СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь в IX-XI веках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока повторения пройденного материала

Просмотр содержимого документа
«Русь в IX-XI веках»

Неплюева Лидия Васильевна,

учитель истории



Конспект урока истории

6 класс

Тема урока: Русь в IX-XI веках

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний обучающихся по изученной теме.

Задачи:

- повторить изученный материал по теме «Русь в IX-XI веках»

- совершенствовать навыки обучающихся в поиске информации;

- формировать навыки анализа полученной информации;

- воспитывать чувство ответственности обучающихся за свои поступки, чувство гордости за свою Родину, за историческое прошлое своей страны;

- формирование функциональной грамотности обучающихся;

- совершенствовать ИКТ-компетенций обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки для каждого ученика, выход в Интернет, презентация «Русь в IX-XI веках».

Форма урока: урок-реконструкция

Анностация: урок-реконструкция, носит интегрированный характер (история+информатика), на уроке повторяется изученный материал и совершенствуются навыки шестиклассников в поиске и анализе информации в сети Интернет, в работе с презентациями и эл почтой; на этапе подготовки к уроку необходимо включить ноутбуки с доступом в Интернет каждому ученику, открыть каждому программу PowerPoint, открыть почту (лично свою, не учеников, у них может и не быть почты, и заготовить к отправке самому себе письмо, чтобы ученики могли только прикрепить файл и отправить; подготовить для каждого ученика распечатанный тест, и включить учительскую презентацию для заданий 1и 3.

Ход урока.

I Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели.

- Здравствуйте, в древности жило племя жестоких людей, которые с помощью изощренной пытки превращали пленных людей в манкуртов, бездушных рабов, полностью потерявших память. Для создания идеальных рабов, на голову человека, который полностью обездвижен, надевают кусок свежевыделанной кожи верблюда, называемый шири, и помещают его на открытое пространство в степи. Под палящим солнцем шири высыхает, сдавливает голову пленного как стальной обруч и человек обречен либо на смерть, либо на потерю рассудка. Выживший манкурт ничего не помнит ни о себе, ни о своем прошлом и признает, как верная собака, одного хозяина, выполняя для него тягостную, грязную работу, даже не мысля о побеге.

Эта легенда, как нельзя лучше подходит к урокам истории, на которых мы изучаем свое прошлое, прошлое своего народа, для того, чтобы оставаться свободными, мы должны знать и помнить историю своего государства. На сегодняшнем уроке давайте вспомним о том, как же зарождалось наше государство и попробуем восстановить, воссоздать картины Руси IX-XI веков.

II Работа по теме урока.

- У нас сегодня урок-реконструкция. На нашей интерактивной доске мы попробуем воссоздать древнерусский город, населить его, разберемся с социальной структурой населения, занятиями и т.д.

  1. Лента времени

- Чтобы воссоздать картину прошлого мы должны перенестись в ту эпоху.

  1. Перед вами лента времени. Назовите обозначенные на ней века. (V,VII, IX, XII, XIV,XVII, XIX, XXI)

  2. Какая дата стоит первой перед нами на ленте времени? (988 год)

  3. К какому веку она относится? (X век)

  4. Что произошло в этот год? (В этом году произошло Крещение Руси)

  5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси? (Владимире Святославиче)

  6. Назовите следующую дату (1097)

  7. Какое событие произошло в этом году? (Съезд в Любече)

  8. Что решалось на этом съезде? (В Мономах собрал князей по поводу междоусобиц…)



  1. Опрос на знание дат «Один против всех»

Один ученик выходит к доске, ему задает вопросы по цепочке каждый из учеников класса; после ответа, ученик, задающий вопрос, оценивает «правильно» или «неправильно» была названа дата, в случае неправильного ответа сам называет правильную дату.



  1. Карта «Русь в IX-XI вв.)

  1. А теперь посмотрите на карту: что представляла собой территория Руси? (Восточно-европейская равнина)

  2. Назовите и покажите основные русские города того времени (Киев, Новгород, Искоростень и т.т.)

  3. Чем занимались славяне? (земледелие, скотоводство, охота, бортничество, ремесла, торговля)

  4. Покажите основной торговый путь славян. Как он назывался? (Из варяг в греки).

- Молодцы! Отлично справились. А теперь приступаем к реконструкции. У каждого из вас на столах находятся ноутбуки. Открываем в них программу PowerPoint, в ней мы сейчас и будем работать

4) Реконструкция древнерусского города.

1. Давайте вспомним, где селились наши предки восточные славяне? (По берегам рек, на возвышенностях и т.д.)

2. Что собой представлял любой средневековый русский город? (Обнесен высокой стеной, рвом с водой, детинец (кремль), посад и т.д.) Хорошо, молодцы, а теперь зайдите в Интернет, найдите картинки древнерусского города и скопируйте их в свои презентации.

3. А теперь давайте вспомним, кто жил в Руси этого времени, какие категории населения мы знаем и охарактеризуем их. (князь, дружина, ремесленники, зависимое население и т.д.). Молодцы, а теперь выберите каждый для себя три любых персонажа. Но обязательно из разных социальных групп населения Древней Руси и перенеси их в свои города.

4. Мы с вами знаем, что одним из занятий в Киевской Руси была торговля. Чем торговали жители Руси? (Меха, рыба, мед, пенька и т.д.) А что покупали славяне? (ткани, оружие…и тд) (Найдите картинки, где представлена торговля в Древней Руси и перенесите их в свои города.

5. После принятия христианства на Руси стали строится Храмы. Какие знаменитые храмы и соборы Киевской Руси вы знаете? (Десятинная церковь, Софийские соборы и т.д.). Украсьте свои города любым Храмом.

6. Какая династия правила в Киевской Руси? (Рюриковичи). Ну какой же город без правителя! Давайте населим наши города Рюриковичами. Найдите генеалогические древа Рюриковичей от Рюрика до Мономаха и перенесите их в свои города.

7. Молодцы, а теперь сохраните свои презентации, затем, посмотрите, у вас открыта почта с набранным адресом, войдите в нее отправьте свои презентации мне. Пока я получаю ваши презентации, выполните, пожалуйста, итоговый тест по теме «Киевская Русь в IX-XI веках». Он состоит из пяти тестовых вопросов. (Тест выдается на листах, так как дети уже долго работали за ноутбуками и ОГЭ они будут делать в печатном варианте или можно сделать аналогичное задание на ЯКласс или Учи.ру и ученики выполнять задание на платформе, в этом случае экономится время урока)

III Тест по теме «Киевская Русь в IX-XI веках»

Выполнил(а)_________________________

Выберите правильный ответ.

  1. Первые письменные законы на Руси назывались

А) Вира

Б) «Русская Правда»

В) Полюдье

2. Термин, обозначающий «сбор меда диких пчел»

А) Головничество

Б) Бортничество

В) Полюдье

3. Князь, погибший от коня своего

А) Игорь

Б) Олег

В) Святослав

4. Какой год считается годом образования государства у славян?

А) 862

Б) 882

В) 988

5. К категории зависимого населения Киевской Руси не относятся

А) Закупы

Б) Рядовичи

В) Смерды

- Взаимопроверка теста, в случае, если ученики выполняют задания на листах. (Учитель перемешивает выполненные работы и раздает ученикам, каждый ученик проверяет работу другого ученика, проверка проводится вслух, один ученик зачитывает вопрос и дает правильный ответ, остальные с ним соглашаются или нет, затем следующий вопрос читает следующий ученик и т.д.) В ходе данного вида работы формируются навыки критического мышления, повторяется учебный материал, ученики, которые допустили ошибки, имеют возможность услышать правильный ответ и т.д.)

/Или проверка выполнения работ на образовательной платформе.

IV Презентация учителем воссозданных городов обучающихся.

V Итоги урока

- Ребята, мы с вами окунулись в истоки становления нашего государства, попробовали воссоздать картину нашего прошлого, исходя из ваших ответов, работы на уроке, я могу сказать, что вы не станете манкуртами, вы умеете мыслить, искать истину, анализировать, умеете учиться, а это нужно для того, чтобы не стать рабами, не дать себя обмануть, тем более сейчас, когда от всюду льется море фейков, недостоверной информации.

- Выставление оценок за урок.

VI Домашнее задание: подготовить презентацию по Киевской Руси IX-XI веков, тема – свободная по выбору обучающихся («Население Древней Руси», «Культура Руси», «Занятия жителей Руси», «Правители Руси» и т.д.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!