СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по окружающему миру 4 класс УМК "Школа Росии" Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено на основе

  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ — Режим доступа: http://www.edumonch.ru/obsh_obr/fgos/doc/poo.pdf .

Просмотр содержимого документа
«РП по окружающему миру 4 класс УМК "Школа Росии" Раздел 3. Календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование составлено на основе

  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ — Режим доступа: http://www.edumonch.ru/obsh_obr/fgos/doc/poo.pdf .

  • Основной образовательной программы начального общего образования на период 2015-2019 гг. Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  • учебного плана школы на 2018-2019 учебный год

  • методического письма «об организации учебного процесса в начальной школе в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2018–2019 учебном году»»

  • авторской программы по окружающему миру Образовательной системы УМК «Школа России» А.А. Плешакова — М.: Просвещение, 2014, которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год

  • приказа Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253

  • положения о рабочей программе школы, утвержденного приказом от 31.08.2016 01-05-1/155-1;

с учётом характеристики 4-б класса

В классе учатся 10 обучающихся: 3 девочки и 7 мальчиков. Дети подобраны в основном одного возраста: 2008 года рождения, но есть и 2007 г. р. Около 30% детей имеют низкий уровень познавательной активности, 40% - средним и 30% выше среднего. В классе занимаются 4 обучающихся, имеющие заключение ПМПК и рекомендации на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа обучающихся по АООП НОО ОВЗ для детей с задержкой психического развития (ЗПР), на основе общеобразовательной программы «Школа России».

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут.

Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. При реализации программы для этих обучающихся осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

1. Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.

2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.

Низкий познавательный интерес и мотивация.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

  • новый материал строится и преподаётся предельно развёрнуто;

  • практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, с раздаточным материалом;

  • систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

  • выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

  • чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

  • составление домашнего задания в сторону малого объёма;

  • систематическая работа над развитием психических процессов;

  • материал подаётся небольшими дозами, с постепенным усложнением;

  • увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.



Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Изучение программного материала позволит каж­дому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между раз­личными объектами и явлениями окружающей дей­ствительности.

Уроки «Окружающего мира» должны развить у детей способности:

  • вести непосредственные наблюдения за отдельны­ми предметами и явлениями окружающего мира;

  • задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;

  • проводить сравнение двух и более предметов с уста­новлением их общих и отличительных признаков;

  • рассказывать о признаках предметов из своего бли­жайшего окружения по определенному плану;

  • делать выводы и умозаключения на основе обсуж­дения под руководством взрослого наблюдаемых со­бытий, явлений, предметов;

  • составлять высказывания из предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;

  • усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окру­жения.


Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Земля и человечество

Мир глазами астронома


На уроке обучающийся сможет

– знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



2

Земля и человечество

Планеты Солнечной системы


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



3

Земля и человечество

Звёздное небо – Великая книга Природы

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



4

Земля и человечество

Мир глазами географа


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



5

Земля и человечество

Мир глазами историка


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



6

Земля и человечество

Когда и где?


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– определять по «Ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

– обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

– работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



7

Земля и человечество

Мир глазами эколога


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о мире с точки зрения эколога;

– работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

– находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



8

Земля и человечество

Сокровища Земли под охраной человечества


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

– работать в паре: знакомиться по карте - схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить сообщения о них.



9

Земля и человечество

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверочная работа № 1


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выполнять задания тестовой проверочной работы;

– знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них.



10

Природа России

Равнины и горы России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

– выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

– работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



11

Природа России

Моря, озёра и реки России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

– характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

– находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

– работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

– готовить сочинения на тему урока.



12

Природа России

Природные зоны России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России;

– устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;

– работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

– находить на карте природных зон области высотной поясности;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



13

Природа России

Зона арктических пустынь


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону арктических пустынь;

– работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;

– характеризовать зону арктических пустынь по плану;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



14

Природа России

Тундра

.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии;

– извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



15

Природа России

Леса России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон;

– находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



16

Природа России

Лес и человек


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

– извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



17

Природа России

Зона степей


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– описывать степь по фотографиям, материалам учебника;

сравнивать общий вид леса и степи, растительный и животный мир;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



18

Природа России

Пустыни


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

– находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни;

– устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



19

Природа России

У Чёрного моря.

Проверочная работа № 2


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

– устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

– работать с терминологическим словариком;

– характеризовать зону субтропиков по плану;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



20

Родной край – часть большой страны

Наш край


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России;

– характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

– оценивать свои достижения на уроке.



21

Родной край – часть большой страны

Поверхность нашего края


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки;

– работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



22

Родной край – часть большой страны

Водные богатства нашего края


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

– участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



23

Родной край – часть большой страны

Наши подземные богатства


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

– определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого;

– описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.



24

Родной край – часть большой страны

Земля - кормилица


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

– обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – земля под ногами» из книги «Великан на поляне»;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



25

Родной край – часть большой страны

Жизнь леса


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



26

Родной край – часть большой страны

Жизнь луга


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии;

– знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

– характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

– приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



27

Родной край – часть большой страны

Жизнь в пресных водах


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа- определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

– извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию о пресноводных обитателях, о поведении людей и обсуждать её;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.



28

Родной край – часть большой страны

Экскурсии в природные сообщества родного края


На уроке обучающийся сможет

– наблюдать объекты и явления природы;

– определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

– фиксировать результаты наблюдений;

– сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.



29

Родной край – часть большой страны

Экскурсии в природные сообщества родного края


На уроке обучающийся сможет

– наблюдать объекты и явления природы;

– определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

– фиксировать результаты наблюдений;

– сравнивать результаты наблюдений, сделанные в различных природных сообществах.



30

Родной край – часть большой страны

Растениеводство в нашем крае


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

– выполнять практическую работу: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

– работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



31

Родной край – часть большой страны

Животноводство в нашем крае


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



32

Родной край – часть большой страны

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие


На уроке обучающийся сможет

– выполнять тесты с выбором ответа;

– оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

– адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



33

Родной край – часть большой страны

Презентация проектов


На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения:

– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.



34

Родной край – часть большой страны

Презентация проектов


На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения:

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.



35

Страницы Всемирной истории

Начало истории человечества

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание № 1 на с. 3

На уроке обучающийся сможет

– знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– анализировать иллюстрации учебника;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



36

Страницы Всемирной истории

Мир древности: далёкий и близкий

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 1 на с. 5 и 5 на с. 6.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

– понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



37

Страницы Всемирной истории

Средние века: время рыцарей и замков

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 1 на с. 7

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «Ленте времени» длительность Средневековья;

– сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



38

Страницы Всемирной истории

Новое время: встреча Европы и Америки

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 4,6 на с. 10

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– определять по «Ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

– выполнять задания электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.



39

Страницы Всемирной истории

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа № 3

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке».

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

– находить на «Ленте времени» начало Новейшего времени;

– рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI вв.



40

Страницы истории России

Жизнь древних славян

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание № 4 на с. 14.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– анализировать карту расселения племён древних славян;

– выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

– составлять план рассказа на материале учебника;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



41

Страницы истории России

Во времена Древней Руси

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 1 на с. 15

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



42

Страницы истории России

Страна городов

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «Проверь себя». В рабочей тетради — задание № 2 на с. 17. По собственному желанию дети могут проиллюстрировать материал учебника своими рисунками. Дома дети самостоятельно знакомятся с текстом «Славный пир в городе Москве» на с. 53—54 и готовят его план.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



43

Страницы истории России

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке».

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

– обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



44

Страницы истории России

Трудные времена на Русской земле

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». Ученики готовят портрет-биографию Александра Невского с использованием дополнительных фактов из интернет-ресурсов. В рабочей тетради — задание № 4 на с. 22.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

– работать с терминологическим словариком;

– заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



45

Страницы истории России

Русь расправляет крылья

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 2 на с. 22

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



46

Страницы истории России

Куликовская битва

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 4 на с. 26

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

– заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

– осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



47

Страницы истории России

Иван Третий

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы на с. 79 и материалы рубрики «На следующем уроке». Прочитать рассказ «Царь Иван Васильевич по прозванию Грозный» из рубрики «Странички для любознательных» на с. 79—81, подготовиться объяснять термины и понятия «царь», «царство», «венчание на царство». В рабочей тетради — задания № 2 и 4 на с. 27.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



48

Страницы истории России

Мастера печатных дел

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке. В рабочей тетради — задание № 4 на с. 30.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

– работать с терминологическим словариком;

– развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



49

Страницы истории России

Патриоты России

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы на с. 90 и материалы рубрики «На следующем уроке», прочитать дома текст «Здравствуй, Сибирь матушка!» на с. 90—91, найти на карте учебника города, основанные в Сибири в XVII в. В рабочей тетради — задание № 1 на с. 30 и задания № 4 и 5 на с. 31.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– осознавать роль борьбы за независимость в начале XVII века в истории России;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



50

Страницы истории России

Пётр Великий

Домашнее задание: В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке»; составить индивидуально портрет-характеристику Петра Великого по самостоятельно сформулированному плану с учётом опыта работы в этом виде деятельности. В рабочей тетради — выполнить задание № 6 на с. 34—35 по контурной карте и задание № 7 на с. 35.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

– высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



51

Страницы истории России

Михаил Васильевич Ломоносов

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке».

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

– высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



52

Страницы истории России

Екатерина Великая

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 2,3 на с. 38

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой;

– извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;



53

Страницы истории России

Отечественная война 1812 года

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы на с. 117. По заданию учебника два ученика готовят краткие рассказы об участниках Отечественной войны 1812 г., будущих декабристах — Н. Муравьёве, П. Пестеле. Школьники самостоятельно читают рассказ «Художник и вельможа» на с. 118—119. В рабочей тетради — задание № 4 на с. 40—41.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

– извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



54

Страницы истории России

Страницы истории ХIХ века

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 3 и 4 на с. 43.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

– извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



55

Страницы истории России

Россия вступает в ХХ век

Домашнее задание. В учебнике — «Задания для самостоятельной работы» и материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 2 и 3 на с. 46, задание № 5 на с. 47. Принести на следующий урок фотографии из семейного архива 1920—1930-х гг.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– отмечать на «Ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

– развивать воображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



56

Страницы истории России

Страницы истории 1920–1930-х годов

Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы, материалы рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание № 1 на с. 48 и задание № 3 на с. 49. Дома провести опрос своих родных и знакомых, которые участвовали или были свидетелями событий, происходивших во время Великой Отечественной войны, и выяснить, какие воспоминания тех лет остались наиболее ярко в их памяти.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

– знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии);

– прослушивать в записях песни 1930-х годов;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



57

Страницы истории России

Великая Отечественная война и великая Победа

Домашнее задание. В учебнике выполнить задание 2 рубрики «Задания для домашней работы», а также проработать материал рубрики «На следующем уроке». Принести на урок фотографии семейных и школьных праздников.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

– обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

– встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

– прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

– готовить праздник ко Дню Победы;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



58

Страницы истории России

Великая Отечественная война и великая Победа

В рабочей тетради выполнить задание № 3 на с. 64, закончить выполнение задания № 1 на с. 62 (раскрасить Знамя Победы). Приготовиться дать устное объяснение символики Знамени Победы (материал есть в электронном приложении).

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

– обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

– готовить праздник ко Дню Победы;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



59

Страницы истории России

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа № 4

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задание №4 на с. 53.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

– интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

– работать с электронным пособием;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



60

Современная Россия

Основной закон России и права человека

Проект «Декларации прав»

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания № 4,5,7,8 на с. 58, 59-60

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



61

Современная Россия

Мы – граждане России

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания №4 на с. 61

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



62

Современная Россия

Славные символы России

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке»

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



63

Современная Россия

Такие разные праздники

Домашнее задание. В учебнике — задание для домашней работы, а также материал рубрики «На следующем уроке». В рабочей тетради — задания №2 и 3 на с. 65

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

– рассказывать о своих любимых праздниках;

– работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



64

Современная Россия

Путешествие по России

Домашнее задание. В учебнике — задание 1 для домашней работы. В рабочей тетради — задания №1 на с. 66

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках.



65

Современная Россия

Путешествие по России

Домашнее задание. В учебнике — задание 2,3 для домашней работы. В рабочей тетради — задание № 5, на с. 67.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках.



66

Современная Россия

Путешествие по России

Домашнее задание. Подготовить проект на предложенные темы в учебнике на стр. 203-204

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках.



67

Современная Россия

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Нет задания

На уроке обучающийся сможет

– выполнять тесты с выбором ответа;

– оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

– адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



68

Современная Россия

Презентация проектов (по выбору)


На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения

– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.