СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рус. 3 Кл. Падеж имён прил

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рус. 3 Кл. Падеж имён прил»

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский педагогический колледж»

К уроку допущена:

Руководитель практики___________(Харина Е.П.)

КОНСПЕКТ

Урока русского языка по теме: «Предложный падеж имён существительных»,

проведённого в 3 классе

студенткой 21 НК группы

Скребцовой Лерой Сергеевной

Дата проведения: 07.03.2023

Учитель:

Руководитель практики: Харина Е.П.

Оценка___________



Белгород, 2023

Тема урока

«Падеж имён прилагательных»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создание условий для ознакомления младших школьников с падежом имён прилагательных.

Задачи урока

Образовательные:

Познакомить обучающихся со способом определения падежа имён прилагательных.

Научить учащихся определять падеж имени прилагательного, используя правила из учебника и алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Закрепить знания обучающихся с помощью выполнения упражнений.

Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память с помощью выполнения упражнений по определению падежа имён прилагательных; развивать умение анализировать и делать выводы на основе полученной информации.

Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умеют определять падеж по вопросу в именах прилагательных.

Познавательные УУД: умеют воспринимать, осознавать и анализировать полученную информацию; умеют работать с учебником;

Регулятивные УУД: умеют ставить цели и задачи урока; умеют принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; умеют проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию; учитывают мнения своих одноклассников; контролируют действия партнёра, оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Оборудование

Презентация, учебник В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс (2часть) , работа на платформе «Jamboard».

Методы и приемы

Словесный, практический, наглядный, самостоятельная работа.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы контроля

Самоконтроль, проверка по эталону.







Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

1. Мотивация к учебной деятельности


(2-3мин)

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам посмотреть на экран. На нём представлено высказывание древнегреческого поэта -драматурга Софокла.

(На экране пословица «Успех завит от усилий».)


Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?


Действительно, для того, чтобы добиться успеха, нужно стараться, прикладывать усилия, пользоваться своими знаниями, умениями и навыками, иначе добиться желаемого не получится.


А для того, чтобы у нас сегодня все получилось, необходимо активно работать в течение урока. Я уверена, если мы будем прикладывать усилия, обязательно добьемся успеха!


Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в страну смурфиков, в Смурфляндию. Но попасть туда не так просто. Злой волшебник Гаргамель преградил путь в страну Смурфляндию, поставил ловушки и препятствия. Чтобы их нам преодолеть понадобятся наши усилия, знания и активная работа на уроке! Готовы трудиться?

Отлично. Начинаем наше интересное путешествие.

Приветствуют учителя, - настраиваются на урок .



Выдвигают мнения:




-Если мы не будем стараться, то не добьёмся цели.



















-Готовы!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии


(3-7 мин.)

Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату и классную работу. Сегодня двадцать седьмое марта . Не забудьте про орфограмму в слове «классная» удвоенная «С».

-Начнём минутку чистописания. Послушайте меня и определите какую букву мы будем писать.

«Лев - он лев, он царь зверей,

Потому, что всех смелей.

Примеряет лев шинель,

А шинель под буквой ... (Л: "эль")»

(Минутка чистописания «Лл»).

-Следите за правильным наклоном тетради и осанкой.

-Молодцы. Сейчас выполним с вами небольшую словарную работу. Записывайте слова, которые я буду диктовать в свою тетрадь , будьте внимательны, старайтесь делать это без ошибок. Итак, приготовились, записываем.

Красивая, круглый, синий, смелый, тёплое, сладкая, большое, лесная, жаркий, добрые.

Сравните свои ответы с ответами, которые вы видите на экране, аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

Обратите внимание, что вы можете сказать об этих словах? Какой признак связывает эти слова между собой? Дам подсказку. На какие вопросы они отвечают?

А какая часть речи отвечает на эти вопросы?


Все эти слова- имена прилагательные ,правильно. А что же мы называем именем прилагательным?


Верно. Вы правы.





Ребята, вспоминая наше прошлое занятие, скажите, что мы научились определить у имени прилагательного?

А как мы определяем число имени прилагательного?










Верно, давайте определим число представленных имён прилагательных.



Молодцы! Правильно.

Записывают дату в тетради.











-Буква «Л»















-Какие, какое, какой, какая.

-Имя прилагательное.


- Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на

вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

-Число.


-В единственном числе прилагательные обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Во множественном числе прилагательные обозначают признак нескольких предметов, отвечают на вопрос какие?


Определяют число имён прилагательных.



























3. Выявление места и причины затруднения


(5 мин)

Выделите окончания этих слов и определите род каждого из них. На какие 3 группы мы бы смогли их разделить?

Молодцы, здесь действительно представлены слова мужского, женского и среднего родов.

Получилось ли у вас определить род последнего слова?

Почему?

Верно, я вижу вы хорошо усвоили правила прошлых тем.


А если я вам скажу, что окончания слов мы выделили тоже не просто так и все эти прилагательные можно разделить на другие 6 групп, т.е. определить их падеж, как мы ранее это делали и для имени существительного?


Как думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?



А какую цель мы можем поставить?



Молодцы!

-Мы можем разделить их по родам: мужской, женский, средний.




-Нет, потому что во мн. числе у имени прилагательного нельзя определить род.







-Падеж имён прилагательных.



-Узнать, как изменяются имена прилагательные по падежам.




4. Построение проекта выхода из затруднения


(2 мин)

А чтобы добиться цели, нам надо составить план нашего путешествия. На слайде презентации представлен наш план. Но его пункты поменялись друг с другом местами, давайте подумаем и расставим их в правильной последовательности. (ученик расставляет)

Что же у нас получилось?

1. Узнать, как изменяются имена прилагательные по падежам.

2. Выполнить задания по изученному материалу.

3. Закрепить новые знания, выполняя самостоятельную работу.

4. Оценить свою работу на уроке.

Все согласны?

Молодцы.






Расставляют пункты плана в правильном порядке.











5. Реализация построенного проекта

(8-10 мин)

Итак, ребята, начинаем исследование падежей имён прилагательных.

-А кто может мне назвать главного помощника в получении новых знаний?

Совершенно верно, ребята!

Давайте обратимся к учебнику, откройте страницу 82 и прочитаем правило.



Рассмотрев правило, что мы можем сказать об именах прилагательных?

Ребята, а сколько падежей в русском языке мы с вами знаем? Перечислите их.









Верно, в русском языке всего 6 падежей. Рассмотрите таблицу на странице 82 учебника или на слайде презентации. Как она называется?

Давайте по очереди каждый прочитает по строчке.



Имена прилагательные каких падежей отвечают на вопросы какой, какого, какому?

А на вопросы какой, каким, о каком ?



Правильно! Обратите внимание, что каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении.



Ребята, давайте выполним упр. 144 на стр. 83 из учебника, прочитайте его. Давайте устно просклоняем словосочетание лесная ягода, пользуясь таблицей на стр. 82.







Умницы! Прочитайте алгоритм определения падежа имени прилагательного на слайде.

Запишите словосочетания в тетрадь, которое я буду вам диктовать.


Прекрасная погода, над большим селом, на снежном поле, от родного дяди, к лесному озеру, милую собаку.

Пользуясь алгоритмом определим падеж имён прилагательных, я начну.


Прекрасная погода – главное слово погода, (что?) погода – И. п. , задаю вопрос от главного слова к имени прилагательному, погода (какая?) прекрасная – И. п. Продолжаете разбирать следующие словосочетания вы.




































Я вижу вы усвоили алгоритм определения падежа имени прилагательного. Молодцы, мы выполнили первый пункт плана, не попались в ловушку злого волшебника Гаргамеля и стали ближе к стране Смурфляндии. Думаю наши глазки устали работать с презентацией, давайте сделаем разминку для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

Немного с вами расслабились

Продолжать активно работать отправились.





- Учебник.



Открывают учебник и читают правило.



-Они изменяются по падежам, как и имена существительные.


-Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.



Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных.


Читают по строчке.



-И. п., Р. п., Д .п.


-В. п., Т. п, П. п.




-И. п. ягода (какая?) Лесная;

Р. п. ягоды (какой?) лесной;

Д. п. . ягоды (какой?) лесной;

В. п. – ягоду (какую?) лесную;

Т. п . – ягодой (какой?) лесной;

П. п . о ягоде (какой?) лесной.
















-Над большим селом – главное слово – над селом (над чем?) над селом – Т.п., задаю вопрос от главного слова к имени прил., над селом (каким?) большим – Т.п.


-На снежном поле – главное слово – на поле, (на чём?) на поле – П. п., задаю вопрос к имени прил. на поле (каком?) снежном – п. п.

-От родного дяди – главное слово – от дяди, (от кого?) от дяди – Р. п., задаю вопрос от главного слова к имени прил. От дяди (какого?) родного – Р. п.


-К лесному озеру – главное слово – к озеру, (к чему?) к озеру – Д. п., задаю вопрос от главного слова к имени прил. К озеру (какому?) лесному – Д. п.

-Милую собаку – главное слово – собаку, (кого?) – В .п. , задаю вопрос от главного слова к имени прил. Собаку (какую?) милую – В. п.








Выполняют разминку для глаз.




















































6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(2мин)

Следующее задание, я вам предлагаю выполнить в парах. Но перед началом, давайте вспомним правила работы в паре.

1. Уважать чужое мнение

2. Выражать свое мнение грамотно

3. Слушать друг друга

4. Работать сообща.

Да, это так. Вы правы.

Посмотрите на слайд.

Выполним упражнение 146 на странице 84.

Задание в паре выполняют : 1пара(имя), 2 пара,3 пара, 4 пара, 5 пара.

Вам нужно будет прочитать предложения, найти в нём словосочетания с именами прилагательными, выписать их, указав падеж имён прилагательных. 1 пара ищет словосочетание в 1 предложении, 2 пара во втором, 3 пара в третьем, 4 пара – в четвёртом, 5 пара – в пятом. Всем понятно задание? Тогда приступайте.


Давайте проверим. Озвучьте мне ваши ответы.






























Молодцы! Теперь, мы с вами выполнили второй пункт плана и преодолели препятствие , став ближе к стране Смурфляндии. Продолжаем наше путешествие.



Говорят правила работы в парах.














-Да.

1 пара: Плохая шутка до добра не доведет. Мы выписали словосочетание – плохая шутка (какая?) плохая – И. п.

2 пара: Чужой стороне и солнце не греет. Мы выписали словосочетание – чужой стране. На стороне (какой?) чужой – П. п.

3 пара: Большому терпенью придет уменье. Мы выписали словосочетание – большому терпенью. К терпенью (какому?) большому – Д. п.

4 пара: На красный цветок и пчела летит. Мы выписали словосочетание – красный цветок. На цветок (какой?) красный – В. п.

5 пара: Маленькое дело лучше большого безделья. Мы выписали словосочетание -маленькое дело . Дело (какое?) маленькое - И. п. Также выписали словосочетание большого безделья. Безделья (какого?) большого – Р. п.










7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(2мин)

Сейчас я вам предлагаю поработать индивидуально.

На слайде презентации у вас есть задание.


(Имя)..прочитает нам задание.


Всем ясна задача? Тогда приступайте к работе. При её выполнении будьте внимательны, не забывайте пользоваться таблицей склонения имён прилагательных из учебника.



Кто выполнил задание? Покажите мне свою готовность с помощью поднятия руки.

Сравните свои ответы с эталоном, так ли у вас получилось?

У кого задание выполнено без ошибок, поставьте знак «+» Кто ошибся, знак «?» (Значит, еще раз нужно будет повторить этот материал.) 


Замечательно, мы с вами выполнили третий пункт плана и на шаг ещё приблизились к стране Смурфляндии.




Ученик читает задание.



Работают индивидуально.





Показывают свою готовность.




- Сверяют свои ответы с эталоном.






8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

(2 мин.)

Сейчас мы поработаем группе, и выполнять его вы будете в документе совместного доступа. Чтобы туда перейти с помощью телефона отсканируйте qr- код, который видите на экране или перейдите по ссылке, которая находится в общем чате.

https://jamboard.google.com/d/1olw8YeUhFLkUvfwN84UZLtPmxwnHoDUWtznAOoHGWgE/viewer?f=2


Все помнят правила групповой работы? Перечислите их

- Молодцы, первая группа это (Имена) работает на 1 листе, а вторая группа это (Имена) будет работать на 2 листе, третья группа это (Имена) работает на 3 листе.


Задание звучит следующим образом: Прочитать текст, найти и вставить в него пропущенные окончания имен прилагательных, подписав над ними их падеж. Чтобы правильно определить окончания имён прилагательных вы должны правильно определить его падеж, для этого пользуйтесь изученными правилами из учебника, а также алгоритмом определения падежей имён прилагательных, который находится на 4 слайде доски совместного использования. Всем понятно задание? Тогда выполняйте.



Что у вас получилось? Молодцы!





























Каким правилом вы пользовались, выполняя задание?


Давайте запишем ваше домашнее задание. Выполнить упражнение из учебника 145 на странице 84. Вам нужно будет прочитать предложения, определить падеж имени существительного море и по нём определить падеж имени прилагательного синий. Выписать эти словосочетания из каждого предложения вместе с вопросами. Не забывайте пользоваться указанным образцом, а также изученными сегодня правилами.

Всем ли понятно домашнее задание?


Итак, вот мы и преодолели все препятствия, выполняя задания и дошли до страны Смурфляндии. Молодцы, ребята.



Переходят в документ общего доступа.














Правила работы:

  • Внимательно слушай товарища.

  • Говори вполголоса.

  • Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.)










-Да.



1 группа: Долгожданный март - март ( какой?) долгожданный- И. п., окончание ый) ; на голубом небе (на небе ( каком?) Голубом - П. п. окончание ом); прозрачная капелька - капелька (какая?) прозрачная - И. п, окончание ая.

2 группа: На тонкую ветку - ветку (какую?) тонкую -В. п., окончание ую; большая ворона - ворона (какая?) большая - И. п., окончание ая; молодая галка - галка ( какая?) молодая - И. п., окончание ая.

3 группа: Маленькая кочка - кочка ( какая?) маленькая- И. п., окончание ая; легкий пар - пар (какой легкий) - И. п., окончание ий; около глубокого оврага - оврага ( какого?) глубокого -Р. п., окончание ого.

-Мы пользовались таблицей склонения имён прилагательных из учебника и алгоритмом определения падежей имён прилагательный.






-Да.













































9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(1-2 мин)

Итак, ребята, наш увлекательный урок уже подходит к концу. Давайте вспомним.

-Какая у нас сегодня была тема?



-А какая была цель?



-Удалось ли нам её выполнить?



- А реализовали мы план?



Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

В документе общего доступа Смурфики подготовили для вас лесенку успеха на слайде 5. Возле неё вы можете найти смурфиков. Переместите смурфика на ту ступень, на которой вы сейчас находитесь, получив знания за этот урок.

- Ребята, вы сегодня молодцы, отлично справились с заданиями! Я была рада с вами работать. До новых встреч!

Вспоминают всё то, что было изучено на уроке


-Тема: Падеж имён прилагательных.

-Цель: Узнать, как изменяются имена прилагательные по падежам.

-Да.


-У нас остался последний пункт плана: оценить свою работу на уроке.


-Оценивают свою деятельность.






Резервное задание:

Составьте слова, используя буквы из слова «ТРЕТЬЯКЛАССНИК».