СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РТВ в начальной школе.Приём "хорошо-плохо".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое  хорошо и что такое  плохо?

Просмотр содержимого документа
«РТВ в начальной школе.Приём "хорошо-плохо".»

Тема: Игра «Хорошо - плохо»

Цель: Показать присутствие противоположных черт характера в каждом человеке; развивать умение их видеть, корректировать их соотношение. Расширять словарный запас обучающихся.

Оборудование: Мяч; бумажные круги для изображения знака, знак - монада.(См. Приложение п.1.)

Ход урока:

1 Проверка д/з.

- В каких, окружающих вас предметах (явлениях, живых организмах) вы обнаружили и хорошее и плохое? (- …)


2.Игра «Каким быть?»

Учитель предлагает детям подумать и назвать известные им положительные черты характера (например: умный, смелый, общительный и др.) Игра проходит с мячом на выбывание: если обучающийся повторяется или не знает, он садится.


3. «Переход в противоположность».

- Вы знаете, что для здоровья полезны фрукты, так как в организме у нас не хватает витаминов. Но если фруктов съесть очень много, то возникнут проблемы со здоровьем. Получается, если очень много «хорошего», это уже не «хорошо», а «плохо».

С чертами характера происходит подобное.

Например, все знают, что быть грязнулей – плохо, а аккуратным быть - хорошо. А если человек слишком аккуратный, почему-то окружающим это тоже не нравится. Почему? Что плохого в том, если кто-то чистюля? (- …)

- Когда человек малообщительный, то собеседник из него не очень приятный. А если чересчур общительный и разговорчивый – это хорошо? Почему? (- …) – вспомните слово «болтун».

- Вежливый – это хорошо, а если слишком вежливый?

С. Погореловский. «Перестарался»

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой? – вскричала мать.-

Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи!»


- Будет ли мама этой ночью гордиться своим вежливым сыном?

Дальнейшее обсуждение проходит в группах: каждая группа получает одну – две черты характера; нужно разобраться, что плохого как в отсутствии этой черты, так и в ее чрезмерном «присутствии».

Примеры черт характера:

- смелый (трусливый, бесшабашный);

- спокойный (нетерпеливый, медлительный);

- добрый (злой, «добренький»);

- доверчивый (подозрительный, легковерный);

13

- умный (глупый, заумный);

- гордый (бесхарактерный, «зазнайка»);

- любознательный (безразличный, чрезмерно любопытный)

- уверенный (тревожный, самоуверенный);

- верный (вероломный, прилипчивый);

- настойчивый (бесхребетный, настырный)

- осторожный (беспечный, мнительный). И др.

После выступления представителей групп (класс может дополнять своими примерами) делается вывод: во всем должна быть мера, золотая середина (причем для каждого своя).


4. Обсуждение «Честность и лживость»

Вопросы для обсуждения:

- Почему говорят, что обманывать нельзя?

- Бывают ли случаи, когда обманывать можно и это хорошо? (Правила поведения с незнакомыми.)

- Что значит «горькая правда»? Всегда ли ее надо говорить?

- Можно ли обидеть, говоря правду (сказать бабушке, что она плохо выглядит; подружке, что она некрасивая; соседке, что у нее немодное платье, и др.)?- Когда ябедничают, то врут или говорят правду?

- Почему ябед не любят? Может потому, что правду слышать не хотят?

- Врать – плохо. Значит, все сказочники и фантасты плохо поступают?

- Катя потеряла варежки. Она может сказать, что у нее забрали мальчишки или она подарила их замерзшему зайчонку. Какое «вранье» хуже или они одинаковые? Почему?

- Что значит «дать честное слово»? Почему его нельзя нарушать?


5. Обобщение.

Урок удался, если дети поняли:

- есть границы, за которыми «хорошее» качество перестает им быть;

- честность и прямолинейность – не одно и то же;

- фантазия – это «хорошее» вранье .


6.Практическая деятельность

- В каждом предмете, человеке или явлении есть хорошее и плохое. Подумайте, каким значком это можно выразить. Нарисуйте.

Оформляется выставка из оригинальных работ. (Как обобщение представляется знак - монада.

Справка для учителя

Китайская монада – это образ восточной модели восприятия мира, который создали китайцы много столетий, а может, и тысячелетий назад. Что можно понять из этого образа? Очень многое.

Самое главное: наш мир двойственен, состоит всего из двух начал. Именно это имеют ввиду белый и черный цвета: два противоположных начала, поддерживающих друг друга и одновременно отрицающих, борющихся друг с другом.

Символически эти два начала называют на Востоке мужским и женским – ян и инь по-китайски.

Большое поле – явный признак предмета, а маленький круг внутри поля – скрытый признак этого же предмета или явления.


7. Итог.

Д/з. Подобрать загадки о домашних животных. Найти в каждом животном хорошее и плохое. 14