Приложение 1
к основной образовательной программе начального общего образования,
утвержденной приказом МБОУ «Фатневская СОШ им героя Советского Союза С. М. Сидоркова» №268-а от 30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Кружок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Класс: 5-6 классы
Количество часов по учебному плану:
5 класс - 34 часов в год, в неделю 1 час.
6 класс - 34 часов в год, в неделю 1 час.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Содержание учебного предмета
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки
и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Труд и быт казаков. Земля, хозяйство, жилища.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи - часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
История Орловского казачества. Казачья тема в художественной литературе.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность заего судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Казачий фольклор. Казачество в живописи.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Фольклор и литература народов России.
Казачьи песни.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32-34. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема 32-34. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
http://artclassic.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.trad-center.ru/komplekt45.htm
http://www.opennet.edu.ru
www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение | ЭОР |
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» | |
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
2 | Наш дом — Россия. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
3 | Язык и история. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
4 | Русский язык — язык общения и язык возможностей. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
5 | Истоки родной культуры. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
6 | Материальная культура. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
7 | Духовная культура. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
8 | Культура и религия. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
9 | Культура и образование. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
10 | Многообразие культур России (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» | |
11 | Семья — хранитель духовных ценностей. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
12 | Родина начинается с семьи. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
13 | Традиции семейного воспитания в России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
14 | Образ семьи в культуре народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
15 | Труд в истории семьи. Труд и быт казаков. Земля, хозяйство, жилища. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
16 | Семья в современном мире (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» | |
17 | Личность — общество — культура. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
18 | Духовный мир человека. Человек — творец культуры. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
19 | Личность и духовно-нравственные ценности. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематический блок 4. «Культурное единство России» | |
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
21 | Литература как язык культуры. История Орловского казачества. Казачья тема в художественной литературе. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
22 | Взаимовлияние культур. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
24 | Регионы России: культурное многообразие. Казачий фольклор. Казачество в живописи. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
25 | Праздники в культуре народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
26 | Памятники архитектуры в культуре народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
27 | Музыкальная культура народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
28 | Музыкальная культура народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
29 | Фольклор и литература народов России. Казачьи песни. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
31 | Культурная карта России (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
32 | Единство страны — залог будущего России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
33 | Единство страны — залог будущего России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
34 | Единство страны — залог будущего России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение | ЭОР |
Тематический блок 1. «Культура как социальность» | |
1 | Мир культуры: его структура. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
2 | Культура России: многообразие регионов. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
3 | История быта как история культуры. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
4 | Прогресс: технический и социальный. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
5 | Образование в культуре народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
6 | Права и обязанности человека. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
7 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
8 | Современный мир: самое важное (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематический блок 2. « Человек и его отражение в культуре» |
9 | Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
10 | Взросление человека в культуре народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
11 | Религия как источник нравственности. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
12 | Наука как источник знания о человеке и человеческом. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
13 | Этика и нравственность как категории духовной культуры. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
14 | Самопознание (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематический блок 3. «Человек как член общества» | |
15 | Труд делает человека человеком. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
16 | Подвиг: как узнать героя? | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
17 | Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
18 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
19 | Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
20 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
21 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
22 | Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
23 | Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
24 | Моя профессия (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» | |
25 | Гражданин. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
26 | Патриотизм. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
27 | Защита Родины: подвиг или долг? | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
28 | Государство. Россия — наша родина. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
29 | Гражданская идентичность (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
30 | Моя школа и мой класс (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
31 | Человек: какой он? (практическое занятие). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
32 | Человек и культура (проект). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
33 | Человек и культура (проект). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |
34 | Человек и культура (проект). | 1 | http://school-collection.edu.ru http://orkce.apkpro.ru |