Этапы учебного занятия | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1. Самоопределение к деятельности (2мин) | Настрой на работу -самоопределение -смыслообразование – целеполагание планирование учеб-ного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. Проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и пробные учебные действия (5мин) | - анализ, синтез, сравнение; -извлечение необходимой информации из текста. Выполнение пробного действия; фиксирование затруднения в пробном действии. Аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. | Актуализирует знания учащихся по ранее пройденному материалу. Известный академик Б.Рыбаков определил период в истории Киевской Руси, датируемый XII – XIII вв. так: “Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств”. Мы называем этот период феодальной раздробленностью. Он же считает, что феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный. Прав ли академик Б.Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси? Формулирует вместе с учениками тему урока. Предлагает выполнить тест - сверяем с ключом - самопроверка - выставление оценок | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют тест Осуществляют самоконтроль (оценку в оценочный лист ) Ключ 1) в 2) б 3) а 4) в 5) б 6) б 7) а выставление оценок в контрольный лист “5”-7 баллов “4”-5-6 баллов “3”-4 балла “2”-меньше 4 баллов | В ходе выполнения работы: 1) вспоминают материал прошлых уроков; 2) отвечают на вопросы теста; 3) сверяются с ключом. 4) формулируют при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности - излагают свою точку зрения, аргументируют её |
3. Освоение новых знаний и нового способа действия с ними. (5 мин) | -анализ, обобщение, аналогия; -опреде-ление основной и второстепенной информации, выра-жение своих мыслей с достаточной пол-нотой и точностью. –учет разных мнений, координирование и сотрудничество. | Феодальная раздробленность – это обособление русских земель в XII – XIII веках. Сравните две карты Что видим? Почему это произошло? Называем причины феодальной раздробленности: 1. Развитие феодальных отношений: 1. натуральное хозяйство; 2. междоусобицы; 3. Закон о престолонаследии; 4. Борьба с кочевниками; 5. Падение роли Киева. | Работают в парах. Сравнивают карты. Записывают в таблицу причины политической раздробленности систематизируют информацию на основе анализа карты Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. | -определяют исторические процессы, события во времени, применяют основные хронологические понятия (век, тысячелетие) - используют сведения из исторической карты как источника информации о расположении древних народов и государств |
4. Первичное закрепление учебного материала(15 мин) Физ. Минутка(3мин) | -извлечение из исто-рических текстов необходимой инфо-рмации; -установле-ние причинно-след-ственных связей; -выполнение дейст-вий по алгоритму; -достижение договоренностей и согласование общего решения. | Организует работу учащихся в парах -Вам необходимо работая по парам на основе текста учебника ответить на вопросы и заполнить таблицу: Природно-климатические условия. Хозяйство. Занятия. Политическое устройство. Князья обособившихся земель. Анализирует работу пар и помогает в выборе наиболее удачных решений Организует проведение физ. минутки | 1.пара Владимиро-Суздальское княжество 2. пара Великий Новгород 3. пара. Галицко-Волынское княжество По результатам работы в парах заполняют таблицу , раскрывают роль природно-климатического фактора,аргументируют выводы с опорой на материалы параграфа заслушивают результаты работы каждой группы. Оценивают. Выполняют упражнения | - планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивают правильность выполнения действий - организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, |
5. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Использование знаково-символических средств. -доказательство; -контроль; -коррекция; -оценка; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Предлагает в ходе групповой работы: 1) выявить “плюсы” и “минусы” влияния феодальной раздробленности на развитие Киевской Руси, опираясь на изученный материал. | Работают в парах, выясняя плюсы и минусы политической раздробленности. Результаты записывают в таблицу. “плюсы” - развитие хозяйства; - развитие культуры; - сохранение единого языка, религии; - сохранение великокняжеской власти. “минусы”: - усобицы; - конфликты между боярами и князьями; - дробление княжеских владений между наследниками; - ослабление обороноспособности и политического единства страны. Проверяют работу по эталону | - устанавливают плюсы и минусы политической раздробленности - соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивают правильность решения учебной задачи |
6. Включение знаний в систему и повторение(10мин) | Нравственно-эти-ческое оценивание усваиваемого содер-жания; самостоятельное создание алгоритма деятельности; -доказательство; -контроль, коррекция, оценка. | Предлагает проверить результаты усвоения основных вопросов темы ответив на вопросы. Ключ: Мешало: а,в,е Помогало: б,г,д Оценивает ответы обучающихся. | Работая индивидуально , отвечают на вопросы : 1) Что мешало, а что помогало установлению феодальной раздробленности: а) дружина существовала за счет дани и полюдья; б) дружинники получали во владение землю; в) установлен порядок продвижения князей к Киевскому престолу; г) князья нарушали установленный порядок; д) господство натурального хозяйства; е) во всех землях действовал закон “Русская правда”. 2) Перечислите самые известные русские земли и отметьте их на карте. 3) Почему князья боролись с боярами? 4) Почему феодальная раздробленность это закономерный, относительно прогрессивный период в истории Руси? 5) В чем главное отличие Новгородской земли от других русских земель? 6) Каковы, на ваш взгляд, главные последствия феодальной раздробленности на Руси? | - обсуждают и оценивают свои достижения и достижения других обучающихся под руководством педагога - проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении |
7. Рефлексия деятельности(5мин) | Рефлексия способов и условий действия; -контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности. Самооценка на основе критерия успешности; -планирование учебного сотрудничества; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | - Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги. - Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока? Я попрошу вас составить синквейн: -подсчитайте в оценочных листах количество полученных баллов. Комментирует домашнее задание. Базовый уровень: Используя текст учебника создать генеалогическое древо от Рюрика до Юрия Всеволодовича Повышенный уровень: используя Интернет составить хронику жизни князя Данилы Галицкого. Высокий: используя Интернет и дополнительные источники подготовить сообщение о возникновении Москвы и происхождении её названия. | составляют синквейн. Вспомни! Синквейн – стихотворная форма из пяти строк, которая строится по правилам: Первая строка -это любое слово (существительное) Вторая - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова Третья -три глагола, которые говорят о действиях Четвертая - фраза, к которая говорит о смысле стихотворения Пятая - заключение, обычно это слова, имеющие ассоциации со всем стихотворением Подсчитывают количество баллов в оценочных листах. Сравнивают с шаблоном. Записывают домашнее задание в соответствии с индивидуальным уровнем. | - обсуждают и оценивают свои достижения и достижения других обучающихся под руководством педагога - проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении |