СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РР. Ф. Толстой. Цветы,фрукты,птица.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РР. Ф. Толстой. Цветы,фрукты,птица.»

РЯ-5 Урок № дата_______

ТЕМА: Описание предметов, изображенных на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица»

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Словарный диктант.

Изучаешь фонетику, нарежь потоньше, душистая сирень, подчеркнуть орфограммы, опытный каменщик, ароматное яблоко, закончить письменную работу, меньше знаешь, судьба барабанщика, удивительный хищник, встань пораньше, поразительная мощность, чёткий почерк, лучший помощник, чудесный салют, возьмем гвозди.

  1. Работа по теме урока

Беседа.

Вспомните, как мы читали текст К.Г.Паустовского о старинной музыкальной шкатулке. В повествовательный текст автор ввел описание. Мы узнали, как устроена шкатулка, как она была окрашена. Но все же каждый представлял ее по-своему.

Сегодня наша задача – описать то, что мы видим, так, задумал и создал художник. Речь идет о картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица» (см. Цветную вклейку учебника).

Почти все, что изображено на картине, входит в ее название. Большая часть изображенного: цветы в вазе, фрукты – неодушевленные предметы. Такая картина, изображающая неодушевленные предметы, называется натюрморт.

Запись в тетрадь.

Жанр натюрморта появился в XVII веке в Нидерландах. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи.

Выясним значение слова с помощью словарей. Это слово произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа».

На живописных полотнах может отображаться также портретная, историческая, пейзажная тематика. Пейзаж, в отличие от натюрморта, - изображение живой природы. Словосочетание «мертвая природа» довольно мрачное. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф.П.Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел художника, решим, так ли уж мрачно это слово – натюрморт.

4.Опорные слова

Стеклянная ваза, нежно-розовые цветы, длинные стебли, изысканный букет, коричнево-желтый лепесток, румяное яблоко, оранжевые прожилки, гроздочка смородины, крупные яблоки, темно-красный, желтоватый, гроздь темно-зеленого винограда, деревянный стол, очарование.






Вопросы и комментарии


1.

Что изобразил художник на картине?

Цветы, фрукты и птицу

2.

Где стоят цветы?

Полевые цветы стоят в стеклянной вазе

3.

Где стоит ваза?

Ваза стоит неподалеку от окна, в которое ярко светит летнее солнце

4.

Как выглядят лепестки?

Лепестки белые и нежно-розовые. Они выглядят невероятно тонкими, почти прозрачными

5.

Цветы куда повернули головки?

К окну. Они тоже тянутся к свету

6

Какого цвета один из лепестков?

Коричнево-желтый

7.

Что этим хотел показать художник?

Разнообразие природы

8.

Какая вода в вазе?

Прозрачная, она впитала весь свет картины

9.

Что расположено вокруг вазы?

Фрукты и ягоды

10.

Что видим на переднем плане картины?

Крупные яблоки так и просятся в руку

11.

Как они выглядят?

Один бок у них красный, а другой желтоватый

12.

Как изображена мякоть яблока?

Изображена точно, видны косточки и прожилки

13.

Что дополняет картину?

Картину дополняет гроздь темно-зеленого винограда

14.

Если приглядеться, что еще видим?

На ветке винограда сидит маленькая разноцветная птичка, головка и спинка у птицы ярко-голубого цвета, животик желтенький, крылышки серовато-зеленоватые. Она склонилась над яблоком и хочет его клюнуть

15.

Какую птицу она напоминает?

Трясогузку. Возможно такую птичку увидел художник в саду, когда собирал цветы

16.

Что придают картине парящие над фруктами бабочки?

Придают особую легкость и живость

17.

Где расположил всю композицию художник?

На деревянном столе, на фоне деревянной стены, поэтому цвет фона тепло-бежевый с оранжевыми прожилками

18.

Чем привлекают краски, которые использовал художник?

Привлекают своей теплотой и домашним уютом

19.

Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать?

Красота находится вокруг нас, нужно только присмотреться

20.

Чему учит художник?

Учит видеть и любить прекрасное во всех проявлениях

5. Устные рассказы по картине

6. Домашнее задание: Написать сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица» (по плану).






Вопросы


1.

Что изобразил художник на картине?

2.

Где стоят цветы?

3.

Где стоит ваза?

4.

Как выглядят лепестки?

5.

Цветы куда повернули головки?

6

Какого цвета один из лепестков?

7.

Что этим хотел показать художник?

8.

Какая вода в вазе?

9.

Что расположено вокруг вазы?

10.

Что видим на переднем плане картины?

11.

Как они выглядят?

12.

Как изображена мякоть яблока?

13.

Что дополняет картину?

14.

Если приглядеться, что еще видим?

15.

Какую птицу она напоминает?

16.

Что придают картине парящие над фруктами бабочки?

17.

Где расположил всю композицию художник?

18.

Чем привлекают краски, которые использовал художник?

19.

Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать?

20.

Чему учит художник?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!