Колледж Луганского государственного университета имени Владимира Даля
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Для специальности 09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям)
2020
Рассмотрено и согласовано методической комиссией
социально-экономических дисциплин
Протокол № 2 от «10» сентября 2020 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по специальности 09.02.05 Прикладная информатика по отраслям, примерной программы общепрофессиональной учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Председатель методической комиссии
____________________ Ременюк Надежда Николаевна
Заместитель директора по учебной работе
____________________ Захаров Владимир Викторович
Составитель(и): Восканян Анастасия Николаевна, преподаватель Колледжа Луганского государственного университета имени Владимира Даля
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__ / 20__ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «___» _________ 20___ г.
Председатель МК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__ / 20__ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «___» _________ 20___ г.
Председатель МК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__ / 20__ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «___» _________ 20___ г.
Председатель МК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__ / 20__ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «___» _________ 20___ г.
Председатель МК ____________________________________
СТРУКТУРА РабоЧЕЙ ПРОГРАММЫ Титульный лист ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 1 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
2. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО) по специальности 09.02.05 Прикладная информатика(по отраслям).
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
общепрофессиональная дисциплина.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
уметь:
- использовать нормативные правовые акты в профессиональной деятельности;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским
процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности
(бездействия) с правовой точки зрения;
знать:
- основные положения Конституции Луганской Народной Республики
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные, иные нормативные правовые акты, другие документы,
- регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной
ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
5
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности и приобретение компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Обрабатывать статический информационный контент. |
ПК 1.2 | Обрабатывать динамический информационный контент. |
ПК 1.3 | Осуществлять подготовку оборудования к работе. |
ПК 1.4 | Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента. |
ПК 1.5 | Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию. |
ПК 2.1 | Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента. |
ПК 2.2 | Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов. |
ПК 2.3 | Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 2.4 | Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения. |
ПК 2.5 | Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию. |
ПК 2.6 | Участвовать в измерении и контроле качества продуктов. |
ПК 3.1 | Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.2 | Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.3 | Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.4 | Работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами. |
ПК 4.1 | Обеспечивать содержание проектных операций. |
ПК 4.2 | Определять сроки и стоимость проектных операций. |
ПК 4.3 | Определять качество проектных операций. |
ПК 4.4 | Определять ресурсы проектных операций. |
ПК 4.5 | Определять риски проектных операций. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.3. Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена
№ | Дополнительные | | Дополнительные | | №, | | Количество | Обоснование | |
п/п | профессиональные | | знания, умения | | наименования | | часов | включения в | |
компетенции | | | темы | | программу | |
| | | | | | |
1 | | | | | | | | | |
Использование вариативной части не предусмотрено.
2.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 22 часа.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Примерный тематический план учебной дисциплины ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Коды компетенций | Наименование тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1-1.5, 2.1-2.6 ОК 1-10 | Тема 1. Общие положения о государстве и праве. Основы государственного (конституционного) строя. | 14 | 12 | - | - | 4 | |
Тема 2. Правовое регулирование субъектов профессиональной деятельности | 18 | 16 | 2 | - | 2 | |
ПК 1.1-1.5, 2.1-2.6, 3.1- 3.4, 4.1-4.5 ОК 1-10 | Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений в профессиональной деятельности | 18 | 6 | 4 | - | 10 | |
Тема 4. Правовое регулирование в области автоматизированных систем обработки информации и управления | 16 | 10 | 4 | - | 6 | |
| Всего | 66 | 44 | 10 | - | 22 | |
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | № занятия | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
Раздел 1. Общие положения о государстве и праве. Основы государственного (конституционного) строя. | | Содержание учебного материала Основные правовые понятия. Норма права: виды, структура, действие, способы изложения. Конституция Луганской Народной Республики. Основы конституционного строя. Основы правового статуса человека и гражданина Луганской Народной Республики. | 14 |
| | Лекции | 12 |
1 | 1 | Основные правовые понятия. | 2 |
2 | 2 | Конституция Луганской Народной Республики. | 2 |
3 | 3 | Конституционная и государственная защита прав и свобод. | 2 |
4 | 4 | Основы правового статуса человека и гражданина Луганской Народной Республики | 2 |
5 | 5 | Норма права: виды, структура, действие, способы изложения. | 2 |
6 | 6 | Нормативно-правовые акты Луганской Народной Республики о защите прав | 2 |
| | потребителя, о товарных знаках | |
| | Самостоятельные работы | 4 |
| 1 | Работа с информационными источниками Луганской Народной Республики | 2 |
| | 2 | Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод | 2 |
Раздел 2. Правовое регулирование субъектов профессиональной деятельности | | Содержание учебного материала Понятие правоотношения, его структура, основания возникновения. Признаки правового поведения. Признаки и виды правонарушений. Понятие предпринимательской деятельности, признаки. Субъекты предпринимательской деятельности. Юридические и физические лица. Право собственности. Формы собственности. Создание, государственная регистрация, реорганизация, ликвидация юридических лиц. Коммерческая тайна. Несостоятельность (банкротство) субъектов. Понятие, признаки, порядок. Характеристика правоотношений в профессиональной деятельности. Права и обязанности работников. Законодательные акты и другие нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности. Понятие экономических споров, их виды. Рассмотрение споров в суде. Производство в судебных инстанциях. Исполнительное производство. | 18 |
| | Лекции | 16 |
| | Юридическая связь между правонарушением и юридической ответственностью. | 2 |
| | Понятие предпринимательской деятельности, признаки. | 2 |
| | Законодательные акты и другие нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности. | 2 |
| | Субъекты предпринимательской деятельности. | 2 |
| | Создание, государственная регистрация, реорганизация, ликвидация юридических лиц. | 2 |
| | Характеристика правоотношений в профессиональной деятельности. | 2 |
| | Формы собственности. | 2 |
| | Права и обязанности работников. | 2 |
| | Самостоятельная работа | 2 |
| | Ознакомление с законодательством Луганской Народной Республики в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Классификация юридических лиц. | 2 |
| | | Практическая работа | 2 |
| | | Оформление документов при подготовке к государственной регистрации предприятия. | 2 |
Раздел 3. Правовое регулирование трудовых отношений в профессиональной деятельности | | Содержание учебного материала Трудовое право в система юридических наук. Трудовая правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Международное регулирование трудовых правоотношений. Конвенции международной организации труда (МОТ). Функции службы по труду и занятости, Государственной инспекции труда, Министерства труда и социальной политики. Трудовой Кодекс Луганской Народной Республики. Возникновение и прекращение трудовых отношений. Трудовой договор. Обработка и защита персональных данных. Материальная ответственность сторон трудового договора. | 18 |
| | Лекции | 6 |
| | Трудовое право в система юридических наук. | 2 |
| | Трудовой Кодекс ЛНР. | 2 |
| | Возникновение и прекращение трудовых отношений. | 2 |
| | Самостоятельная работа | 4 |
| | Социальные гарантии при сокращении штата работников. | 2 |
| | Анализ административной ответственности за нарушения в области охраны труда. | 2 |
| | Практические работы | 10 |
| | Составление трудового договора на должность техника-программиста. | 2 |
| | Работа с документацией, регламентирующей порядок ликвидации предприятия. | 2 |
| | | Классификация юридических лиц. | 2 |
| | Анализ правовых норм, возникающих в сфере производства, преобразования и потребления информации | 2 |
| | Материальная ответственность сторон трудового договора. | 2 |
Раздел 4. Правовое регулирование в области автоматизированных систем обработки информации и управления | | Содержание учебного материала Понятие информационной безопасности. Общая характеристика информационной безопасности общества и государства. Источники угроз безопасности общества и государства в информационной сфере. Признаки и состав правонарушения. Обеспечение информационной безопасности. Нормативное и правовое обеспечение информационной безопасности. Понятие субъектов информационного права. Физические лица как субъекты информационного права. Правовой статус общественных объединений и коммерческих организаций как субъектов информационного права. | 16 |
| | Лекции | 10 |
| | Общая характеристика информационной безопасности общества и государства. | 2 |
| | Нормативное и правовое обеспечение информационной безопасности. | 2 |
| | Признаки и состав правонарушения. | 2 |
| | Обеспечение информационной безопасности. | 2 |
| | Физические лица как субъекты информационного права. | 2 |
| | Практические занятия | 4 |
| | Составление трудового договора на должность техника-программиста. | 2 |
| | Анализ статистической информации на рынке труда (по данным службы по труду и занятости). | |
| | Самостоятельные работы | 6 |
| | Организация информационной безопасности на производственных предприятиях. | 2 |
| | Обеспечение информационной безопасности общества. | 2 |
| | Организация информационной безопасности в банковской сфере | 2 |
| | | Дифференцированный зачет | 2 |
| | Всего, В том числе аудиторная работы | 66 44 ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Примерные требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
презентации;
контрольно-оценочный материал.
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедийное оборудование.
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких дисциплин общепрофессионального цикла как «Экономика организации», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению учебной дисциплины или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете социально-экономических дисциплин, согласно ГОС СПО по специальности.
Текущий контроль обучения и промежуточная аттестация должны складываться из следующих компонентов:
текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос
обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оценка индивидуальных заданий, рефератов, презентаций, оформление отчетов по практическим работам и т.д.
промежуточная аттестация: дифференцированный зачет.
4.3 Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ: ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
Фамилия, имя, отчество преподавателя | Восканян Анастасия Николаевна |
Образование | высшее, специалист, Луганский государственный педагогический университет имени Тараса Шевченко, 2011 год, диплом АН № 41334286, специальность «История», присвоена квалификация историка, учителя истории и права. |
Курсы повышения квалификации | Методика и технология преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях с учетом требований ФГОС ООО и СОО Удостоверение о повышении квалификации Регистрационный номер № 2199-СнК-ДПО/ПК, №10238495 от 27 апреля 2018г. Повышение качества образования по предмету "Обществознание" в условиях перехода ОО в режим эффективного функционирования Удостоверение о повышении квалификации Регистрационный номер 399/18, серия № 231200513221 от 24 ноября 2018г. |
Категория, педагогическое звание | Преподаватель первой категории |
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); -характеризовать: основные черты правовой системы, порядок принятия и вступления в силу законов, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; - различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно- правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; | ОК 6 (коммуникативные компетенции) ОК 8 (компетенции личностного самосовершенствования) | работа с первоисточниками, устный опрос, заполнение таблиц, тестирование, практические работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса. | ОК 1 (ценностно-смысловые компетенции) ОК 4 (информационные компетенции) | тестирование, работа с карточками – заданиями, устный и письменный опрос, работа с первоисточниками, заполнение таблиц, практические работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | ОК 6 (коммуникативные компетенции) ОК 8 (компетенции личностного самосовершенствования) | доклады и сообщения обучающихся, составление текстовых, сравнительно- обобщающих и конкретизирующих таблиц. |
Основные источники:
Учебники:
Право Луганской Народной Республики: документы. Определения, задания, схемы. Учебно-методическое пособие. Луганск. 2017.
Правоведение. Учебно-методическое пособие. Донецк. 2018.
Основные источники:
Конституция Луганской Народной Республики (С изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09. 2014, от 3.03.2015 № 11-II,, от 25.11. 2017 №195-II, от 2.02.2018 № 212- II, от 6.09.2018 №263- II).
Закон Луганской Народной Республики от 30.04. 2015 г. №24-II «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике».
Закон Луганской Народной Республики от 25.06. 2014 г. №24-II «О системе исполнительных органов власти Луганской Народной Республики».
Закон Луганской Народной Республики от 24.09. 2014 г. №25-I «О государственном флаге Луганской Народной Республики».
Закон Луганской Народной Республики от 24.09. 2014 г. №23-I «О выборах депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики».
Закон Луганской Народной Республики от 01.10.2014 г. №24-I «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (с изменениями).
Уголовный Кодекс Луганской Народной Республики. 58-II от 14 августа 2015 г.
Уголовно-процессуальный кодекс Луганской Народной Республики. 60-II от 21 августа 2015 г.
Закон Луганской Народной республики №79-11 «О налоговой системе»
Закон Луганской Народной Республики от 30.04.2015. г. №23-II «Трудовой кодекс Луганской Народной Республики».
Закон Луганской Народной Республики от 30.06.2014. г. №16-I «О профессиональных союзах».
Закон Луганской Народной Республики от 27 марта 2015 года 14-II "О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики" (с изменениями).
Закон Луганской Народной Республики от 15 июля 2016 года № 109-II. «Кодекс Луганской Народной Республики об административных правонарушениях» (с изменениями).
Постановление Совета министров ЛНР от 8.07. 2018 г. Порядок организации выплаты и доставки пенсий, денежного содержания и иных пенсионных выплат на территории Луганской Народной Республики.
Закон Луганской Народной Республики «Семейный кодекс Луганской Народной Республики» от 14 июля 2018 года № 233-II.
Закон Луганской Народной Республики «Гражданский кодекс Луганской Народной Республики» от 23 марта 2018 года № 509-ПЗ/18.