «Родной (марийский) язык»

для обучающихся 5-9 классов



Учитель: Алексеева Ирина Семеновна























Ярмино, 2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, положения о рабочих программах обновленных ФГОС ООО МБОУ СОШ им.В.Н.Горшкова с.Маядык.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родного (марийского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (марийский) язык»

На уровне основного общего образования совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения обучающихся, увеличивается объём используемых языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения марийским языком, возрастает степень самостоятельности обучающихся и их творческой активности, продолжается развитие коммуникативной компетенции.

Изучение родного (марийского) языка расширяет лингвистический кругозор обучающихся, развивает их логическое мышление, обладает воспитательным потенциалом, формирует у обучающихся чувство патриотизма, любовь к родному краю. В процессе изучения марийского языка у обучающихся вырабатываются уважительное отношение к родному (марийскому) языку, к культуре марийского народа, толерантность к представителям других национальностей и их культуре.

В содержании программы по родному (марийскому) языку выделяются следующие содержательные линии: общие сведения о языке, язык и культура народа, и система языка. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.

При изучении каждого раздела программы по родному (марийскому) языку обучающиеся получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, углубляют представления о марийском языке как национально-культурном феномене, совершенствуют свои коммуникативные способности посредством работы над всеми видами речевой деятельности.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (марийский) язык»

Целями реализации являются:

-организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;

-создание условий для становления и формирования личности обучающегося;

-организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

 Достижение поставленных целей реализации ФОП ООО предусматривает решение следующих основных задач:

-формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;

-обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

-обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;

-достижение планируемых результатов освоения ФОП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

-обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;

-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;

-организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

-организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

- условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

ФОП ООО учитывает следующие принципы:

-принцип учёта ФГОС ООО: ФОП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;

-принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ФОП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

-принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ФОП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

-принцип индивидуализации обучения: ФОП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

-системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

-принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;

-принцип интеграции обучения и воспитания: ФОП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

-принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Место учебного предмета в учебном плане

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (марийского) языка, – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Предмет


Классы /кол-во часов (в неделю/год)


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Родной (марийский) язык

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34


Деятельность учителя с учетом программы воспитания:

  • привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизация познавательной деятельности обучающегося;

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя;  побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально-значимой информации;

  • высказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей в контексте содержания учебного предмета ««Родной (марийский) язык»»;

  • привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества;

  • проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;













































Содержание учебного предмета, курса

Содержание обучения в 5 классе.

51.6.1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

Язык как средство общения между людьми. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной марийской речи. Виды письменной речи. Речь диалогическая и монологическая.

Марийский речевой этикет. Этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах-побуждениях к действию.

51.6.2. Речевая деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное), говорение, письмо. Нормы речевого этикета.

51.6.3. Функциональные разновидности языка.

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

51.6.4. Текст.

Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Тема текста, его основная мысль. Ключевые слова. Смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.

51.6.5. Система языка.

51.6.5.1. Синтаксис. Пунктуация.

Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Связь главного и зависимого слова в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Виды простого предложения: распространённые и нераспространённые. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложения. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Обращение. Прямая речь. Диалог. Реплика.

51.6.5.2. Фонетика. Орфоэпия.

Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Закон сингармонизма: различие нёбной и губной гармонии. Гармония гласных в марийском языке. Классификация согласных звуков. Согласные звуки: твердые, мягкие, сонорные и шумные. Озвончение шумных согласных. Мягкие согласные звуки в заимствованных из русского языка словах. Элементы фонетической транскрипции. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Логическое ударение. Ударение в исконно марийских и заимствованных словах. Понятие об интонации.

51.6.5.3. Графика. Орфография.

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение при письме твёрдости и мягкости согласных. Марийский алфавит. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы. Правила переноса слов. Разделы орфографии, основные орфографические принципы в марийском языке. Понятие орфограммы. Орфографический словарь марийского языка.

51.6.5.4. Лексикология и фразеология.

Лексическое значение слова. Активная и пассивная лексика. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно финно-угорские слова и заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Словари марийского языка: синонимов, антонимов, фразеологических оборотов, толковый.

51.6.5.5. Морфемика. Словообразование.

Состав слова. Корень и основа. Однокоренные слова. Аффиксы: словообразующие и формообразующие. Формо- и словообразование. Строение слов в марийском языке: основные отличия от строения слов в русском языке. Образование слов в марийском языке: основные способы – морфологический, лексико-синтаксический. Образование слов при помощи аффиксов.

51.6.5.6. Морфология.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в марийском языке. Самостоятельные и служебные части речи, их семантические, морфологические и синтаксические особенности.

Имя существительное. Число, лицо, падеж имён существительных. Притяжательные суффиксы имён существительных. Формы принадлежности имён существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Суффиксы, указывающие на множественное число имени существительного. Сложные имена существительные. Синтаксическая роль имени существительного.

51.7. Содержание обучения в 6 классе.

51.7.1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

Язык как средство общения между людьми. Марийский язык в семье финно-угорских языков. Этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления (углубление знаний). Обращения в диалогах-побуждениях к действию.

Особенности марийского этикета в сравнении с русским этикетом. Отражение в языке культуры и истории народа.

51.7.2. Система языка.

51.7.2.1. Морфология.

Имя прилагательное. Морфологические особенности имени прилагательного и его синтаксическая роль.

Степени сравнения прилагательных: сравнительная, превосходная. Переход прилагательных в состав существительных. Притяжательные суффиксы одиночных имён прилагательных. Форма лица одиночных имён прилагательных. Словообразование имени прилагательного. Суффиксы имён прилагательных. Сложные имена прилагательные. Правописание сложных имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Особенности имени прилагательного в марийском языке в сравнении с русским прилагательным.

Имя числительное как часть речи, грамматические признаки имени числительного. Синтаксическая роль имени числительного. Разряды числительных в марийском языке: простые, сложные, составные. Полные и краткие количественные числительные. Сочетание кратких количественных числительных и существительных. Образование имён числительных. Морфологический разбор числительного.

Местоимение. Значение и употребление местоимения в речи, синтаксическая роль в предложении. Разряды местоимений в марийском языке. Число и падеж местоимений. Личные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, неопределённые, отрицательные местоимения. Употребление личных местоимений с послелогами и глаголом. Морфологический разбор местоимения.

Наречие. Значение и употребление наречия в речи, синтаксическая роль наречия в предложении. Разряды наречий в марийском языке: наречия образа и способа действия, времени, места, причины и цели, меры и степени, наречия с количественным признаком. Притяжательные суффиксы наречий места. Степени сравнения наречий. Суффиксы наречий. Сложные наречия. Морфологический разбор наречий. Синонимичные и антонимичные наречия.

51.8. Содержание обучения в 7 классе.

51.8.1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

Язык художественной литературы и его основные особенности.

Слова, отражающие жизненный уклад, традиции, обычаи марийского народа. Обычаи и традиции марийского народа.

51.8.2. Система языка.

51.8.2.1. Морфология.

Глагол. Время, лицо, число глагола. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настоящего-будущего и прошедшего времен. Форма возможности-невозможности действия разных времен глаголов. Глаголы изъявительного, повелительного, желательного наклонений. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Вспомогательные глаголы. Формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов. Сложные глаголы. Неспрягаемая форма глагола – инфинитив. Двучленные глагольные сочетания. Морфологический разбор глагола.

Причастие как особая форма глагола. Значение, морфологические особенности причастия, синтаксическая роль в предложении. Формы причастий: причастия будущего времени, действительные, страдательные, отрицательные причастия. Падеж, лицо и число причастия. Причастный оборот.

Деепричастие как особая форма глагола. Значение, морфологические особенности, синтаксическая роль деепричастия. Формы деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический и разбор деепричастия.

Подражательные слова как часть речи. Синтаксическая роль подражательных слов. Виды подражательных слов по значению. Подражательные слова как средство речевой экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение подражательных слов в предложении. Морфологический разбор подражательных слов.

Послелог как служебная часть речи. Значение и роль послелогов в предложении. Простые и составные послелоги. Сравнение с предлогами в русском языке. Морфологический разбор послелогов.

Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении. Виды союзов: сочинительные, подчинительные. Знаки препинания в предложениях с союзами. Интонация предложений с союзами.

Особенности союзов в марийском языке в сравнении с союзами в русском языке. Морфологический разбор союзов.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Морфологический анализ частиц.

Междометия в марийском языке. Разряды междометий по значению: выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия. Морфологический анализ междометий. Междометие как средство речевой экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложении.

51.9. Содержание обучения в 8 классе.

51.9.1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

Значение родного языка в жизни народа. Значение родного языка в развитии детей.

Понятие о марийском литературном языке. Становление и развитие марийского литературного языка. Стили марийского литературного языка: разговорный, книжный, официально-деловой, научный, публицистический. Нормы марийского литературного языка.

Слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа. Праздники, обычаи и традиции марийского народа.

51.9.2. Система языка.

51.9.2.1. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке.

Словосочетание. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании: управление, примыкание. Синтаксический анализ словосочетаний.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения по эмоциональной окраске: восклицательные, невосклицательные, их интонационные и смысловые особенности. Языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях. Средства оформления предложения в устной и письменной речи: интонация, логическое ударение. Виды предложений по количеству грамматических основ: простые, сложные. Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом. Виды простых предложений по наличию главных членов: двусоставные, односоставные. Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространённые, нераспространённые.

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Логическое ударение. Интонация. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалогической речи, интонация неполного предложения.

Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения и их виды: определение, дополнение, обстоятельство. Виды обстоятельств: места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия. Приложение как особый вид определения.

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

Односоставные предложения и их грамматические признаки. Виды односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Грамматические различия односоставных предложений, полных и неполных предложений.

Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Предложения с обобщающими словами при однородных членах. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

Предложение с обособленными членами. Виды обособленных членов предложения: обособленные определения, приложения, обстоятельства. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с обособленными членами.

Обращение. Распространённое и нераспространённое обращение. Основные функции обращения. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с обращениями.

Вводные слова и вводные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с вводными словами и вводными предложениями.

Междометие. Нормы построения предложений с междометиями. Нормы постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с междометиями.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, уке.

51.9. Содержание обучения в 9 классе.

51.9.1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

Развитие марийского языка на современном этапе. Исследователи марийского языка – ученые-языковеды. Писатели и поэты о родном языке.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Лексический состав языка как выражение миропонимания марийского народа.

51.9.2. Система языка.

51.9.2.1. Синтаксис.

Синтаксис сложного предложения. Понятие о сложном предложении (повторение). Виды сложных предложений: бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые. Классификация типов сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Понятие о сложносочинённом предложении и его строении. Виды сложносочинённых предложений: предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Употребление сложносочинённых предложений в речи. Нормы построения сложносочинённого предложения, нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.

Сложноподчинённое предложение. Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная части предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, с придаточными изъяснительными, с придаточными обстоятельственными (места, времени, причины, цели и следствия), с придаточными условия, уступки, с придаточными образа действия, меры и степени. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей. Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Прямая речь. Нормы построения предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Прямая речь и диалог.

Косвенная речь. Нормы построения предложений с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Цитата. Способы включения цитаты в высказывание. Нормы построения предложений при цитировании.

Применение знаний по синтаксису и пунктуации при правописании.




















































Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования.

51.10.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (марийском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (марийского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (марийского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (марийскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

51.10.2. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

51.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделённых критериев.

51.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

51.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

51.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (марийском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

51.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

51.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

51.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

51.10.3. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

высказываться о значении родного языка в жизни человека;

определять основные особенности устной и письменной речи;

понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения;

владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) и аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное);

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения;

излагать в письменной форме содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, плана;

делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст: пересказ, составление плана, тезисов;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

выделять средства связи предложений и частей текста;

определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

определять синтаксис как раздел науки о языке;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять предложения, различные по цели высказывания;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

находить в предложении однородные члены, обращения, прямую речь, соблюдать правила пунктуации в предложениях с однородными членами, с обращением, с прямой речью, составлять предложения с однородными членами, прямой речью, обращением, тексты с диалогом;

различать и составлять распространённые и нераспространённые предложения;

владеть различными видами диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;

определять фонетику как раздел науки о языке;

применять закон сингармонизма при словообразовании;

определять гармонию гласных звуков в марийских словах;

различать нёбную и губную гармонию;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

проводить фонетический разбор слова;

распознавать сонорные и шумные, мягкие и твёрдые согласные звуки, классифицировать согласные звуки;

писать правильно буквы, обозначающие звуки [д’], [т’], [р’] в заимствованных из русского языка словах;

распознавать элементы фонетической транскрипции;

определять орфоэпию как раздел науки о языке;

различать ударный слог и логическое ударение;

правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знаки препинания;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпической правильности;

определять графику как раздел науки о языке;

использовать знания по графике при произношении и правописании слов;

совершенствовать навыки сопоставления звукового и буквенного состава слова;

использовать знания марийского алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;

использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;

правильно употреблять гласные и согласные буквы в составе морфем;

оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;

распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии при правописании;

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, распознавать прямое и переносное значение слова;

различать активную и пассивную лексику;

различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;

распознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;

различать литературный язык и диалект;

распознавать лексику марийского языка с точки зрения её происхождения: исконно марийские и заимствованные слова;

правильно использовать в устной и письменной речи заимствованные слова;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе грамматического и словообразовательного анализа;

находить корень слова, подбирать однокоренные слова;

находить аффиксы и основу слова, выделять аффиксы: словообразующие и формообразующие, образовывать слова при помощи аффиксов;

проводить морфемный разбор слова;

объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;

определять способ образования слова;

различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности, определять принадлежность слова к определённой части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

определять имена существительные по грамматическим признакам;

различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;

определять число имён существительных после слов шуко (много), шагал (мало), икмыняр (несколько);

выделять суффиксы, указывающие на множественное число имени существительного;

употреблять в речи существительные с суффиксами: -влак, -шамыч, -ла, -мыт;

определять грамматические признаки имён существительных;

склонять имена существительные;

проводить морфологический разбор имён существительных;

различать и правильно писать сложные имена существительные;

распознавать формы принадлежности имён существительных, употребляемых только в единственном числе;

употреблять в речи формы принадлежности имён существительных;

определять синтаксическую роль имени существительного;

расставлять знаки препинания в диалогах и в предложениях с прямой речью;

последовательно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме, придерживаясь темы;

пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов.

51.10.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение с использованием ключевых слов, вопросов, плана, текста;

создавать тексты в соответствии с изученной лексической темой;

различать изученные части речи (имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие) по грамматическим признакам;

выполнять морфологический разбор прилагательного, числительного, местоимения, наречия;

определять и образовывать степени сравнения имён прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;

определять условия перехода имён прилагательных в состав существительных;

определять число, падеж имени прилагательного;

выполнять словообразовательный анализ имени прилагательного;

выделять суффиксы имён прилагательных;

образовывать и правильно употреблять в речи сложные имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имени прилагательного, характеризовать его роль в речи;

проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять синтаксическую роль имени числительного, определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;

распознавать разряды числительных: простых, сложных, составных, употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

определять число и падеж местоимения, склонять местоимения;

распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке: личные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, неопределённые, отрицательные;

правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;

определять синтаксическую роль местоимения;

распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;

выделять суффиксы наречий, распознавать притяжательные суффиксы наречий места;

выделять и определять степени сравнения наречий;

образовывать сложные наречия;

подбирать синонимичные и антонимичные наречия;

иметь представление о сходстве и различиях в речевом этикете марийского и русского народов.

51.10.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать содержание несложных аутентичных текстов, отражающих жизненный уклад, традиции, обычаи марийского народа;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, формах возможностей и невозможностей действия;

создавать монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование с использованием глаголов желательного, повелительного, изъявительного наклонений;

проводить морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия, подражательных слов, послелогов, союзов, частиц;

определять спряжение глаголов;

различать безличные глаголы;

правильно употреблять вспомогательные глаголы;

распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;

изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее-будущее время, прошедшее время, изменять глаголы по лицам, числам;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего-будущего, прошедшего времени;

проводить орфографический анализ сложных глаголов;

различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола – инфинитив, двучленные глагольные сочетания;

правильно образовывать и употреблять глагольные сочетания;

образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, различать их по вопросам и суффиксам;

определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;

изменять одиночные причастия по падежам, лицам, числам;

выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы, конструировать предложения с деепричастным оборотом;

распознавать и правильно употреблять в речи подражательные слова, определять синтаксическую роль подражательных слов;

определять подражательные слова по значению;

распознавать послелоги и использовать их в речи, определять простые и составные послелоги;

отличать наречия от послелогов в марийском языке;

осознавать особенности союзов в марийском языке по сравнению с русским языком;

выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;

распознавать и различать сочинительные и подчинительные союзы;

распознавать частицы, использовать в речи частицы разных разрядов;

распознавать и правильно употреблять в речи междометия, различать разряды междометий;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа.

51.10.6. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) художественного стилей, разговорной речи (рассказ, беседа);

выделять в текстах и объяснять слова, отражающие национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;

соблюдать нормы литературного языка, корректировать свою речь в соответствии с нормами современного литературного языка;

выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии нормами литературного языка (в рамках изученного);

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний;

различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

различать виды второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство (в рамках изученного);

правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать приложения как особого вида определения;

распознавать односоставные предложения, определять их грамматические признаки, выявлять особенности употребления односоставных предложений;

различать виды односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные;

различать полные и неполные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, выделять союзною и бессоюзною связь;

выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

различать виды обособленных членов предложения;

характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, уке;

находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами;

различать группы вводных слов и вводных предложений;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

51.10.7. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;

подготавливать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах, о марийских писателях и поэтах, высказывавшихся о родном языке;

соблюдать при устном и письменном общении орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);

определять и различать виды сложного предложения;

анализировать строение бессоюзных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений в марийском языке;

характеризовать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

соблюдать нормы построения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений;

выполнять синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;

различать и объяснять строение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений в марийском и русском языках;

распознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;

определять основания для сравнения и сравнивать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;

распознавать и характеризовать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;

распознавать и характеризовать прямую речь, применять нормы построения предложений с прямой речью, правильно оформлять в тексте прямую речь и диалог;

составлять диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;

употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.





















































Тематическое планирование

5 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

1.1

Язык - важнейшее средство общения между людьми.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 2. Речевая деятельность.


2.1

Виды речевой деятельности

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 2. Функциональные разновидности языка.


2.1

Функциональные разновидности языка (общее представление).

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 3. Текст.



Текст. Функционально-смысловые типы речи. Информационная переработка текста.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет


Раздел 4. Система языка


4.1

Синтаксис. Пунктуация

7

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

4.2

Фонетика. Орфоэпия.

4

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

4.3

Графика. Орфография.

3

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

4.4

Лексикология и фразеология.

6

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

4.5

Морфемика. Словообразование

4

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 5. Морфология.


5.1

Имя существительное

5

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Повторение изученного

1



Итого

34



6 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

1.1

Язык - важнейшее средство общения между людьми.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет


Раздел 2. Система языка


2.1

Морфология



2.1.1

Имя прилагательное

8

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.2

Имя числительное

8

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.3

Местоимение

8

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.4

Наречие

8

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Повторение изученного

1



Итого

34



7 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

1.1

Общие сведения о языке. Язык художественной литературы и его основные особенности.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 2. Система языка


2.1

Морфология



2.1.1

Глагол

9

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.2

Причастие

6

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.3

Деепричастие

6

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.4

Подражательные слова

3

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.5

Послелог

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.6

Союз

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.7

Частица

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.8

Междометие

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Повторение изученного

1



Итого

34



8 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

1.1

Значение родного языка в жизни народа.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

1.2

Литературные языки

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 2. Система языка


2.1.1

Синтаксис, пунктуация

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.2

Словосочетание

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.3

Простое предложение

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.4

Двусоставное предложение. Главные члены предложения

9

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.5

Второстепенные члены предложения

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.6

Односоставные предложения

5

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.7

Неполные предложения

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.8

Предложения с однородными членами

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.9

Обособленные члены предложения

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.10

Обращение. Вводные слова. Междометие

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Повторение изученного

1



Итого

34



9 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

1.1

Общие сведения о языке. Язык и культура народа.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

1.3

Отражение в языке культуры и истории народа.

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Раздел 2. Система языка


2.1.1

Понятие о сложном предложении

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.2

Сложносочиненные предложения

5

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.3

Сложноподчиненные предложения

8

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.4

Бессоюзные сложные предложения

7

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.5

Сложные предложения с разными видами связи

5

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.6

Прямая речь

2

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.7

Косвенная речь

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

2.1.8

Цитата

1

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

Повторение изученного

1



Итого

34


















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌Учебные пособия:

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 5 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 6 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 7 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 8 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 9 класс, Йошкар-Ола

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​Учебные пособия:

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 5 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 6 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 7 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 8 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский язык. 9 класс, Йошкар-Ола

  • Акланов Г.А.«Сборник диктантов», Йошкар-Ола

  • Веденькин Л.Ф. «Изложений-влак», Йошкар-Ола

  • В.Иванова. Тесты по марийскому языку для 5-9 классов

  • З.В.Учаев «Тест-влак 5-9 класс-влаклан», Йошкар-Ола

  • З.В.Учаев. Теория 5-9 класс.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru
https://infourok.ru
https://videouroki.net

http://edu.mari.ru

http://edu.gov.ru

http://lesson.academy-content.myscool.edu.ru

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

https://mari-lab.ru/index.php/Mari-Lab

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

https://marlamuter.com/ru/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!