Ручной труд - средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ. Учитель Комиссарова Д.В. ГБОУ «Республиканский центр образования»
Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка.
Актуальность. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Другая сторона — развитие чувства и воли. Волевые качества не даны ребенку с рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.
У большинства детей с ОВЗ наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. На разных уровнях организации двигательных актов, дети испытывают трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Цель: Развитие речи и волевых качеств у школьников с общим доступным их возрасту видом ручного труда.
Задачи:
Обучающая: Учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам с разными материалами.
Развивающая: Развивать ручное действие, речь и коммуникативные навыки, творческую активность детей, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира, волевые качества, воспитывать интерес к ручному труду.
Одним из эффективных средств, в этом процессе являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку, ручной труд способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении задач развития волевых качеств личности:
- терпения, настойчивости,
- аккуратности и тщательности в исполнении работы;
- формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
- формирование умений планирования последовательности, выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Как развить волевые качества личности?
Индивидуальные занятия с использованием ручного труда помогают школьникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Но, при изготовлении разных поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. С целью сохранения терпения и развития волевых качеств, учили детей правильно распределять силы и использовать следующие правила:
I. Не огорчайся при неудаче.
II. Если устал – оставь свою работу.
III. Обязательно вернись к своей работе.
Разработаны рекомендации для педагогов, по использованию ручного труда как средства развития волевых качеств личности ребенка .
1 .Вначале занятия используйте мимическую гимнастику, т.е. улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение детям, вселите в них уверенность.
2 .Подготовьте руки к работе, выполните пальчиковую гимнастику.
3 . Имейте несколько дополнительных заготовок.
4. При объяснении называйте свои действия, соотносите с образцом, моделью, схемой и добивайтесь этого от детей.
5. Изготавливайте поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе и помогайте им.
Устраивайте конкурсы, выставки работ, оформите ими группу.
Родителям рекомендуется обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых , необходимо приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам сделал, сам украсил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение . Во-вторых , нужно научить ребенка бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.
Результаты труда : главное, дети понимают, что их изделия, поделки нравятся родным и близким людям, доставляют им радость. Могут они свои работы выставить, или участвовать на разных конкурсах и выставках .
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
- Низкий уровень развития речи, мышления;
- Трудности в понимании инструкций;
- Нуждаются в постоянной помощи взрослого;
- Нарушение координации движений;
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Перспективный план работы по ручному труду с детьми
1 Развивать желание заниматься ручным трудом
2 Обучать детей способам действия с различным
природным материалом.
3 Развивать художественный вкус
4 Воспитывать стремление выполнять украшения своими
руками.