СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РР Изложение «Первый снег», русский язык 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: РР Изложение «Первый снег»

 

Предмет: русский язык

Учитель: Цимбалист М. Н.

Класс: 5

Цели:

  • обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;
  • содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;
  • воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема урока: РР Изложение «Первый снег»


Предмет: русский язык

Учитель: Цимбалист М. Н.

Класс: 5

Цели:

  • обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;

  • содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;

  • воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.



Тип урока: развитие речи.

Оборудование:

  • ПК,

  • презентация,

  • тетради по РР,

  • текст Паустовского

  • музыкальное сопровождение,

  • картины известных художников,

  • видео «Суперфизминутка»,

  • копилка «Подготовка к ГИА»,

  • материал для этапа «Рефлексия»


Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствую класс, проверяю готовность к уроку, настраиваю ребят на позитивную плодотворную работу.

  1. Активизация внимания учащихся.

- Прослушайте аудиозапись. Из какого она мультфильма? О каком времени года идет речь?

Трое из Простоквашино (аудиозапись) Зима.

- С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)

  1. Актуализация знаний

Художники рисовали картины зимы, первого снега - Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

Грабарь «Февральская лазурь»,

С какими еще произведениями искусства вы знакомы?

И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег»,

А.А.Пластов «Первый снег»,

А вот как изобразила первый снег неизвестная нам художница Киптелая Елена Игоревна (авторская работа из интернета).

Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.

Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму? С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.

  1. Объявление темы урока. (учителем)

Тема урока: РР Изложение «Первый снег».

- Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.

  1. Постановка учениками целей, задач урока.

Сегодня на уроке мы должны написать изложение. …

  1. Домашнее задание

Написать изложение в тетрадях по РР

  1. Работа над изложением.

Изложение мы будем писать по отрывку из текста Паустовского «Прощание с летом».


А) знакомство с автором произведения «Прощание с летом»


Выступление ученика: Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать - дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

Выступление ученика: Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.

Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале "Огни". С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

Выступление ученика: Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. И часто вместе с Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман.

Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.


Б) первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег» (читает учитель)



Первый снег.



Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

В) Беседа по прослушанному тексту.


- Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».

- Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.

- Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.


Г) Составление примерного плана будущего изложения.


- На сколько частей мы можем разделить данный текст?

- Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план


Примерный план:

  1. «Мертвая» тишина.

  2. «За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста - пропедевтика).

  3. Пробуждение Рувима.

  4. Земля, похожая на застенчивую невесту.


  1. Физминутка. Видео «Суперфизминутка»


Д) Беседа по содержанию текста


-Определите стиль текста.

Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

Послушайте первое предложение.

-Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?

От странного ощущения.

-Почему?

Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

-Как ответить на этот вопрос словами автора?

Мне показалось, что я оглох.

-Какое слово важно выделить в этом предложении?

Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.

-Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.

- Почему слово мёртвая взято в кавычки?

Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.

-Что достигается при употреблении слов в переносном значении?

Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.

Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.

В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?)

Белый и ровный свет наполнил комнату.

-Почему свет назван белым и ровным?

Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.

-Послушайте следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно?

К окну - за стёклами.

-Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её.

На головокружительной высоте…одинокая луна.

-Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг?

В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.

- Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.

- Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова.

Птица – ветку; ветка – птица.

-С чем здесь сравнивается снег? Почему?

Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.

- С кем сравнивает писатель землю? Почему?

Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.



Е) работа по предупреждению ошибок


  • Орфографических



Вспомни,

как пишутся слова:

  • Ощущение

  • Показалось

  • Комната

  • Заворожила

  • Закачались

  • Снова





Смотри,

как пишутся слова:

  • Необыкновенная

  • Прислушивался

  • Посапывает

  • Показывали

  • Увидел

  • Застенчивая


  • Пунктуационных


  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.

  • Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

  • Ветка качнулась, с неё посыпался снег.

  • Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Ж) Составление учениками текста изложения.


З) Самостоятельное редактирование полученного текста.


- При необходимости воспользуйтесь орфографическими словарями, нашими копилками или попросите о помощи учителя.


  1. Плакат желаний. Работаем под музыку «Белые снежинки»

Наш рассказ о зиме, о первом снеге, но, к сожалению, у нас еще снега не было, а как хотелось бы! Но, я в это верю, все в наших руках! Сейчас мы с вами составим плакат желаний (на ватман дети приклеивают снежинки, заранее подготовленные учителем и ватные диски. Получается картина «Зимний пейзаж», сделанная общими усилиями).

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия.

Продолжите любую понравившуюся вам фразу:

Я узнал (-а)…

Я научился (-ась)

Мне понравилось…

Я бы хотел (-а)…

  1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Сегодня ученики, которые готовили сообщения, зарабатывают по баллу, который приплюсуется к оценке, заработанной на следующем уроке. Не забудьте про домашнее задание и про то, что за сегодняшнее изложение каждый получит оценку.

  1. Завершающий этап.

Я вам желаю, чтобы все ваши мечты сбывались, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, ну и конечно, только хороших оценок!

Спасибо за урок. До свидания!


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Позитивной  и плодотворной работы!

Позитивной и плодотворной работы!

Трое из Простоквашино

Трое из Простоквашино

И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег»

И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег»

А.А.Пластов «Первый снег»…

А.А.Пластов «Первый снег»…

Киптелая Елена Игоревна

Киптелая Елена Игоревна

Тема урока: РР Изложение  «Первый снег» 5 класс Подготовила учитель русского языка и литературы 1 КК Цимбалист М. Н.

Тема урока: РР Изложение «Первый снег»

5 класс

Подготовила учитель

русского языка и литературы

1 КК

Цимбалист М. Н.

Цель урока (главная) Написать изложение  (на черновике)

Цель урока (главная)

  • Написать изложение

(на черновике)

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

Предупреждение  орфографических ошибок Вспомни, как пишутся слова: Ощ у щение Пок а залось Комн а та Зав о рожила Зак а чались Снов а  Смотри, как пишутся слова:

Предупреждение орфографических ошибок

Вспомни,

как пишутся слова:

  • Ощ у щение
  • Пок а залось
  • Комн а та
  • Зав о рожила
  • Зак а чались
  • Снов а

Смотри,

как пишутся слова:

  • Необыкновенная
  • Прислушивался
  • Посапывает
  • Показывали
  • Увидел
  • Застенчивая
Предупреждение  пунктуационных ошибок.

Предупреждение пунктуационных ошибок.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.
  • Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
  • Ветка качнулась, с неё посыпался снег.
  • Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».
Рефлексия   Продолжите любую понравившуюся вам фразу:

Рефлексия

Продолжите любую понравившуюся вам фразу:

  • Я узнал (-а)…
  • Я научился (-ась)
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел (-а)…
Спасибо за урок.   До свидания!

Спасибо за урок.

До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!