СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ручная роспись на ткани

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техники росписи по ткани. Батик.

Просмотр содержимого документа
«Ручная роспись на ткани»

ДЕКОРАТИВНО  —  ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Ручная роспись ткани Петрова Алла Ивановна  учитель технологии

ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Ручная роспись ткани

Петрова Алла Ивановна учитель технологии

ДЕКОРАТИВНО  — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Ручная роспись ткани

ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Ручная роспись ткани

ДЕКОРАТИВНО  —  ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Батик (batik) Само слово — индонезийское.  В переводе с индонезийского языка «ba» — означает хлопчатобумажную ткань, а «tik» — “точка” или “капля”. «Ambatik» — рисовать, покрывать каплями, штриховать.  В октябре 2009 года ЮНЕСКО признала индонезийский батик шедевром устного  и нематериального наследия человечества.

ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Батик (batik)

Само слово — индонезийское. В переводе с индонезийского языка «ba» — означает хлопчатобумажную ткань, а «tik» — “точка” или “капля”. «Ambatik» — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В октябре 2009 года ЮНЕСКО признала индонезийский батик шедевром устного и нематериального наследия человечества.

ДЕКОРАТИВНО— ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО  —  ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Искусство батик развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XX веке. Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шерсть, иногда синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв», в основу которого входят парафин, бензин или вода — все зависит от выбранной техники, ткани и красок. Батик: история возникновения

ДЕКОРАТИВНО— ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Искусство батик развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XX веке. Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шерсть, иногда синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв», в основу которого входят парафин, бензин или вода — все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

Батик: история возникновения

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Разновидности батика Горячий батик Холодный батик Свободная роспись

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Разновидности батика

Горячий батик

Холодный батик

Свободная роспись

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Разновидности батика Узелковый батик Техника Сибори Техника Бандан

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Разновидности батика

Узелковый батик

Техника Сибори

Техника Бандан

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Горячий батик В качестве резерва используется воск, который наносится инструментом чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому батик называется горячим. В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Горячий батик

В качестве резерва используется воск, который наносится инструментом чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому батик называется горячим. В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани.

После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Холодный батик В большинстве случаев этот способ используется  для нанесения краски на шёлк, но возможно использование и других тканей. Резерв состоит  из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными,  и наносятся либо трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков с длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва — они служат границей, удерживающей краску.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Холодный батик

В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шёлк, но возможно использование и других тканей. Резерв состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными, и наносятся либо трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков с длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва — они служат границей, удерживающей краску.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Свободная роспись Натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Свободная роспись

Натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Узелковый батик Самая древняя техника (VII в), его родиной является Индокитай. Эта технология предполагает резервирование ткани от попадания на нее краски путём применения разнообразных верёвок, жгутов, ниток. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого опускается в краску или краска наносится на ткань кистью. После окончания процесса покраски те места, которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате на ткани получится изображение.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Узелковый батик

Самая древняя техника (VII в), его родиной является Индокитай. Эта технология предполагает резервирование ткани от попадания на нее краски путём применения разнообразных верёвок, жгутов, ниток.

Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого опускается в краску или краска наносится на ткань кистью. После окончания процесса покраски те места, которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате на ткани получится изображение.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Техника «Сибори» Так называемый складной батик.  Результат достигается путём перевязывания  и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Техника «Сибори»

Так называемый складной батик. Результат достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Техника «Бандан» Техника узелкового батика «Бандан». Один из его видов — техника «планги» — был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Техника «Бандан»

Техника узелкового батика «Бандан». Один из его видов — техника «планги» — был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Современный узелковый батик В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Современный узелковый батик

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

Инструменты РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Чантинг Стеклянная трубочка Кисти для нанесения резервирующего состава на ткань для нанесения резервирующего состава на ткань Используют для нанесения краски на ткань. 1 2 3

Инструменты

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Чантинг

Стеклянная трубочка

Кисти

для нанесения резервирующего состава на ткань

для нанесения резервирующего состава на ткань

Используют для нанесения краски на ткань.

1

2

3

Материалы РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Краски Ткань Рамка Акриловые и анилиновые Натуральные (шёлк, хлопок, шерсть), вискоза, искусственный шелк. Деревянные, пластиковые. 4 5 6

Материалы

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Краски

Ткань

Рамка

Акриловые и анилиновые

Натуральные (шёлк, хлопок, шерсть), вискоза, искусственный шелк.

Деревянные, пластиковые.

4

5

6

РУНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Для удаления аппретуры Для предотвращения усадки Лучше стирать с хозяйственным мылом. Перед работой ткань постирать в содовом растворе  (1 ст. л. соды - на 10 л. воды). Температура воды После стирки Хлопок стирают в горячей воде, а шелк — в теплой. Ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

РУНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Для удаления аппретуры

Для предотвращения усадки

Лучше стирать с хозяйственным мылом.

Перед работой ткань постирать в содовом растворе (1 ст. л. соды - на 10 л. воды).

Температура воды

После стирки

Хлопок стирают в горячей воде, а шелк — в теплой.

Ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

РУНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Перевод рисунка .01 .02 Вначале Затем Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу черным линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом  на какой-нибудь доске с помощью кнопок . .03 .04 Обведите Можно импровизировать Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом Сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

РУНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Перевод рисунка

.01

.02

Вначале

Затем

Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу черным линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.

Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок .

.03

.04

Обведите

Можно импровизировать

Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

Сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Натягивание ткани на раму батик Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Натягивание ткани на раму батик

Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Дополнительные приемы Красивые эффекты Можно использовать в работе создают сухие красители, рассыпанные слегка на влажной поверхности ткани. Такой же эффект создают густые краски, нанесенные пятнами на фон. цветные прозрачные и матовые стеклянные камешки, бисер, стразы, тесьму. Можно рисовать феном Горячую струю воздуха направляют на влажную поверхность ткани, поднося фен очень близко к ткани. Краситель расплывается в стороны, образуя на границе холодного и горячего ореол. Красивые разводы создают соль и мочевина, рассыпанные на влажной, покрытой красителем ткани.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Дополнительные приемы

Красивые эффекты

Можно использовать в работе

создают сухие красители, рассыпанные слегка на влажной поверхности ткани. Такой же эффект создают густые краски, нанесенные пятнами на фон.

цветные прозрачные и матовые стеклянные камешки, бисер, стразы, тесьму.

Можно рисовать феном

Горячую струю воздуха направляют на влажную поверхность ткани, поднося фен очень близко к ткани. Краситель расплывается в стороны, образуя на границе холодного и горячего ореол.

Красивые разводы

создают соль и мочевина, рассыпанные на влажной, покрытой красителем ткани.

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ Спасибо за внимание Петрова А. И. учитель технологии

РУЧНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

Спасибо за внимание

Петрова А. И. учитель технологии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!