Рукопашный
бой
Что лучше, самбо или дзюдо, самбо или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. СИСТЕМА САМБО впитала в себя все лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты.
Анатолий Харлампиев
Старший воспитатель кадетских классов
А.Ю. Зайцев
МАОУ СОШ № 28
Калининград
Рукопашный бой, или боевые единоборства, существует столько же, сколько помнит себя человечество. Отдать приоритет той или иной части Земли, стране или народности, претендующей на первенство в создании рукопашного боя, — сложно, а скорее всего, невозможно.
Существование боевых единоборств в Египте подтверждают сотни рисунков на одной из пирамид, на которых изображены бойцы в различных рукопашных поединках. В Древней Греции физические упражнения подразделялись на два направления: орхестрику и полестрику. Полестрику специалисты относят в большей степени к военно-прикладной двигательной деятельности, так как в нее входили рукопашные виды спорта, в том числе и панкратион, сочетающий в себе элементы бокса и борьбы. Боевые единоборства в различном содержании существовали в Бразилии — капоэйра, в Испании — поединки на поясах, и других странах.
Подробные описания в художественной и специальной литературе получили бои гладиаторов в Древнем Риме. Во многих художественных фильмах представлены сюжеты, демонстрирующие места тренировок и боевых поединков, содержание процесса подготовки гладиаторов и их смертельных поединков, как одиночных, так и групповых, с использованием мечей, копий, трезубцев и других видов холодного оружия.
Рыцарские турниры времен средневековой Европы также можно отнести к боевым искусствам, поскольку их участники демонстрировали умение в стрельбе из лука, в фехтовании, в езде верхом и непосредственно в рукопашной борьбе. В народных массах большое распространение получили рукопашные схватки с использованием не только приемов борьбы, но и ударов руками и ногами.
В Англии к XVII веку сформировались три стиля рукопашного боя: «вестморленский», «куберлендский» и «девонширский», а на их базе позднее возник и современный вид спорта — бокс. Московский генерал-губернатор в Отечественную войну 1812 года граф Ф. В. Растопчин, знающий английский бокс, говорил: «Битва на кулаках — такая же наука, как и бой на рапирах».
Считается, что родоначальниками восточных воинских искусств являются Тибет и Индия. Одним из прекраснейших творений человеческого ума является индийская «йога». В Китае -«у-шу», в Корее — «тэквон-до», во Вьетнаме «во-дао», в Японии — «бу-дзюцу».
Много славных побед в рукопашном бою одержали наши воины в период покорения Руси татарами. У реки Невы в 1240 году новгородцы разбили шведов, а в 1242 встретили немцев на льду Чудского озера, где в рукопашной схватке буквально разгромили противника. Выдающуюся победу одержали русские войска над армией Мамая в Куликовской битве в 1380 г. Это была грандиозная рукопашная схватка, представляющая собой одну из самых блестящих страниц отечественной военной истории.
Традиционная русская школа рукопашного боя стала оформляться в первом русском воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» вышедшем в 1647 году и в инструкции «Учреждение к бою» вышедшей в 1708 году.
В России приобрели огромную популярность кулачные и палочные бои.
К началу 20-го века изменяется тактика ведения боевых действий, усиление роли мелких групп в бою приводит к необходимости готовить некоторые воинские контингента для ведения ближнего боя как с применением оружия, так и без него.
Это дало толчок дальнейшему развитию и совершенствованию таких прикладных видов спорта, как фехтование на различных видах оружия, бокс и борьба (весморлендская, кумберлендская, девонширская борьба в Англии; французский бокс во Франции; кэтч-эс-кэтч-кэн, реслинг в Америке; каратэ, джиу-джитсу и дзюдо -в Японии).
Усиливается внимание научному обоснованию подготовки различных контингентов военнослужащих через физическую культуру и спорт. Создаются специальные учебные заведения. Главная военная гимнастическая школа в России, институт Кодокан-дзюдо в Японии и тд.
Большие заслуги в теоретическом обосновании вопросов физической подготовки в русской армии принадлежат генералам М.И.Драгомирову и А.Д .Бутовскому, а так же профессору П.Ф. Лесгафту. Физическая подготовка вводится в училищах и кадетских корпусах, где наряду с другими разделами изучается фехтование и приемы рукопашного боя.
Таким образом, рукопашный бой, видоизменяясь, становится частью ближнего боя. Подготовка к нему совершенствуется как непосредственно в процессе боевой подготовки, где осуществляется обучение, так и через физическую подготовку и развитие военно-прикладных видов спорта.
Направление русского рукопашного боя, изучаемого в нашей секции, было создано сравнительно недавно – в 20 – 30-х годах 20-го века. При создании системы проводился анализ не только восточных и европейских систем самообороны, но и отбирались наиболее эффективные техники из национальных видов борьбы народов, населявших бывшую территорию СССР.
Первым среди создателей системы можно назвать Виктора Афанасьевича Спиридонова. В. А. Спиридонов проанализировал технику джиу-джитсу, вольно-американской борьбы, французской борьбы, английского и французского бокса, а также приемы бытовой обороны, которые применяли как простые люди, так и преступные элементы в уличных столкновениях, отобрал наиболее эффективные приемы и объединил их под общим названием САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ, сокращенно «САМБО».
Вторым специалистом, внесшим большой вклад в развитие нашего направления рукопашного боя, стал Нил Николаевич Ознобишин.
В 1930 году им была подготовлена и вышла в свет книга «Искусство рукопашного боя», предназначенная для «агентов уголовного розыска и чинов наружной милиции», на которую сразу был наложен гриф для служебного пользования. Ко времени написания этой книги Н. Н. Ознобишин располагал практическими познаниями в области английского бокса и несомненным знакомством с цирковой французской борьбой, приемы которой в годы его юности знал едва ли не каждый спортсмен (вне зависимости от того, какой вид спорта являлся для него основным). В меньшей степени был знаком с французским боксом и особенно с вольно-американской борьбой. Еще до революции, скорее всего, знал кое-что и из очень модного тогда джиу-джитсу.
Одним из лучших мастеров в области рукопашного боя в конце 20-х начале 30-х годов в СССР считался Василий Сергеевич Ощепков.
В.С. Ощепков с ранних лет стал заниматься единоборствами. В 1911-1914 гг. прошел курс подготовки по дзюдо в Японии и получил черный пояс из рук самого Дзигоро Кано. В последствии работая уже в качестве кадрового разведчика РККА он познакомился с китайскими боевыми искусствами. Знаком он был также и с французским «саватом». К сожалению, он умер в 1937 году, но оставил после себя ряд талантливых учеников. Это они разрабатывали и внедряли в вооруженные силы СССР его разработки по рукопашному бою, готовили разведчиков и спецназовцев в годы Великой Отечественной войны .
Рукопашный бой представляет собой многофункциональную систему защиты и нападения.
РБ состоит из наиболее эффективных техник борцовских и ударных единоборств.
Основные принципы рукопашного боя имеют несколько
отличий от принципов других единоборств:
— РБ предполагает противостояние вооруженному противнику;
— с учетом военной специфики, в РБ разрешается добивание лежащего противника: из любых положений, в том числе стоя, как руками, так и ногами, и головой в голову.
Тактика боя предполагает 3 фазы:
Сближение, которое допускает, как использование огнестрельного оружия, так и метания предметов;
Сбивание (сваливание) противника на землю. Данная стадия следует только в случае если на предыдущем
этапе противник не был повержен. Целью действий данной фазы является воспрепятствование дальнейшим действиям противника и занятие наиболее выгодного положения;
Добивание (конечная фаза боя). В условиях улицы – данный этап представляет собой добивание ногами, либо фиксация противника с использованием болевых приемов.
Приемы Армейского рукопашного боя одинаково эффективны, как против одного противника, так и против группы. При этом действия против группы имеют определенные особенности, например, одного из противников могут использовать в качестве щита, или, как тяжелый метательный предмет, бросив его на атакующих, тем самым затруднив их дальнейшие действия.
Основные принципы ведения боя таковы:
-боец должен стараться уходить с линии атаки противника;
-боец должен уметь наносить сильные и эффективные удары из любого положения;
-боец должен стараться занять наиболее удобное положение в схватке с противником;
-боец должен избегать ограничения своей подвижности;
-боец должен стремиться вывести противника из равновесия;
-боец должен быть сосредоточен и не напряжен;
-боец должен действовать по обстановке (уметь импровизировать);
-боец должен уметь пользоваться особенностями окружающей местности;
-боец должен уметь использовать подручные средства;
-боец должен постоянно находиться в движении;
при ведении боя, боец должен свести к минимуму расход энергии, избегая чрезмерного расхода сил.
Рукопашный бой– это путь всестороннего и гармоничного развития личности. Прежде всего, они формируют волевые качества – это тот внутренний стержень, который, в свою, очередь, способствует развитию духа и жизненной стойкости. Начиная заниматься боевыми искусствами, подростки должны преодолевать внешние и внутренние препятствия, такие как лень, робость, пассивность, страх.