Ручной труд в детском саду и дома «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А. Сухомлинский
Ручной труд – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка, это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Это средство приобщения детей к человеческой культуре, средство социализации ребёнка, средство формирования личности ребёнка.
Ручной труд способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Дети старшего дошкольного возраста обожают непосредственно процесс работы и, конечно, ее итог. Игрушка или поделка, сделанная его руками, может стать прекрасным подарком маме или бабушке. К слову, игрушка, сделанная своими руками, зачастую более дорога и интересна ребёнку, чем купленная в магазине.
Ручной труд в детском саду помогает детям изготавливать своими руками подарки для всех членов семьи: яркое полотенце для мамы, книжную подставку для папы, маленькую сувенирную корзиночку для бабушки. Эти подарки являются проявлением внимания к членам семьи со стороны ребенка.
Художественный ручной труд способствует:
- Становлению личности ребёнка
- Развитию волевых качеств личности
- Подготавливает кисти рук к письму
- Развивает внимание, воображение, фантазию
- Воспитывает любовь к труду
- Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки
НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Выставка работ.
9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала
Материалы для ручного труда
- Для ручного труда ребенку нужны коробки разного размера. Из них можно конструировать крошечную мебель, машины, делать прочие поделки. Разумно продемонстрировать ребенку, как можно изготавливать различные вещи одного и того же объекта: машины маленькая и большая из коробок разной величины. В ходе решения таких задач ребенок развивает конструкторскую смекалку, сообразительность и фантазию.
- Разные катушки, проволока разного цвета, шнуры и поролон, куски пенопласта, лоскуты ткани, пластиковые бутылки, пробки, ватные палочки, старые компакт-диски, картон и бумага разных цветов и прочие мелочи.
Природные материалы тоже важны. Это могут быть шишки, желуди, мох, колючки и репей, древесный гриб, древесная кора, береста. Их них дети могут изготавливать сувениры и подарки в виде животных и птиц. А так же корзинки, ведерки. Можно даже делать разные картины и панно.
Инструменты для ручного труда
- Для ручного труда требуется иметь в распоряжении дома самый элементарный инструмент: маленький молоток, небольшие клещи, ножницы, маленькое шило с коротким острием, маленькие и большие кисточки для клея, канцелярский клей или клей ПВА т.д.
- Инструменты и материалы должны храниться таким образом, чтобы ребенок, после занятий, мог самостоятельно их убирать. Материалы, нужные для ручного труда, хорошо хранить на небольших полках или в маленьком ящике, разделенном на несколько отделов. Материалы можно разложить по разновидностям.
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
- Не огорчайтесь при неудаче
- Если устал –оставь свою работу на некоторое время:
- понаблюдай за работой других детей
- послушай музыку, полежи на ковре
- Обязательно вернись к своей работе.
- выбери форму попроще. В процессе работы вернись к первоначальной.
- обратись за помощью
- Рассмотри и проанализируй свою работу.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса
- 1. От простого к сложному.
- 2. Принцип систематичности.
- 3. Принцип тематических циклов.
- 4. Индивидуального подхода.
- 5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач
- Объяснительно – иллюстративный,
- Репродуктивный,
- Проблемного изложения,
- Частично поисковый,
- Рефлексивные приёмы и методы,
- Игровой.
- Объяснительно – иллюстративные,
- Большое место отводится наглядности
https://yandex.ru/video/preview/9691464189457816656