© 2019 154 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
Примерной основной образовательной программой начального общего образования, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ — Режим доступа: http://www.edumonch.ru/obsh_obr/fgos/doc/poo.pdf .
Основной образовательной программы начального общего образования на период 2015-2019 гг. Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
учебного плана школы на 2018-2019 учебный год
методического письма «об организации учебного процесса в начальной школе в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2018–2019 учебном году»»
авторской программы по окружающему миру Образовательной системы УМК «Школа России» А.А. Плешакова — М.: Просвещение, 2014, которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год
приказа Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253
положения о рабочей программе школы, утвержденного приказом от 31.08.2016 01-05-1/155-1;
с учётом характеристики 4-б класса
В классе учатся 10 обучающихся: 3 девочки и 7 мальчиков. Дети подобраны в основном одного возраста: 2008 года рождения, но есть и 2007 г. р. Около 30% детей имеют низкий уровень познавательной активности, 40% - средним и 30% выше среднего. В классе занимаются 4 обучающихся, имеющие заключение ПМПК и рекомендации на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа обучающихся по АООП НОО ОВЗ для детей с задержкой психического развития (ЗПР), на основе общеобразовательной программы «Школа России».
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут.
Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. При реализации программы для этих обучающихся осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:
1. Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.
Низкий познавательный интерес и мотивация.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
новый материал строится и преподаётся предельно развёрнуто;
практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, с раздаточным материалом;
систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
составление домашнего задания в сторону малого объёма;
систематическая работа над развитием психических процессов;
материал подаётся небольшими дозами, с постепенным усложнением;
увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Изучение программного материала позволит каждому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности.
Уроки «Окружающего мира» должны развить у детей способности:
вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
составлять высказывания из предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
№ | Раздел | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Земля и человечество | Мир глазами астронома
| На уроке обучающийся сможет – знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; – понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; – работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
2 | Земля и человечество | Планеты Солнечной системы | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; – устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; – извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
3 | Земля и человечество | Звёздное небо – Великая книга Природы | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; – работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
4 | Земля и человечество | Мир глазами географа | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; – извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
5 | Земля и человечество | Мир глазами историка | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
6 | Земля и человечество | Когда и где? | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – определять по «Ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; – обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; – работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
7 | Земля и человечество | Мир глазами эколога | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – рассказывать о мире с точки зрения эколога; – работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; – находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
8 | Земля и человечество | Сокровища Земли под охраной человечества | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; – работать в паре: знакомиться по карте - схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия; – извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить сообщения о них. |
|
|
9 | Земля и человечество | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа № 1 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – выполнять задания тестовой проверочной работы; – знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги; – извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них. |
|
|
10 | Природа России | Равнины и горы России | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; – работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; – выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; – работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
11 | Природа России | Моря, озёра и реки России | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; – характеризовать особенности изучаемых водных объектов; – находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; – работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»; – готовить сочинения на тему урока. |
|
|
12 | Природа России | Природные зоны России | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; – устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; – работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами; – находить на карте природных зон области высотной поясности; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
13 | Природа России | Зона арктических пустынь | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – находить и показывать на карте зону арктических пустынь; – работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; – характеризовать зону арктических пустынь по плану; – извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
14 | Природа России | Тундра . | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; – извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
15 | Природа России | Леса России | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; – работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; – находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
16 | Природа России | Лес и человек | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; – извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
17 | Природа России | Зона степей | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – описывать степь по фотографиям, материалам учебника; – сравнивать общий вид леса и степи, растительный и животный мир; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
18 | Природа России | Пустыни | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; – находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни; – устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
19 | Природа России | У Чёрного моря. Проверочная работа № 2 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; – устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; – работать с терминологическим словариком; – характеризовать зону субтропиков по плану; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
20 | Родной край – часть большой страны | Наш край | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; – характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; – оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
21 | Родной край – часть большой страны | Поверхность нашего края | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; – работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
22 | Родной край – часть большой страны | Водные богатства нашего края | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); – участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе); – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
23 | Родной край – часть большой страны | Наши подземные богатства | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; – определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; – описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. |
|
|
24 | Родной край – часть большой страны | Земля - кормилица | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; – обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – земля под ногами» из книги «Великан на поляне»; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
25 | Родной край – часть большой страны | Жизнь леса | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; – работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
26 | Родной край – часть большой страны | Жизнь луга
| На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; – знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; – характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; – приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; – работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
27 | Родной край – часть большой страны | Жизнь в пресных водах | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа- определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме; – извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию о пресноводных обитателях, о поведении людей и обсуждать её; – работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. |
|
|
28 | Родной край – часть большой страны | Экскурсии в природные сообщества родного края | На уроке обучающийся сможет – наблюдать объекты и явления природы; – определять природные объекты с помощью атласа-определителя; – фиксировать результаты наблюдений; – сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. |
|
|
29 | Родной край – часть большой страны | Экскурсии в природные сообщества родного края | На уроке обучающийся сможет – наблюдать объекты и явления природы; – определять природные объекты с помощью атласа-определителя; – фиксировать результаты наблюдений; – сравнивать результаты наблюдений, сделанные в различных природных сообществах. |
|
|
30 | Родной край – часть большой страны | Растениеводство в нашем крае | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; – работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; – выполнять практическую работу: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур; – работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
31 | Родной край – часть большой страны | Животноводство в нашем крае | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; – работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
32 | Родной край – часть большой страны | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | На уроке обучающийся сможет – выполнять тесты с выбором ответа; – оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; – адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
|
|
33 | Родной край – часть большой страны | Презентация проектов
| На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения: – извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; – посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; – интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; – готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); – готовить тексты сообщений; – выступать с сообщением в классе; – оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта. |
|
|
34 | Родной край – часть большой страны | Презентация проектов | На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения: – посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; – интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; – готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); – готовить тексты сообщений; – выступать с сообщением в классе; – оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта. |
|
|
35 | Страницы Всемирной истории | Начало истории человечества Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание № 1 на с. 3 | На уроке обучающийся сможет – знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; – понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; – анализировать иллюстрации учебника; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
36 | Страницы Всемирной истории | Мир древности: далёкий и близкий Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 1 на с. 5 и 5 на с. 6. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; – понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
37 | Страницы Всемирной истории | Средние века: время рыцарей и замков Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 1 на с. 7 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «Ленте времени» длительность Средневековья; – сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
38 | Страницы Всемирной истории | Новое время: встреча Европы и Америки Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 4,6 на с. 10 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – определять по «Ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; – выполнять задания электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. |
|
|
39 | Страницы Всемирной истории | Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа № 3 Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; – находить на «Ленте времени» начало Новейшего времени; – рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI вв. |
|
|
40 | Страницы истории России | Жизнь древних славян Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание № 4 на с. 14. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – анализировать карту расселения племён древних славян; – выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; – составлять план рассказа на материале учебника; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
41 | Страницы истории России | Во времена Древней Руси Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 1 на с. 15 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
42 | Страницы истории России | Страна городов Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «Проверь себя». В рабочей тетради — задание № 2 на с. 17. По собственному желанию дети могут проиллюстрировать материал учебника своими рисунками. Дома дети самостоятельно знакомятся с текстом «Славный пир в городе Москве» на с. 53—54 и готовят его план. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
43 | Страницы истории России | Из книжной сокровищницы Древней Руси Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; – обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
44 | Страницы истории России | Трудные времена на Русской земле Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». Ученики готовят портрет-биографию Александра Невского с использованием дополнительных фактов из интернет-ресурсов. В рабочей тетради — задание № 4 на с. 22. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; – работать с терминологическим словариком; – заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
45 | Страницы истории России | Русь расправляет крылья Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 2 на с. 22 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
46 | Страницы истории России | Куликовская битва Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 4 на с. 26 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; – заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; – осознавать роль Куликовской битвы в истории России; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
47 | Страницы истории России | Иван Третий Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы на с. 79 и материалы рубрики «На следующем уроке». Прочитать рассказ «Царь Иван Васильевич по прозванию Грозный» из рубрики «Странички для любознательных» на с. 79—81, подготовиться объяснять термины и понятия «царь», «царство», «венчание на царство». В рабочей тетради — задания № 2 и 4 на с. 27. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
48 | Страницы истории России | Мастера печатных дел Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке. В рабочей тетради — задание № 4 на с. 30. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; – работать с терминологическим словариком; – развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
49 | Страницы истории России | Патриоты России Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы на с. 90 и материалы рубрики «На следующем уроке», прочитать дома текст «Здравствуй, Сибирь матушка!» на с. 90—91, найти на карте учебника города, основанные в Сибири в XVII в. В рабочей тетради — задание № 1 на с. 30 и задания № 4 и 5 на с. 31. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; – осознавать роль борьбы за независимость в начале XVII века в истории России; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
|
50 | Страницы истории России | Пётр Великий Домашнее задание: В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке»; составить индивидуально портрет-характеристику Петра Великого по самостоятельно сформулированному плану с учётом опыта работы в этом виде деятельности. В рабочей тетради — выполнить задание № 6 на с. 34—35 по контурной карте и задание № 7 на с. 35. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; – высказывать своё отношение к личности Петра Великого; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
51 | Страницы истории России | Михаил Васильевич Ломоносов Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; – высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
|
52 | Страницы истории России | Екатерина Великая Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 2,3 на с. 38 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой; – извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – работать с терминологическим словариком; |
|
|
53 | Страницы истории России | Отечественная война 1812 года Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы на с. 117. По заданию учебника два ученика готовят краткие рассказы об участниках Отечественной войны 1812 г., будущих декабристах — Н. Муравьёве, П. Пестеле. Школьники самостоятельно читают рассказ «Художник и вельможа» на с. 118—119. В рабочей тетради — задание № 4 на с. 40—41. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; – извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
54 | Страницы истории России | Страницы истории ХIХ века Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 3 и 4 на с. 43. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; – извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
55 | Страницы истории России | Россия вступает в ХХ век Домашнее задание. В учебнике — «Задания для самостоятельной работы» и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 2 и 3 на с. 46, задание № 5 на с. 47. Принести на следующий урок фотографии из семейного архива 1920—1930-х гг. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – отмечать на «Ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; – развивать воображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
56 | Страницы истории России | Страницы истории 1920–1930-х годов Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы, материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание № 1 на с. 48 и задание № 3 на с. 49. Дома провести опрос своих родных и знакомых, которые участвовали или были свидетелями событий, происходивших во время Великой Отечественной войны, и выяснить, какие воспоминания тех лет остались наиболее ярко в их памяти. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; – знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии); – прослушивать в записях песни 1930-х годов; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
57 | Страницы истории России | Великая Отечественная война и великая Победа Домашнее задание. В учебнике выполнить задание 2 рубрики «Задания для домашней работы», а также проработать материал рубрики «На следующем уроке». Принести на урок фотографии семейных и школьных праздников. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; – обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; – встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; – прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; – готовить праздник ко Дню Победы; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
58 | Страницы истории России | Великая Отечественная война и великая Победа В рабочей тетради выполнить задание № 3 на с. 64, закончить выполнение задания № 1 на с. 62 (раскрасить Знамя Победы). Приготовиться дать устное объяснение символики Знамени Победы (материал есть в электронном приложении). | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; – обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; – готовить праздник ко Дню Победы; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
|
59 | Страницы истории России | Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа № 4 Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание №4 на с. 53. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики); – интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; – работать с электронным пособием; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
60 | Современная Россия | Основной закон России и права человека Проект «Декларации прав» Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 4,5,7,8 на с. 58, 59-60 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; – выполнять задания из электронного приложения к учебнику; – готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
61 | Современная Россия | Мы – граждане России Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания №4 на с. 61 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; – работать с терминологическим словариком; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
62 | Современная Россия | Славные символы России Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке» | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
63 | Современная Россия | Такие разные праздники Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания №2 и 3 на с. 65 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; – различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; – рассказывать о своих любимых праздниках; – работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
64 | Современная Россия | Путешествие по России Домашнее задание. В учебнике — задание 1 для домашней работы. В рабочей тетради — задания №1 на с. 66 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить; – знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; – совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках. |
|
|
65 | Современная Россия | Путешествие по России Домашнее задание. В учебнике — задание 2,3 для домашней работы. В рабочей тетради — задание № 5, на с. 67. | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить; – знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; – совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках. |
|
|
66 | Современная Россия | Путешествие по России Домашнее задание. Подготовить проект на предложенные темы в учебнике на стр. 203-204 | На уроке обучающийся сможет – понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить; – знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; – совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках. |
|
|
67 | Современная Россия | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Нет задания | На уроке обучающийся сможет – выполнять тесты с выбором ответа; – оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; – адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
|
|
68 | Современная Россия | Презентация проектов (по выбору) | На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения – извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; – посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; – интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; – готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); – готовить тексты сообщений; – выступать с сообщением в классе; – оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта. |
|
|