СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ручные виды росписи. Виды батика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит с батиком, как одним из видов декоративно-прикладного искусства. Знакомит с различными видами батик и особенностью их выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Ручные виды росписи. Виды батика.»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение

специализированная школа №57 имени Г.С.Петрова»














Особенности выполнения

узелкового батика и свободной росписи









Разработка урока

для учащихся 7 классов по технологии

учителя

высшей квалификационной категории,

учителя-методиста

Чередниченко Станислава Григорьевича












г.Луганск 2019г.


Тема урока: Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи.


Цель урока:

- Познакомить с особенностями и технологией создания узелкового батика и свободной росписи.

  • Научить применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Воспитать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и опрятность при работе.

Планируемые результаты:

Предметные - учащиеся научатся различать особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи, различные способы и технологию их выполнения, а также практически выполнять данные виды батика.

Метапредметные (УУД):

познавательные – научатся осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

регулятивные – научатся ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия.

коммуникативные :

- научатся правилам работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:

-научатся выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность,

Оборудование: отрезки тканей размером 25х25 см белого цвета, краски для батика, пяльца, кисти, нитки, палитра для красок.

Материалы для учителя:

  • «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

  • Сеть интернет. Компьютер, телевизор, презентация «Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи.».


Межпредметные связи:

  • ИЗО

  • Химия


Методы обучения:

  • Репродуктивный (воспроизводящий).

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

  • Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).

Тип урока: комбинированный.


Ход урока


I. Организационный момент:

-приветствие;

-проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;


II. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

Методический прием «КРОССВОРД»

Слайд3

Учащимся предлагается разгадать ребус, где на слайде нарисован бантик с зачеркнутой буквой Н (ответ БАТИК)


Слайд 4

III. Актуализация знаний

Тест по пройденному материалу:


1. Батик слово индийского происхождения - нет

2. Горячий батик предполагает использование в качестве резерва – горячий воск - да

3. В узелковом батике используется холодный резервирующий состав -нет.

4. Цветовой эффект в узелковом батике происходит за счет перевязывания или складывания ткани - да

5. Свободная роспись батика предполагает свободную манеру окрашивания ткани – да


Проверка теста осуществляется сразу после его проведения. За каждый правильный ответ выставляется один балл.




IV. Объяснение нового материала

Методический прием «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Слайд 5,6

Узелковый батик

Родиной искусства украшения тканей узелковым батиком считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Перед окрашиванием определённые участки ткани крепко перевязывали суровой ниткой или завязывали саму ткань узлами. Затем её погружали в глубокие ёмкости с красителями, завязанные части не окрашивались. Впоследствии на ткани получались затейливые узорные линии.

Главный секрет узелкового батика это завязанный узел. Кусок ткани следует сложить различными способами, зафиксировать нитью и погрузить в ёмкость с красителями, где её кипятят 5 – 7 минут. После этого ткань промывают и развязывают узлы. Изделие слегка подсушивается феном и разглаживается.

В различных странах наименование такой окраски различно: в Милане её называют «планги», в Индии – «бандана», в Японии – «тибари» и т.д.


Слайд 7

Основные способы узелкового батика

Узел

Основным способом в узелковой росписи является завязывание ткани в обычные узлы.

Это делается по долевой нити или по диагонали.


Слайд 8,9

Розетка

Наиболее распространенный узор – «лучистая розетка». Которая в зависимости от способов перевязывания и окрашивания изменяет свой вид. Узоры в форме розеток можно получить, обмотав тканью различные предметы: горошины, камешки, шарики, бусинки и т. д. Такие «тряпочные куколки» можно окрашивать в несколько цветов: после первого окрашивания, обматываем ткань нитками и красим в более тёмный цвет. Или начинаем окрашивание светлыми тонами, потом более тёмными и к основанию совсем тёмными.


Слайд 10

Орнаментальные полосы

Сначала отмечают композицию полос на ткани, а потом равномерно прокладывает стежки иголкой с ниткой. Концы нитей стягивают и прочно перевязывают шнуром или толстой нитью. После окрашивания ткань промывают, вытягивают нитки и во влажном состоянии проглаживают. Прошивание- основной признак этого способа.


Слайд 11,12

Скручивание

Ткань скручивается спиралью, перевязывается и окрашивается.


Слайд 13

Шланговая техника

Ткань скручивается как для отжима белья, затем складывается вдвое и крепко завязывается вощёнными нитями.


Слайд 14

Способ складывания и подгибания

Ткань складывается в определенном порядке.

Можно сложить ткань в виде гармошки, квадратов или треугольников.

Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.


Слайд 15

Мраморный эффект

Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани навощённой нитью, а затем окрасить его.


Слайд 16

Примеры окрашивания одежды различными способами окрашивания.


Слайд 17,18

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

Ткань, предназначенную для свободной росписи (шёлк и синтетические ткани), грунтуют солевым раствором, желатином или крахмалом. Затем приступают к росписи анилиновыми красками свободными мазками. При свободной росписи не обязательно использовать резервирующий состав.

Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Роспись ткани в свободной манере.


V. Практическая работа


Учащиеся объединяются в две творческие группы. Каждому предлагается выбрать один из способов узелкового батика, оторвав лепесток – задание с цветка. И согласно выбранному способу учащийся выполняет свое задание.

Перед тем как начнете выполнять практическую работу, давайте познакомимся с правилами техники безопасности при художественной росписи ткани.


Слайд 19

Инструкция по технике безопасности при выполнении работ по художественной росписи ткани

  1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.

  2. Быть осторожным с режущим инструментом.

  3. Инструменты применять только по назначению и в соответствии с правилами.

  4. Приступать к работе только после инструктажа и разрешения учителя.

  5. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений.

  6. Не мешать рядом сидящим товарищам. При работе с краской одевать защитные перчатки.

  7. При работе с краской одевать защитные перчатки.


Слайд 20

Правила безопасности при работе с электрическим утюгом и феном

1. Перед работой утюгом и феном проверить исправность шнура.

2. Утюг и фен включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг и фен выключить.


Слайд 21

Технология выполнения узелкового батика

  1. Увлажнить ткань, смочив и выжав ее.

  2. Завязать узел одним из способов узелкового батик.

  3. Окрашивание ткани.

Окрашивание осуществляется со светлых тонов.

  1. Сушка ткани с помощью фена.

  2. Развязывание узлов.

  3. Разглаживание ткани и термическое закрепление красок.


  • Работа групп.

  • Презентация результатов.

  • Анализ группами правильности выполнения заданий другой группы.

  • Комментарии учителя.


Слайд 22

VI. Итоги урока

1. Анализ выполнения самостоятельной практической работы.

2. Рефлексия

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Достигнута ли она?

- О каких способах складывания ткани вы узнали?

-Понравилось вам этот вид деятельности? 

- Получили ли вы удовольствие от занятия? 

- Имеет ли практическую ценности для вас полученные знания и умения?

3. Выставление оценок.

4. Уборка рабочих мест.


Слайд 23

VI I. Домашнее задание

Повторить конспект.

Принести ткань размером 25х 25 см белого цвета - канву, пяльца, иголки вышивальные с широким ушком, нити мулине, ножницы









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!