Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №373,от29.12.12г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой.
Место учебныой дисциплины в учебном плане
ручной труд - 33часа в год (1 час в неделю)
Цели и задачи учебных дисциплин
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика(трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы0;
предварительно планировать ход работы над изделием(устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу(определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Содержание тем учебных дисциплин
Вводное занятие. «Предметы природного и рукотворного мира»
Работа с пластилином. Названия материала - пластилин и его свойства. Лепка по образцу предметов овальной формы. Расположение материалов на рабочем столе. Техника безопасности при работе с пластилином, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Изготовление лесенки, домика из палочек различной длины и толщины. Лепка по образцу овощей и фруктов (морковь, груша, перец, грибы, ёж).Композиция «Фруктовая ваза», (беседа «Что такое фрукты?»), композиция «Помидоры в корзине», «Цыплёнок».
Работа с природным материалом. Название материала. Свойства и особенности природного материала. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе. Экскурсия в природу. Сбор природного материала (листья, веточки) Составление по образцу композиции из сухих листьев «Букет».
Работа с бумагой. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Изготовление книжечки, шапочки – пилотки из газетной бумаги. Цепочка из полос цветной бумаги, гирлянда «Змейка», снежинки, плетёный коврик из полос бумаги, «Птичка», «Листочки». Аппликации «Снеговик», «Самолёт в облаках».Скатывание и сминание бумаги до шаровидной формы « Ветка рябины», «Цветы в корзине», сгибание бумаги по типу гармошки « Декоративная птица со складными крыльями», симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам «Закладка для книг», складывание фигурок из бумаги «Стрела», «Гусеница», «Пароход», открытка со складным цветком,
Работа с нитками. Ознакомление с оттенками цветов. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл).«Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям), «Шитьё по проколам (треугольник, квадрат, круг). Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе. Упражнения по введению нитки в иголку.
Результаты освоения учебных дисциплин и требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать
название материалов для работы и их свойства;
название инструментов, используемых для выполнения поделок;- названия основных цветов указанных материалов;
название операций, необходимых для обработки материала
Должны уметь
работать с инструментами с помощью учителя;
наклеивать детали аппликации на отмеченное учителем место;
выполнять рабочие действия совместно с учителем
Учебно-тематический план
Ручной труд
№ п.п | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Примечание | Дата проведения |
| Вводное занятие | 2 | | |
1 | «Предметы природного и рукотворного мира» Т.Б. | 2ч | | |
| Работа с пластилином | 18 | | |
1 | Лесенка из палочек. Т.Б. | 2ч | | |
2 | Домик из столбиков различной длины и толщины. Т.Б. | 2ч | | |
3 | Композиция «Фруктовая ваза» Т.Б. | 2ч | | |
4 | Композиция «Помидоры в корзине» Т.Б. | 2ч | | |
5 | Лепка из пластилина по образцу (морковь, груша). Т.Б. | 2ч | | |
6 | Лепка из пластилина по образцу (перец, грибы). Т.Б. | 2ч | | |
7 | Лепка из пластилина по образцу «Еж». Т.Б. | 2ч | | |
8 | «Котик» Т.Б. | 2ч | | |
9 | «Цыплёнок» Т.Б. | 2ч | | |
| Работа с природным материалом | 4 | | |
1 | Экскурсия в природу. Т.Б. | 2ч | | |
2 | Композиция из сухих листьев «Букет» Т.Б. | 2ч | | |
| Работа с бумагой | 32 | | |
1 | Книжечка. Т.Б. | 2ч | | |
2 | Шапочка- пилотка из газетной бумаги. Т.Б. | 2ч | | |
3 | Цепочка из полос цветной бумаги. Т.Б. | 2ч | | |
4 | Гирлянда «Змейка» Т.Б. | 2ч | | |
5 | Аппликация из цветной бумаги «Снеговик» Т.Б. | 2ч | | |
6 | Снежинки. Т.Б. | 2ч | | |
7 | «Листочки» Т.Б. | 2ч | | |
8 | «Ветка рябины» Т.Б. | 2ч | | |
9 | «Цветы в корзине» Т.Б. | 2ч | | |
10 | Фрукты на тарелке» Т.Б. | 2ч | | |
11 | «Гусеница» Т.Б. | 2ч | | |
12 | «Плетёный коврик из полос бумаги» Т.Б. | 2ч | | |
13 | «Декоративная птица со складными крыльями» Т.Б. | 2ч | | |
14 | «Пароход» Т.Б. | 2ч | | |
15 | «Птичка» Т.Б | 2ч | | |
16 | «Самолёт в облаках» Т.Б | 2ч | | |
| Работа с нитками | 10 | | |
1 | «Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).Т.Б. | 2ч | | |
2 | «Шитьё по проколам» (треугольник, квадрат, круг) Т.Б. | 2ч | | |
3 | «Вышивание по проколам » (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). Т.Б | 2ч | | |
4 | «Кисточка» Т.Б. | 2ч | | |
5 | «Клубок ниток» Т.Б. | 2ч | | |
| Итого | 66 | | |
Список используемой литературы
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Окружающий мир.1 класс. Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. | С.В.Кудрина | -М.:ВЛАДОС,2014 |
2 | Букварь. Для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. | В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина | М.:Просвещение.2014. |
3 | Математика 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8вида в 2-х частях | Т.В.Алышева | М.:Просвещение,2014. |
4 | Живой мир1 класс. Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8вида | Н.Б.Матвеева,М.С.Котина,Т.О.Куртова | М.: Просвещение, 2014 |
5 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классыАвторская программа по музыкально-ритмическим занятиямА.А.Айдарбекова | В.В.Воронкова | -М.:Просвещение,2013 |
6 | Технология: Ручной труд:1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций 8вида | Л.А.Кузнецова | СПб. Филиал издательства «Просвещение»,2014 |
7 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы (авторская программа по физической культуре В.М.Белова, В.С.Кувшинова) | В.В.Воронкова | -М.:Просвещение,2013 |
8 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы | И.М.Бгажнокова | -М.:Просвещение,2013 |
9 | Сюжетные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. | О. В. Закревская | - М.: Издательство ГНОМ, 2011 |
10 | Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида | А.К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова | М.:Просвещение.2009. |
11 | Коррекция письма на уроках 1 – 4 классы. Практические и тренировочные задания и упражнения | Л. В. Зубарева | Волгоград: Издательство « Учитель» , 2012 |
12 | Обучение чтению в специальных коррекционных классах | Л. И. Рудченко | - Волгоград: Учитель,2007 |
13 | Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. | С. В. Кудрина | - М. Гуманитарный издательский центрВЛАДОС,2010. |
14 | Технология. Ручной труд.1 класс Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных(коррекционных) образовательных организаций 8 вида и родителей | Л. А. Кузнецова | -.Санкт- Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2014 |