СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Руническая письменность" - презентация (Алтайский край)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Руническая письменность" Алтайский край

Просмотр содержимого документа
«"Руническая письменность" - презентация (Алтайский край)»

РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

РУНИЧЕСКАЯ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Всему миру известны руны, которыми пользовались древнегерманские племена, эта система письма распространилась в Европе начиная с I – II века и существовала в Скандинавии вплоть до XV. Сам термин «руна» имеет связь с древнегерманским корнем rūn (см. также готтское слово runa – тайна). Изначально rūn означало скрытое, секретное знание, тайну, шепот. 

Всему миру известны руны, которыми пользовались древнегерманские племена, эта система письма распространилась в Европе начиная с I – II века и существовала в Скандинавии вплоть до XV. Сам термин «руна» имеет связь с древнегерманским корнем rūn (см. также готтское слово runa – тайна). Изначально rūn означало скрытое, секретное знание, тайну, шепот. 

Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т.е. доступность лишь посвященным и тайну для всех остальных. В связи с внешним сходством термином «руны» называют также ряд других письменностей, с древнегерманскими рунами никак не связанных. Это в первую очередь касается древнетюркского письма, использовавшегося с VII по XII век как официальное в таких средневековых государствах, как Восточнотюркский каганат, Уйгурский каганат, государство енисейских кыргызов .

Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т.е. доступность лишь посвященным и тайну для всех остальных. В связи с внешним сходством термином «руны» называют также ряд других письменностей, с древнегерманскими рунами никак не связанных. Это в первую очередь касается древнетюркского письма, использовавшегося с VII по XII век как официальное в таких средневековых государствах, как Восточнотюркский каганат, Уйгурский каганат, государство енисейских кыргызов .

Древнетюркские рунические письмена были открыты в 1721 году немецким ученым Д.Г. Мессершмидтом, посланным Петром I для изучения Сибири. В Хакасии тот нашел стелу с неизвестными ему письменами, внешне похожими на германские руны. Вплоть до 1891 года мир не знал, какой народ их оставил, и только благодаря датскому ученому В. Томсену и российскому тюркологу В. Радлову удалось расшифровать тюркский рунический алфавит и прочесть письменные памятники, найденные в Монголии в долине реки Орхон, которые были написаны этим алфавитом.

Древнетюркские рунические письмена были открыты в 1721 году немецким ученым Д.Г. Мессершмидтом, посланным Петром I для изучения Сибири. В Хакасии тот нашел стелу с неизвестными ему письменами, внешне похожими на германские руны. Вплоть до 1891 года мир не знал, какой народ их оставил, и только благодаря датскому ученому В. Томсену и российскому тюркологу В. Радлову удалось расшифровать тюркский рунический алфавит и прочесть письменные памятники, найденные в Монголии в долине реки Орхон, которые были написаны этим алфавитом.

Орхонский тюркский рунический алфавит состоял из 37 знаков. Всего же с учётом региональных и хронологических вариантов их насчитывается более 50. Писались они снизу вверх или справа налево, и каждый знак чертился отдельно, как правило, не соединяясь с другим. Не все гласные прописывались. Начальные гласные «а» и «ӓ» никогда не писались, хотя другие начальные гласные, как и последние гласные, обычно писались. Гласные в середине слова часто опускались.

Орхонский тюркский рунический алфавит состоял из 37 знаков. Всего же с учётом региональных и хронологических вариантов их насчитывается более 50. Писались они снизу вверх или справа налево, и каждый знак чертился отдельно, как правило, не соединяясь с другим. Не все гласные прописывались. Начальные гласные «а» и «ӓ» никогда не писались, хотя другие начальные гласные, как и последние гласные, обычно писались. Гласные в середине слова часто опускались.

Памятники тюркского рунического письма VII – XII веков к настоящему времени представляют собой довольно значительную по объему и ценную в лингвистическом и историческом отношении часть обширного письменного наследия тюркоязычного мира. Несколько сотен надписей, сделанных на скалах и камнях, а также на предметах обихода, были открыты в Монголии, на территории всей Южной Сибири, в Китае, Казахстане и Киргизии.

Памятники тюркского рунического письма VII – XII веков к настоящему времени представляют собой довольно значительную по объему и ценную в лингвистическом и историческом отношении часть обширного письменного наследия тюркоязычного мира. Несколько сотен надписей, сделанных на скалах и камнях, а также на предметах обихода, были открыты в Монголии, на территории всей Южной Сибири, в Китае, Казахстане и Киргизии.

  Наиболее изученными являются всемирно известные орхонские памятники в Монголии, написанные в честь великих древнетюркских правителей и полководцев Восточнотюркского каганата Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоньюкука, и енисейские рунические памятники, находящиеся в Туве и Хакасии. Далее на запад, по всей степной территории Евразии вплоть до Венгрии, были найдены сотни подобных надписей. Многие из них до сих пор еще не расшифрованы.

  Наиболее изученными являются всемирно известные орхонские памятники в Монголии, написанные в честь великих древнетюркских правителей и полководцев Восточнотюркского каганата Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоньюкука, и енисейские рунические памятники, находящиеся в Туве и Хакасии. Далее на запад, по всей степной территории Евразии вплоть до Венгрии, были найдены сотни подобных надписей. Многие из них до сих пор еще не расшифрованы.

К числу наименее известных и наиболее сложных для расшифровки относятся рунические памятники Горного Алтая. Надписи здесь, как правило, нанесены на скалы мелкими знаками, выведенными тонкими бороздками, часто располагаются в труднодоступных местах. Многие из них, видимо, не предназначались для широкого круга читателей и носили глубоко интимный характер. Незаметность древних текстов алтайских гор стала одной из причин их массовой гибели. Угрожающими им факторами являются природные катастрофы, хозяйственная деятельность человека, массовое развитие туризма, недостаточные меры по их охране.

К числу наименее известных и наиболее сложных для расшифровки относятся рунические памятники Горного Алтая. Надписи здесь, как правило, нанесены на скалы мелкими знаками, выведенными тонкими бороздками, часто располагаются в труднодоступных местах. Многие из них, видимо, не предназначались для широкого круга читателей и носили глубоко интимный характер. Незаметность древних текстов алтайских гор стала одной из причин их массовой гибели. Угрожающими им факторами являются природные катастрофы, хозяйственная деятельность человека, массовое развитие туризма, недостаточные меры по их охране.

География рунических писем Алтая охватывает в основном центральные аймаки. Особенно большое их количество сосредоточено в Онгудайском районе на перекрестке всех древних дорог. Как известно, Алтай – центр евразийского материка, равноудаленный от четырех океанов, а Онгудайский район – это сердце Алтая.

География рунических писем Алтая охватывает в основном центральные аймаки. Особенно большое их количество сосредоточено в Онгудайском районе на перекрестке всех древних дорог. Как известно, Алтай – центр евразийского материка, равноудаленный от четырех океанов, а Онгудайский район – это сердце Алтая.

В долине реки Урсул находятся также многочисленные петроглифы, археологические следы афанасьевской (ІV – III тыс. до н.э.) и андроновской (II тыс. до н.э.) культур, памятники скифо-сарматской, гуннской и древнетюркской эпох. Культурные слои здесь не вымывались «волнами» переселяющихся народов, как это происходило на равнине, а «складировались» в горных долинах и ущельях, а мудрость столетий запечатлевалась в преданиях и обрядах алтайского народа.

В долине реки Урсул находятся также многочисленные петроглифы, археологические следы афанасьевской (ІV – III тыс. до н.э.) и андроновской (II тыс. до н.э.) культур, памятники скифо-сарматской, гуннской и древнетюркской эпох. Культурные слои здесь не вымывались «волнами» переселяющихся народов, как это происходило на равнине, а «складировались» в горных долинах и ущельях, а мудрость столетий запечатлевалась в преданиях и обрядах алтайского народа.

В Горном Алтае известны три серебряных пиршественных сосуда и два поясных украшения, имеющие вырезанные рунические надписи. Предметы происходят из раннесредневековых погребений тюрок-тугю. Пиршественные чаши из серебра были такой же неотъемлемой частью аксесуаров знатных мужчин, как и воинский пояс, унизанный металлическими или серебряными бляхами, на который подвешивались кинжал и сабля

В Горном Алтае известны три серебряных пиршественных сосуда и два поясных украшения, имеющие вырезанные рунические надписи. Предметы происходят из раннесредневековых погребений тюрок-тугю. Пиршественные чаши из серебра были такой же неотъемлемой частью аксесуаров знатных мужчин, как и воинский пояс, унизанный металлическими или серебряными бляхами, на который подвешивались кинжал и сабля

Алтайские древнетюркские эпитафии посвящены местным героям, знатным и известным. В них, в отличие от классических енисейских эпитафий, практически отсутствуют упоминания о титулах, чинах, как нет и перечислений заслуг перед ханом и народом, но боль утраты и скорбь в этих строках от того не уменьшились.

Алтайские древнетюркские эпитафии посвящены местным героям, знатным и известным. В них, в отличие от классических енисейских эпитафий, практически отсутствуют упоминания о титулах, чинах, как нет и перечислений заслуг перед ханом и народом, но боль утраты и скорбь в этих строках от того не уменьшились.

Все это свидетельствует, что широкая грамотность была присуща и простому люду, не принадлежавшему к аристократическим кругам. На «вечных камнях» оставляли свои мысли и чаяния воины, философы, учителя и странствующие писцы.

Все это свидетельствует, что широкая грамотность была присуща и простому люду, не принадлежавшему к аристократическим кругам. На «вечных камнях» оставляли свои мысли и чаяния воины, философы, учителя и странствующие писцы.

Впервые древнетюркские рунические письменные памятники Алтая были зафиксированы современными техническими средствами в результате совместного российско-германского проекта по документации руники Алтая. Причем самые значительные из них были открыты в последние годы в ходе реализации проекта «Руника Алтая». Создан электронный корпус рунических письменных памятников Алтая, доступный тюркологам России и зарубежным ученым на сайте  www.altay.uni-frankfurt.de .

Впервые древнетюркские рунические письменные памятники Алтая были зафиксированы современными техническими средствами в результате совместного российско-германского проекта по документации руники Алтая. Причем самые значительные из них были открыты в последние годы в ходе реализации проекта «Руника Алтая». Создан электронный корпус рунических письменных памятников Алтая, доступный тюркологам России и зарубежным ученым на сайте  www.altay.uni-frankfurt.de .