МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ№25 ____________ Е.А. Ларченко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Английский без границ»
Английский язык
2020– 2021 учебный год
Учитель Олзоева С.В .
Улан-Удэ, 2020
Пояснительная записка
Программа "Английский без границ" имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-ых классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития языковой и социокультурной компетенций, а также личностных качеств школьников. Она обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, проявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований "Федеральных государственных образовательного стандарта основного общего образования второго поколения" и "Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык. 5 - 9 классы" с учетом интересов обучающихся и соответствует их возрастным особенностям.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что она удовлетворяет познавательные интересы ребенка, устраняет противоречия между условиями работы в классно-урочной системе и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одной из основных задач образования по стандартам второго поколения, наряду со специальными предметными, является развитие способностей ребенка, качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких как умение сравнивать и анализировать, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. В связи с этим программой предусмотрены формы работы, позволяющие развивать интеллект ребенка, навыки самостоятельной деятельности, работы в группе или команде.
Цели программы " Английский без границ ":
создание условий для интеллектуального развития ребенка, качеств его личности, формирование коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность посредством английского языка;
развитие творческих способностей каждого ребенка во внеурочной деятельности;
повышение общего уровня владения английским языком.
Задачи
Познавательный аспект:
способствовать осознанию школьников иностранного языка как инструмента познания мира и других культур;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,
наблюдаемые в родном и английском языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком;
развивать учебные умения и качества личности;
формировать у учащихся рациональные приемы работы с различными словарями, справочниками и извлечение нужной информации;
познакомить с некоторыми способами выражения языкового материала;
развивать творческое восприятие языкового материала.
Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы.
Содержание программы " Английский без границ " соответствует целям и задачам основной образовательной программы МАОУ «СОШ №25»». Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса (2 - 4 класс - 2 часа в неделю, 5кл. - 3 часа). Предлагаемая программа связана с урочной деятельностью. Отбор тематики для внеурочных занятий осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения английского языка и языкового материала УМК "Spotlight", ориентирован на интересы обучаемых с учетом их возраста, на усиление деятельностного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Особенности реализации курса
Структура курса
Для составления программы курса были использованы материалы различных пособий, предназначенных для внеклассной и внеурочной работы со школьниками 5 классов, интернет ресурсы программа «Solution» сайт «Learning Apps»
Учитывая тот факт, что внеурочная деятельность проводится во второй половине дня, и то, что учащиеся данной возрастной группы отличаются подвижностью, желанием увидеть результат своей работы немедленно, я посчитала целесообразным предложить им работу над языковым материалом в занимательной для них форме, практически, в игру, соревнование. Кроссворды и ребусы представляют материал в необычной для школьников форме, решая их, они забывают, что проделывают огромную работу по восприятию информации, ее декодированию, привлекая знания языка, его
основных лингвистических форм, делая волевые усилия и т.д.
Работа над ребусами и кроссвордами способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию креативности, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражению.
Языковой материал, представленный в кроссвордах и ребусах, в основном, совпадает с материалом УМК, однако встречаются и новые лексические единицы, что требует работы с двуязычным словарем, словарем синонимов. Встречаются в заданиях пословицы и поговорки, что требует обращения к фразеологическим словарям или специальным сборникам. Для некоторых заданий требуются навыки перевода с русского языка на английский, поэтому для успешного проведения занятий требуются все приведенные выше издания.
С целью повышения эффективности занятий , учебный процесс оснащен современными техническими средствами. С помощью мультимедийных средств занятия визуализируются, вызывая положительные эмоции у учащихся.
Формы проведения занятий
Занятия могут проводиться в форме игры, соревнования, конкурса и т.д. Работа будет вестись индивидуально, в парах или группе. Программой курса предусматривается и проектная деятельность учащихся по составлению собственных кроссвордов и ребусов. Мини-проект выполнятся индивидуально или группой учащихся, в основном, по желанию самих исполнителей проекта.
Каждый учащийся может выбрать любой вид кодирования информации и ее представления одноклассникам, проявляя свое творчество, развивая логическое мышление, образное восприятие слова, пословицы или поговорки.
Режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на учащихся 5-го касса, реализуется за 34 часа. Недельная нагрузка -1 час.
Количество обучающихся в группе 10 - 13 человек.
Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
проектная деятельность;
изобразительная деятельность, включая применение ИКТ;
перевод;
работа со словарями и справочниками;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Эффективность данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий:
желание проявить себя;
сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
занимательность содержания, форм и методов работы;
эстетичность предлагаемых материалов заданий;
четкая организация и тщательная подготовка всех занятий;
привлечение детей с разными способностями и уровнем языковой подготовки;
широкое использование методов педагогического стимулирования учащихся.
Планируемые результаты
в результате реализации данной программы учащиеся должны
знать/ понимать:
некоторые основные способы словообразования;
основные значения изученных лексических единиц;
явления многозначности слов: синонимов, антонимов; признаки изученных грамматических явлений,
принципы построения двуязычных словарей, справочников. электронные адреса учебных сайтов;
некоторые пословицы, поговорки, связанные с изученной тематикой и их эквиваленты в русском языке.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, сопоставлять языковые явления;
находить и извлекать необходимую информацию из различных источников;
'расшифровать' информацию на уровне слова, предложения, пословицы, поговорки (решать кроссворд, ребус);
составлять кроссворд;
составлять новые слова путем словосложения, изменения формы слова и т.д.;
переводить с русского языка на английский отдельные слова;
читать задания;
представлять свой кроссворд, ребус;
взаимодействовать с членами группы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
при работе со словарями и справочниками;
находить и обрабатывать нужную информацию;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
представлять свою работу публично;
решать нестандартные задачи;
читать и понимать задания.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение некоторых социальных знаний о взаимодействии в группе, освоение этих правил.
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (знание, труд, культура).
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представлять собственные проекты).
Качества личности, которые могут быть сформированы у обучающuxся в результате занятий:
толерантность к представителям других культур;
познавательная, творческая активность;
самостоятельность;
умение работать с партнерами;
личная и взаимная ответственность;
готовность решать нестандартные задачи.
Способами определения результативности программы - презентация мини-проекта, диагностика, проводимая методом естественно-педагогического наблюдения, анкетирование учащихся.
Календарно-тематическое планирование
| Тема | Дата | Характеристика учебной деятельности учащихся |
| | | |
| Повторение | | воспринимают на слух и правильно воспроизводят ЛЕ по темам; распознают тип предложения (вопросительное\ повествовательное) читают и определяют цель задания; прогнозируют содержание кроссорда\ребуса по заданию; анализируют представленный материал; подбирают соответствующие синонимы и антонимы к данным в задании словам; развивают логическое и абстрактное мышление, внимание, воображение, память; совершенствуют орфографические навыки; правильно образуют морфологические формы слов; переводят слова, пословицы, поговорки на русский язык; решают и составляют кроссворды и ребусы по предложенным темам; представляют свои ребусы и кроссворды (мини-проекты); работают индивидуально и в группе; самостоятельно планируют свою работу; приобретают навыки толерантного отношения к окружающим; оформляют свои работы на бумаге или электронных носителях; знакомятся с некоторыми полезными электронными носителями информации; грамотно работают с различными видами словарей, включая электронные; находят нужную информацию в справочной литературе; анализируют и сопоставляют полученную информацию; |
1. | В царстве предлогов | |
2. | Вопросы? Вопросы! | |
3. | Наш мир разноцветный | |
4. | В мире прилагательных | |
5. | Веселая чехарда с числительными | |
| Люди во всем мире | |
6. | В лабиринте времен | |
7. | Свет мой зеркальце скажи | |
8. | Изучаем карту | |
9. | Скажи, который час | |
| В гостях хорошо, а дома лучше | |
10 | Что я вижу дома | |
11 | Идем в магазин | |
12 | Путешествуем | |
13 | Дом, милый дом | |
| День за днем | |
14 | Идем в школу | |
15 | В кругу друзей | |
16 | Нужные глаголы | |
17 | Братья наши меньшие | |
| В любую погоду | |
18 | Что надеть? | |
19 | Что у вас на завтрак? | |
20 | Поговорим о погоде | |
21 | Жизнь большого города (Лондон) | | формируют представление о сходстве и различиях в культуре и языке своей страны и стран изучаемого языка, способах выражения народной мудрости; знакомятся с новыми словами и выражениями; формируют уважительное отношение к иноязычной культуре |
| Жизнь в прошлом | |
22 | Из истории США | |
23 | Какой сегодня праздник? | |
24 | В мире пословиц и поговорок | |
| Ты когда-либо …? | |
25 | Алло, кто говорит? | |
26 | В Англии так говорят… | |
| Хобби и интересы | |
27 | Я умею организовать свои каникулы | |
28 | В аэропорту | |
29 | Я могу заказать номер в отеле | |
30 | На пляже | |
31 | В банке и на почте | |
32 | В музее и галерее искусств | |
33 | Использование специальных приветствий | |
34 | Пригласить своего зарубежного друга к себе в гости | |
| | | Итого: 34 часов |
Методическое содержание программы
Повторение |
Речевой материал | Представление себя. Знакомство. Летние каникулы. Какого цвета? Какое сегодня число? Краткие сведения о себе. Описание мест, предметов. |
Языковой материал | Предлоги места и времени. Вопросительные местоимения и наречия. Порядковые и количественные числительные (1 - 100). Название цветов (11). Кроссворды, ребусы. |
Грамматический аспект | Повествовательные предложения. Вопросы. |
Познавательный аспект | Способы проведения каникул сверстниками. Определение слова по описанию. |
Наглядность | Карта мира, презентация кроссворда, раздаточный материал с заданиями, картинки, демонстрирующие нахождение предметов, цвета. |
Люди во всем мире |
Речевой материал | Описание внешности человека, их действий. Спорт. Игры. |
Языковой материал | Название частей тела, действий человека, название видов спорта и спортивных игр. Кроссворды, ребусы. |
Грамматический аспект | Видовременные формы глагола Present Simple/ Continuous. |
Познавательный аспект | Любимые виды спорта детей. Великие российские и зарубежные спортсмены. Работа с двуязычным словарем. |
Наглядность | Картинки, карта мира, раздаточный материал с кроссвордами, бумага, фломастеры, если возможно, ноутбуки, мультимедийный проектор. |
В гостях хорошо, а дома лучше |
Речевой материал | Описание дома\ квартиры. Покупки в магазине. Путешествие. |
Языковой материал | ЛЕ по темам “Дом\ квартира”, “Покупки”, “Путешествие”, предлоги места. Кроссворды, ребусы. |
Грамматический аспект | Вопросы и ответы по темам. |
Познавательный аспект | Правила общения покупателя и продавца в англоговорящих странах. Типичный английский дом. Приемы работы с фразеологическим словарем. Выбор пословиц по теме. Пословицы и поговорки о доме и семье. |
Наглядность | Картинки, раздаточный материал с кроссвордами и ребусами, англо-русские словари, фразеологические |
| словари/ пособия. Возможность выхода в интернет, использование электронного словаря. Мультимедийный проектор, экран/ фломастеры, карандаши бумага. |
День за днем |
Речевой материал | Моя школа. Мои друзья. Дружба. Животные. |
Языковой материал | ЛЕ по темам. Кроссворды, ребусы. |
Грамматический аспект | Структура there is\are |
Познавательный аспект | Приемы работы со словарями и справочниками, нахождение нужной информации. Пословицы и поговорки о дружбе, друзьях. Животные в пословицах и поговорках. |
Наглядность | Картинки, раздаточный материал с кроссвордами и ребусами, англо-русские словари, фразеологические словари/ пособия. Возможность выхода в интернет, использование электронного словаря. Мультимедийный проектор, экран/ фломастеры, карандаши бумага. |
В любую погоду |
Речевой материал | Погода и времена года. Одежда. Еда. Лондон (город). Продукты питания. Еда. |
Языковой материал | ЛЕ по темам. Пословицы, поговорки по теме” Погода”, “Продукты питания. Еда”. Кроссворды, ребусы. |
Грамматический аспект | Present simple/Continuous. Исчисляемые, неисчисляемые существительные. |
Познавательный аспект | Отношение англичан к еде. Пословицы и поговорки о погоде и одежде. Приемы нахождения пословицы или поговорки по ключевому слову. |
Наглядность | Картинки, раздаточный материал с кроссвордами и ребусами, англо-русские словари, фразеологические словари/ пособия. Возможность выхода в интернет, использование электронного словаря. Мультимедийный проектор, экран/ фломастеры, карандаши бумага. |
Жизнь в прошлом |
Речевой материал | Прошлое планеты в пословицах и поговорках. |
Языковой материал | Название древних цивилизаций, городов. |
Грамматический аспект | Раst Simple. Present Simple. Определенный, нулевой артикль с именами собственными. |
Познавательный аспект | Отношение англичан к истории и историческим личностям. О языке как средстве выражения своего отношения к истории. |
Наглядность | Картинки, раздаточный материал с кроссвордами и ребусами, англо-русские словари, фразеологические словари/ пособия. Возможность выхода в интернет, использование электронного словаря. Мультимедийный проектор, экран/ фломастеры, карандаши бумага. |
Ты когда-либо …? |
Речевой материал | Правила общения по телефону. |
Языковой материал | Номера телефонов. Разговорные клише этикетного характера. |
Грамматический аспект | Краткие вопросы и ответы |
Познавательный аспект | Правила этикета при общении, принятые в Англии. Правила хорошего тона в поговорках. |
Наглядность | Картинки, раздаточный материал с кроссвордами и ребусами, англо-русские словари, фразеологические словари/ пособия. Возможность выхода в интернет, использование электронного словаря. Мультимедийный проектор, экран/ фломастеры, карандаши бумага. |
Итого: 34 часа
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Авторские методики/разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам;
Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов;
Материалы по результатам освоения программы:
перечень творческих достижений;
видеозаписи итоговых постановок;
фотографии и аудиозаписи мероприятий
Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
сценическая ширма (сцена, актовый зал);
видеокамера;
элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран, кинопроектор.
Учебно-методическое обеспечение
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. -223с.
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2018. – 144с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. – 159с.
Английский язык. 5 класс: / учеб. для общеобразоват. учреждений/[М.З.Биболетова]/ - М.: Просвещение, 2019. – 112с.
Бурлакова А.П. Подумай и ответь. Ребусы, головоломки, чайнворды, кроссворды (на английском языке) для учащихся 5 – 7 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1990.
Занимательный английский. 5 -11 классы: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Т.А. Пукина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2019. -95с.
Обучение с увлечением или 1001 способ превратить урок в праздник. Учеб. пособие по англ. языку. / Сост. Е.Н. Федченко. – М.: Издательство “Менеджер”. 2018. -224c.
Стернина В.А. Веселый английский: Учебное пособие. – СПб. КАРО, 2005. – 96с.
Англо- русские словари для школьников
Фразеологические словари (любого года издания, под любой редакцией)
А Dictionary of Synonyms and Antonyms. Alan Spooner. Oxford University Press.
Электронные ресурсы
Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2016/2017: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2016-2017. – URL: http://festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410128 (22.02.11)
Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития
коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова Н.В.; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2016. – 18 с. – Библиогр. с.
18. Шифр РНБ: 2017-А/2686; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова: [сайт]. – М., 2016. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (22.02.11).
Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении
английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября».
М., 2016-2017. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/ (22.02.11).
Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках
английского языка в 5-м классе [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412471/ (16.12.08)
Сидорова, В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на начальной ступени изучения иностранного языка
[Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2007/2008 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008.
Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний, учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007: [сайт] / Изд. дом
«Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11).
Список литературы для обучающихся
Сайты:
http://www.fun4child.ru/ http://skazka.bombina.com/ http://www.ourkids.ru/ http://kids.dnschool.ru/ http://englishforme.ucoz.ru/ http://www.englishclub-spb.ru/ http://elf-english.ru/ http://english-online.ucoz.ru/ http://www.free-books.org/
http://www.a-zcenter.ru/tales/
2