Руководство ученическим проектом
Четверикова Мария Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 30 г. Екатеринбурга
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта . (Основная образовательная программа среднего общего образования)
Учебно-исследовательская и проектная деятельность (УИПД) является обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования. Обучающиеся 6-х и 8-х классов выполняют индивидуальный проект. Обучающиеся 10-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным. ( Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе )
- Что такое проект и какие требования к нему предъявляются?
- Как работать над проектом?
- Типичные ошибки
- Как оценивать проект?
Проект
- это временное мероприятие,
• направленное на получение уникального результата (продукта или услуги)
от латинского слова projectus:
– «брошенный вперед»,
– «выступающий»,
– «выдающийся вперед»
Основные признаки проекта:
• Ограниченность по времени :
– проект всегда имеет дату завершения –срок, к которому должен быть готов результат;
– при получении результата проект завершается • Уникальность получаемого результата (продукта проекта):
– уникальность продукта –это его существенные отличия от других аналогичных продуктов, либо отличия в условиях, в которых он создается
Проект ≠ Реферат* Реферат может быть частью проекта * Рефера́т — краткий доклад или презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников
Типология проектов
В 5–9-х классах:
- информационный проект;
- творческий проект;
- исследовательский проект;
- технический проект.
В 10–11-х классах:
- творческий проект;
- инженерный проект;
- социальный проект;
- исследовательский проект;
- экономический проект (бизнес-проект).
Исследовательский проект
- это работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
- содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера
Исследование
это деятельность, связанная с получением новых знаний, которая сопровождается применением определённых средств (в науке они известны как методы и методики): наблюдения, эксперимента, анализа, проведение опроса и т. д.
Исследование может быть частью проекта
Проектный продукт
- сайт;
- видеофильм;
- экспозиция и экскурсия по ней;
- коллекция;
- модель, макет;
- художественное произведение;
- мультимедийный продукт;
- постановка;
- праздник;
- справочник
- учебное пособие
- экскурсия или интерактивная экскурсия;
- бизнес-план;
- карта, атлас;
- пакет рекомендаций;
- путеводитель;
- игра;
- и т.д.
Структура проекта
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная часть (состоит из глав – теоретической и практической)
- Заключение
- Список литературы
- Приложения (при необходимости)
Три группы требований: Требования к оформлению проекта Требования к содержанию проекта Требования к защите
Стадии работы над проектом Пять «П» проекта
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα)
в широком смысле — сложный вопрос, требующий изучения, разрешения;
в науке — противоречивая ситуация, требующая адекватной теории для её разрешения;
в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать
что не так; почему не так; что будет, если сделать как надо
Проблематизация
- Проблема: школьники часто болеют
- Почему?
- Плохая экология
- Плохо питаются
- Не долечиваются до конца
- Почему?
- Много машин, много заводов
- Нет денег, не вкусно кормят, худеют и т.п.
- Безответственные родители, врачи
- Что делать?
Как правильно сформулировать тему?
- от формулировки темы зависит успех работы
- тема должна четко отражать суть работы (соответствовать ее содержанию) и отражать поставленную проблему
Темы проектов
Неправильная формулировка
Правильная формулировка
- Изучение физических показателей человека при помощи математических и физических методов (исследовательский)
- Арабский танец – номер для школьного творческого конкурса (творческий)
- Классный час о государственных символах РФ как средство патриотического воспитания школьников (практико-ориентированный)
- Государственные символы РФ
Введение
- Актуальность темы проекта (востребованность изучения и решения выдвинутой проблемы в обществе)
- Проблема (трудность, требующая решения в ходе реализации)
- Объект исследования (явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск)
- Гипотеза (предположение, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом)
- Цель работы (то, что хочется получить в результате)
- Задачи (то, что нужно сделать для достижения поставленной цели)
- Методы исследования (способы достижения цели)
- Практическая значимость работы (какую пользу обществу принесёт продукт проекта)
Цель проекта
желаемый результат деятельности,
достигаемый в итоге успешного осуществления проекта (что мы хотим получить в результате?)
Ориентируемся на проектный продукт
SMART-цель проекта
Как сформулировать цель? Что является проектным результатом (продуктом)
Кормушка для птиц
Изготовление кормушки для птиц из подручного материала
Компьютерная игра (практико-ориентированный)
Разработка компьютерной игры «Название» …. с помощью программы
Результат социологического исследования (исследовательский проект)
Изучение какое-либо социального явления (булинг) на основе анкетирования учащихся 6-7 классов школы
Фильм
(информационный проект)
Создание фильма «название» и размещение его на сайте …..
Задачи (что необходимо сделать, для того, чтобы цель была достигнута?)
- Формулировка задач связана со структурой проекта: сколько глав, столько задач – в каждой главе решается определенная задача
- Задач может быть несколько (3-4)
- Изучение теоретического материала по изучаемому предмету задачей не является .
Задачи (теоретическая часть проекта)
- Рассмотреть различные точки зрения о роли Бенито Муссолини в формировании фашистского государства в Италии
- Изучить разновидности арабских танцев и особенности их исполнения
- Изучить информацию о различных типах кормушек для птиц
Защита проекта
- наличие папки проекта, оформленной в соответствии с требованиями (объем проекта - 12-25 страниц без приложений)
- презентация к защите (а не презентация как продукт проектной деятельности)
- защитное слово ( не более 7 минут)
Оценивание проекта (метапредметные результаты)
Регулятивные
Уровень целеполагания (обоснование актуальности, постановка проблемы, целей и задач (их соответствие друг другу), раскрытие способов решения проблемы), наличие основных структурных элементов проекта
Коммуника-тивные
Соответствие представления проекта его содержанию, качество доклада, эффективность взаимодействия с аудиторией
Познаватель-ные
Качество анализа области исследования (в том числе и количество источников), согласованность методов исследования с целью и задачами. качество проектного продукта; уровень владения материалом