СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ручной труд - средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ручной труд - средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ.»

         Ручной труд - средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ.       Учитель Комиссарова Д.В.  ГБОУ «Республиканский центр образования»

Ручной труд - средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ. Учитель Комиссарова Д.В. ГБОУ «Республиканский центр образования»

Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Актуальность. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Другая сторона — развитие чувства и воли. Волевые качества не даны ребенку с рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. У большинства детей с ОВЗ наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. На разных уровнях организации двигательных актов, дети испытывают трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка.

Актуальность. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Другая сторона — развитие чувства и воли. Волевые качества не даны ребенку с рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

У большинства детей с ОВЗ наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. На разных уровнях организации двигательных актов, дети испытывают трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Цель: Развитие речи и волевых качеств у школьников с общим доступным их возрасту видом ручного труда. Задачи: Обучающая: Учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам с разными материалами. Развивающая: Развивать ручное действие, речь и коммуникативные навыки, творческую активность детей, поддерживать потребность в самоутверждении. Воспитательная: Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира, волевые качества, воспитывать интерес к ручному труду.

Цель: Развитие речи и волевых качеств у школьников с общим доступным их возрасту видом ручного труда.

Задачи:

Обучающая: Учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам с разными материалами.

Развивающая: Развивать ручное действие, речь и коммуникативные навыки, творческую активность детей, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира, волевые качества, воспитывать интерес к ручному труду.

Одним из эффективных средств, в этом процессе являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку, ручной труд способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении задач развития волевых качеств личности: терпения, настойчивости, аккуратности и тщательности в исполнении работы; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планирования последовательности, выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.

Одним из эффективных средств, в этом процессе являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку, ручной труд способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении задач развития волевых качеств личности:

  • терпения, настойчивости,
  • аккуратности и тщательности в исполнении работы;
  • формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
  • формирование умений планирования последовательности, выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Как развить волевые качества личности? Индивидуальные занятия с использованием ручного труда помогают школьникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Но, при изготовлении разных поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. С целью сохранения терпения и развития волевых качеств, учили детей правильно распределять силы и использовать следующие правила: I. Не огорчайся при неудаче. II. Если устал – оставь свою работу. III. Обязательно вернись к своей работе.

Как развить волевые качества личности?

Индивидуальные занятия с использованием ручного труда помогают школьникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Но, при изготовлении разных поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. С целью сохранения терпения и развития волевых качеств, учили детей правильно распределять силы и использовать следующие правила:

I. Не огорчайся при неудаче.

II. Если устал – оставь свою работу.

III. Обязательно вернись к своей работе.

Разработаны рекомендации для педагогов, по использованию ручного труда как средства развития волевых качеств личности ребенка . 1 .Вначале занятия используйте мимическую гимнастику, т.е. улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение детям, вселите в них уверенность. 2 .Подготовьте руки к работе, выполните пальчиковую гимнастику. 3 . Имейте несколько дополнительных заготовок. 4. При объяснении называйте свои действия, соотносите с образцом, моделью, схемой и добивайтесь этого от детей. 5. Изготавливайте поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе и помогайте им. Устраивайте конкурсы, выставки работ, оформите ими группу.

Разработаны рекомендации для педагогов, по использованию ручного труда как средства развития волевых качеств личности ребенка .

1 .Вначале занятия используйте мимическую гимнастику, т.е. улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение детям, вселите в них уверенность.

2 .Подготовьте руки к работе, выполните пальчиковую гимнастику.

3 . Имейте несколько дополнительных заготовок.

4. При объяснении называйте свои действия, соотносите с образцом, моделью, схемой и добивайтесь этого от детей.

5. Изготавливайте поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе и помогайте им.

Устраивайте конкурсы, выставки работ, оформите ими группу.

Родителям рекомендуется обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых , необходимо приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам сделал, сам украсил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение . Во-вторых , нужно научить ребенка бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.

Родителям рекомендуется обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых , необходимо приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам сделал, сам украсил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение . Во-вторых , нужно научить ребенка бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.

Результаты труда : главное, дети понимают, что их изделия, поделки  нравятся  родным и близким людям, доставляют им радость. Могут они свои работы выставить, или участвовать на разных конкурсах и выставках . Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ Низкий уровень развития речи, мышления; Трудности в понимании инструкций; Нуждаются в постоянной помощи взрослого; Нарушение координации движений; Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; Перспективный план работы по ручному труду с детьми  1 Развивать желание заниматься ручным трудом  2 Обучать детей способам действия с различным  природным материалом.  3 Развивать художественный вкус  4 Воспитывать стремление выполнять украшения своими  руками.

Результаты труда : главное, дети понимают, что их изделия, поделки  нравятся  родным и близким людям, доставляют им радость. Могут они свои работы выставить, или участвовать на разных конкурсах и выставках .

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

  • Низкий уровень развития речи, мышления;
  • Трудности в понимании инструкций;
  • Нуждаются в постоянной помощи взрослого;
  • Нарушение координации движений;
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

Перспективный план работы по ручному труду с детьми

1 Развивать желание заниматься ручным трудом

2 Обучать детей способам действия с различным

природным материалом.

3 Развивать художественный вкус

4 Воспитывать стремление выполнять украшения своими

руками.