СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь и Золотая Орда.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Русь и Золотая Орда.»


Тема – «Русь и Золотая Орда».

Предмет, класс – история, 6 класс

Цели: - сформировать у учащихся представления о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды;

- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами;


Планируемые результаты: после занятия участники смогут

- дать определение понятиям «ярлык», «резиденция», «баскаки», «выход», «число», «численники», «владычество».

- назвать причины народных восстаний против ордынского владычества;

- перечислить последствия ордынского владычества;

- продолжать формирование умений работать с картой, анализировать текст, выступать публично, высказывать свою точку зрения;

- задуматься над проблемой выбора способа поведения в определённых ситуациях.


Словарь урока:

Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.

Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

Баскаки – представители ордынского хана на Руси.

Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Число – перепись населения на Руси.

Численники – монгольские численники, проведшие перепись населения на Руси.

Владычество – господство.

Ресурсы:

- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России», 6 кл. – М., Просвещение. 2010 г.;

- рабочая тетрадь к учебнику;

- Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке»;

- раздаточный материал.


ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы

Методы и приёмы

обучения

Деятельность

учащихся

Время

  1. Организация начала урока.

Приветствие детей

Проверка подготовки уч-ся к уроку

Подготовка к уроку

1 мин

  1. Мотивация.

– О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!…Вот так – с гимна в честь родины неизвестный автор XIII века начинает разговор о великом несчастии обрушившимся на Русь.

- О каком несчастии идёт речь?



Ответы учащихся.

1 мин

  1. Проверка выполнения домашнего задания

- Русь подверглась нападению с двух сторон: с Востока (Золотая Орда) и с Запада (крестоносцы).

  1. Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?

  2. Какие сражения со шведскими и немецкими рыцарями произошли в начале 13 века?

  3. Кто победил в этих сражениях? Почему?

  4. Как в этих битвах проявился полководческий талант Александра Невского?

  5. В чём состоит историческое значение побед войск А. Невского над немецкими и шведскими рыцарями?

Ответы учащихся.

5 мин

  1. Целеполагание.

Тема урока «Русь и Золотая Орда»

В результате урока вы сможете

- дать определение понятиям «ярлык», «резиденция», «баскаки», «выход», «число», «численники», «владычество».

- назвать причины народных восстаний против ордынского владычества;

- перечислить последствия ордынского владычества;

- продолжат формирование умений работать с картой, анализировать текст, высказывать свою точку зрения, выступать публично;

- задуматься над проблемой выбора способа поведения в определённых ситуациях.


2 мин

  1. Изучение нового учебного материала

План изучения нового материала.

  1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

  2. Повинности русского населения

  3. Борьба русского народа против ордынской власти.

  4. Последствия ордынского владычества.



2 мин

Вопрос 1.

Образование Золотой орды. Ордынское владычество на Руси.


Объяснение учителя о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды.




Работа с картой. Учащиеся находят названные учителем территории, находят местоположение столицы.

Запись в тетрадь понятий «ярлык», «резиденция», «владычество»

Работают с текстом приложения №1.

Ответы на вопросы:


10 мин

Вопрос 2.

Повинности русского населения.

- Русь попала и в экономическую зависимость от Орды. В чем она заключалась? Давайте обратимся к учебнику.

- Что такое «ордынский выход»?

- Кто такие «баскаки»?

- С какой целью монголы провели перепись населения? Как назывались монгольские переписчики?

Давайте подведём итог:

- В чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

(ответы учащихся и потом проверка ответов по схеме на доске)



Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 116-117)

Ответы на вопросы. Запись в тетрадь значения терминов - «выход», «баскаки», «численники», «число».











Запись в тетрадь:

Зависимость Руси от Золотой Орды проявлялась:

- получение ярлыка;

- сбор дани;

- тяжёлые повинности:

принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами;

- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах моголов.

8 мин

Вопрос 3.

Борьба русского народа против ордынской власти.

Работа с таблицей «Сопротивление или сотрудничество»

( Приложение 4).

- Выбор кого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период? Докажите свою точку зрения.

- В чём заключалась политическая мудрость Александра Невского

- Как вы понимаете выражение древних мудрецов «Ради Отечества следует жертвовать даже славой».


Учащиеся отвечают на вопросы.

-


8 мин

Вопрос 4.

Последствия ордынского владычества.

- Ордынское владычество имело очень тяжелые последствия для Руси. Каковы были эти последствия?

Учитель записывает на доске

    • Разрушение сёл и городов

    • Упадок ремесла

    • Нарушение торговых связей

    • Упадок сельского хозяйства

    • Сокращение численности населения

    • Изменение роли и значения князя в государстве

    • Ослабление отдельных русских земель

    • Утрата вечевых традиций

    • Формирование зависимого населения

    • Уничтожение храмов, книг, летописей

    • Обоюдное взаимное влияние друг на друга в быту, языке.

- Расположите перечисленные последствия по группам:

-экономические

-политические

-социальные

-культурно-бытовые


- Какое из перечисленных последствий отличается от других?

- Давайте сделаем вывод о последствиях ордынского владычества на Руси.




Совместно с учителем называют последствия


























Ответы учащихся








5мин

  1. Закрепление новых знаний

Тесты. Приложение №3.


5 мин

  1. Рефлексия.

Работа с приложением №4.


3 мин

  1. Домашнее задание

П. 14., задания в Рабочей тетради.


1 мин















ПРИЛОЖЕНИЕ №1


«Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора»


« …и вот какой обычай был у хана Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, приказано было, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам… Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам, ради славы мира этого, и просил каждый себе владений…»

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю… И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Жрецы также хотели провести Михаила и Федора через огонь. Михаил же и Федор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу».

«…И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто… по имени Доман6 отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Федору: «Если ты поклонишься врагам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Федор: «Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как князь мой!». Тогда начали мучить Федора, как прежде Михаила…»

Не менее зверской расправе подвергся рязанский князь Роман Олегович.




  1. Подумайте, какую цель преследовали монголы, столь жестоко расправляясь с князьями и заставляя их получать ярлык на княжение?

  2. Как вы расцениваете поступок Михаила Черниговского?

























ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Сопротивление или сотрудничество?


Даниил Романович Галицкий

Монгольское нашествие разорило его земли. Географическое положение Галицко-Волынского княжества было выгоднее, чем у северо-Восточной или даже Киевской Руси. Чтобы противостоять Орде, Даниил решил объединиться с соседями – Венгрией, Польшей и молодым Литовским княжеством. Верховной силой, которая могла бы освятить этои союз, являлся папа Римский. Католичество казалось князю менее опасно, чем татары. В 1253 году он венчался в качестве короля Руси, но сохранил верность православию. На какое-то время Юго-Западная Русь освободилась от ордынской власти, но во второй половине XIII потомкам Даниила пришлось вновь признать зависимость

Андрей Ярославич

На северо-востоке сопротивление татарам возглавил младший брат Александра Невского. Но его постигла неудача. Малыми силами в разоренной стране ему не удалось успешно противостоять мощному ордынскому вторжению в 1252 году. Толпы татар под начальством Неврюя (Неврюева рать) вторглись в суздальскую землю. Андрей при этой вести сказал: «Что это, Господи! Лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами си служить им». Собрав войско, он вышел против Неврюя, но был разбит и бежал в Новгород, не был там принят и удалился в Швецию.

Александр Ярославич (Невский)

В 1252 году, после изгнания брата Андрея, Александр стал великим князем владимирским. Он несколько раз ездил в Орду с богатыми дарами, стремясь умилостивить Батыя и его наследников. По настоянию Александра Новгород, отказывающийся платить татарам дань, пустил на свои земли ордынских численников, проводивших перепись населения. Таким образом, Новгород тоже попал в зависимость от ордынских ханов.


- Выбор кого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период? Докажите свою точку зрения.

























Приложение 3


  1. Иго – это:

а) господство ордынцев над русскими землями

б) грамота на право сбора дани с земель

в) название государства, основанного Батыем

г) размер налога, уплачиваемого Русью


  1. Грамота, разрешавшая князьям править в своей земле, дававшаяся ордынскими ханами:

а) басма

б) выход

в) ярлык

г) иго

  1. Ордынские чиновники, которые следили за сбором дани

а) бесермены

б) численники

в) баскаки

г) беки

  1. Кто не платил ордынским ханам налоги:


а) крестьяне

б) великий князь

в) бояре

г) духовенство


5. В 1257 г. Александр Невский:

а) поднял восстание против Батыя

б) не поддержал брата Андрея в борьбе против ордынцев

в) содействовал баскакам в проведении переписи населения в Новгороде

г) провел поход против шведов


6. Выбери вариант ответа из предложенных. Итоги ордынского нашествия на Русь:

а) запустело сельское хозяйство

б) Русь стала составной частью Золотой Орды

в) утрачены многие ремесла

г) на время прекратилось летописание и каменное зодчество

Варианты: 1) а б в; 2) б в д; 3) в г д; 4) а г д.




Приложение 4


Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика__________________________________________________

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.


Содержательность Новизна темы









Степень усвоения материала Оценка моей работы на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!