СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по окружающему миру 4 класс УМК "Школа Росии" Раздел 2. Содержание курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

—        Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

—        понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

—        рассказывать о мире, с точки зрения астронома;

—        работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

—        извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

—        работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Просмотр содержимого документа
«РП по окружающему миру 4 класс УМК "Школа Росии" Раздел 2. Содержание курса»

Раздел 2. Содержание



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

— Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— рассказывать о мире, с точки зрения астронома;

— работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

— извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

— работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Планеты Солнечной системы.

— Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить;

— на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

— различать планеты и их спутники;

— работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;

— практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

— устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

— работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

— моделировать изучаемые созвездия;

— определять направление на север по Полярной звезде;

— выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Мир глазами географа.

— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— сравнивать глобус и карту полушарий;

— находить условные знаки на карте полушарий;

— обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

— составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

— извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Мир глазами историка.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;

— характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

— обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

— посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

— работать с терминологическим словариком

6

Когда и где?

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

— обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

— работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней

об исторических событиях;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Мир глазами эколога.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о мире, с точки зрения эколога;

— работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

— знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

— находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

— различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

— работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;

— читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Раздел «Природа России» (10 ч)

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

— Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

— работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

— различать холмистые и плоские равнины;

— характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

— выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

— работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Моря, озера и реки России.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

— различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

— характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

— находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

— работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

— готовить сочинения на тему урока;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Природные зоны России.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

— устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

13

Зона арктических пустынь.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;

— выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;

— работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

— рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

— характеризовать зону арктических пустынь по плану;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Тундра.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

— выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;

— работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;

— рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

— характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

— изготавливать макет участка тундры;

— извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Леса России.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

— устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу тундры и лесных зон;

— находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


16

Лес и человек.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

— обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

— обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

— совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

— характеризовать лесные зоны по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


17

Зона степей.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;

— находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;

— устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

— обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

— совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

— характеризовать зону степей по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Пустыни.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

— находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

— устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

— обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

— изготавливать макет участка пустыни;

— характеризовать зону пустынь по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

У Черного моря.  

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

— устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;


20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 ч)

21

Наш край.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

— характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

— оценивать свои достижения на уроке.

22

Поверхность нашего края.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

— обсуждать меры по охране поверхности своего края;

— изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Поверхность нашего края (экскурсия).

24

Водные богатства нашего края.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

— моделировать значение водных богатств в жизни людей;

— выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;

— обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

— участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25

Наши подземные богатства.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

- практическая работа в группе, определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

- сравнивать изученные полезные ископаемые;

- работать со взрослыми, выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

- обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Земля-кормилица.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

— работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;

— извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Экскурсия в лес и на луг.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

— обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Жизнь леса.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

— рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

— моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

— обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

— характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

— обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Жизнь луга.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

— рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

— моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

— характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

— сравнивать природные особенности леса и луга;

— приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

— обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

— составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

30

Жизнь в пресных водах.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

— рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

— моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

— характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

— обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

— извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Экскурсии к водоему.

— Наблюдать объекты и явления природы;

— определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

— фиксировать результаты наблюдений;

— сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

32

Растениеводство в нашем крае.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

— практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

— различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

— работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33

Животноводство в нашем крае.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

— выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий:

— работать в группе, знакомиться по материалам учебника и краеведческой

— различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

— работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать

в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Родной край - часть большой страны». Презентация проектов.

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)

35

Начало истории человечества.

— Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

— обсуждать роль огня и приручения животных;

— анализировать иллюстрации учебника;

— рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

— понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

Мир древности: далекий и близкий.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

— находить на карте местоположение древних государств;

— извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

— обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

— понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

— понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

Средние века: время рыцарей и замков.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;

— находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

— описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;

— сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

— развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

— сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

— понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

— определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её;

— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

— прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

— обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

— выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

— обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

— характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

— развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

— выполнять задания электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

— характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

— характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

— рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать карту расселения племён древних славян;

— выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

— характеризовать верования древних славян;

— моделировать древнеславянское жилище;

— составлять план рассказа на материале учебника

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

41

Во времена Древней Руси.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

— характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

— отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

— обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

— анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

42

Страна городов.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

— сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

— обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

— развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

— обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

— характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

— характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

— выявлять роль летописей для изучения истории России:

— характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства:

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

— сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

— обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Трудные времена на Русской земле.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

— обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

— описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

— рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

— находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

— по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

— высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

— работать с терминологическим словариком;

— заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45

Русь расправляет крылья.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

— рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

— прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

— обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

Куликовская битва.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

— составлять план рассказа о Куликовской битве;

— рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

— моделировать ход Куликовской битвы;

— отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

— обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

— рассказывать о поединках богатырей;

— заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

— осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47


Иван Третий.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

— описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

— обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

— отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Мастера печатных дел.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

— на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

— сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

— работать с терминологическим словариком;

— развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

49

Патриоты России.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции:

— отмечать на «ленте времени» годы освобождения Москвы:

— заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

— осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Петр Великий.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

— описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

— обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;

— отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

— находить на карте приобретения города, основанные Петром I;

— высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

— прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву;

— обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;

— отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

— извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;

— высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52

Екатерина Великая.

— сравнивать положение разных слоёв российского общества;

— рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

— прослеживать по карте рост территории государства;

— рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;

— извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

53

Отечественная война 1812 года.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

— отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

— заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

— обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

— обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

— извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

54

Страницы истории XIX века.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

— работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;

— сопоставлять исторические источники:

— извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе:

— формулировать выводы из изученного материала. отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

55

Россия вступает в XX век.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

— составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;

— интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

— развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

56

Страницы истории 1920-1930-х годов.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

— сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

— сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

— в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

— знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);

— прослушивать в записях песни 1930-х годов;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

57

Великая Отечественная война и Великая Победа.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

— обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

— встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

— прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

— делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

— выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;

— собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;

— интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

— готовить праздник ко Дню Победы;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

58

Великая Отечественная война и Великая Победа.

59

Страна, открывшая путь в космос.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

— интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

— прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;

— знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;

— интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

— работать с электронным пособием;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Современная Россия» (9 ч)

60


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

— анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

— обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61


Мы – граждане России.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

— различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

— следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

— моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

Славные символы России.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

— знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

— выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

— обсуждать, зачем государству нужны символы;

— моделировать символы своего класса, семьи;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

Такие разные праздники.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

— знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда

— выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

— рассказывать о своих любимых праздниках;

— работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

Путешествия по России.

— Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

— знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

— совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

— рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

— анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;

— пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

65


Путешествия по России.

66

Путешествия по России.

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

68

Презентация проектов.

— извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

— посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

— интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

— готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

— готовить тексты сообщений;

— выступать с сообщением в классе:

— оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей







Скачать

© 2019 345 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!