СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь в середине ХI-начале ХII века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока содержит материал ,который помогает понять причины начала периода раздробленности Киевской Руси.

Просмотр содержимого документа
«Русь в середине ХI-начале ХII века.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ 5. Донецкий регион в ХIIIXIV вв.

Урок по теме: Земли Донецкого регионе в составе Золотой Орды ХIIIXIV вв. Хан Тохта.

Подготовила учитель истории МОУ «Школа № 101 города Донецка» Гришина Е.А.

Содержательная часть урока

План урока (для учителя)

Основные понятия и термины: Золотая Орда, род Чингизидов

Основные даты:

1380 – сражение на реке Калке между войсками Мамая и Тохтамыша, бегство Мамая в Крым.

1389 – 1395 – походы среднеазиатского эмира Тимура Тамерлана против Тохтамыша в западные улусы (Донецкий край) Золотой Орды.

1398 – 1399 – Тохтамыш был разбит Заволжской Ордой.

1406 – хан Тохтамыш убит сибирским ханом Шадибеком.

Исторические личности: хан Тохтамыш, Тимур Тамерлан, Мамай, Дмитрий Донской, хан Узбек, хан Едагей.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения.

Методы: проблемный, поисковый, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, наглядный, словесный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Приемы: рассказ, диалог, работа с исторической картой, работа с карточками, историческими документами, презентация.

  1. Внутреннее положение Золотой Орды.

  2. Междоусобные войны внутри государства. (Мамай, Тохтамыш)

  3. Социально-экономическое состояние Донецких земель. Хан Узбек

  4. Хан Тохтамыш – его роль в истории Золотой Орды.

Оборудование и материалы: тетради, информационные карточки, информационный материал с текстом исторических источников для работы в парах, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы:

Учебник «История родного края» (Часть первая)

Учебное пособие для 6 – 9 классов /Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998г., - с. 80 – 84, с. 85.



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик по окончании изучения темы урока

Научится:

- формировать проблему;

- выдвигать гипотезы;

- давать оценку развития Донецкого края в данный период;

- охарактеризовать личность Хана Тохтамыша;

- сделать выводы, выделить основную информацию в тексте;

- формировать ценностное представление данного периода.

Получат возможность научиться:

- формировать собственную точку зрения, работая в парах;

- анализировать исторические документы и делать выводы на их основании;

- выделять из услышанного, увиденного и прочитанного причины событий и их последствия

Познавательные:

Развивать умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях на Донецкой земле; способность определять и аргументировать свое отношение к ней.

Коммуникативные:

Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве в процессе образовательной деятельности.

Развивать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Регулятивные:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Обучающийся

- дает оценку как событиям, происходящим в данный период, так и их значение для Донецкого края;

- выражает свое мнение о роли личности в истории и дает характеристику, указывая на достоинства и недостатки исторических личностей.









Предметно-методологическое содержание урока

Действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент (2 мин.)

Дидактическая задача: подготовка класса к началу урока

Организация урока

Эмоционально-психологическая подготовка обучающихся к усвоению материала. Приветствие, проверка присутствия на уроке и готовности к нему

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу

  1. Актуализация опорных знаний (8 мин)

Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой

Работа по карточкам

Заполните пропущенные слова в предложении (Приложение № 1)

Во второй половине XIII – начале XIV века ________ была сильным государством ______ Европы и северо-западной части Азии. ___владычество оказало большое влияние на историю _____. Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной ___, привело к изменению ____ власти. Золотоордынское владычество также распространялось и на земли ______ края.

Самопроверка

Какой вопрос вызвал затруднение?

Описание исторического портрета

Заслушивают приготовленные сообщения о хане Тохтамыше и его борьбе с Мамаем. (2 – 3 мин) (Приложение № 2)

Индивидуальная и коллективная работа

По ходу сообщения учащиеся составляют 1 – 2 вопроса для докладчика. После сообщения задают вопросы.

Проблемный вопрос

Звучит вопрос для перехода к новой теме:

Как вы думаете, какую роль сыграли военные действия ХIII – XIV вв. в дальнейшем развитии Донецкого края?

Работа индивидуальная

Высказывается своя точка зрения на проблему, ответ аргументируется.


  1. Мотивация к изучению нового материала (5 мин)

Дидактическая задача этапа: постановка целей и задач урока, ознакомление с планом работы, постановка проблемного вопроса

Беседа, работа с исторической картой

Организует формулировку темы и постановку целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды ХIII – XIV вв. Хан Тохтамыш»

Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем?

Озвучиваются гипотезы:

  1. Военные действия ХIII – XIV вв. не имели никакого значения для развития Донецкого края. Если и были, то только отрицательные.

  2. Военные действия ХIII – XIV вв. окончательно разрушили поселения Донецкого края и уничтожили, проживающие здесь народы.

  3. Были как отрицательные, так и положительные моменты.

Исходя из ваших высказываний, попробуйте определить цель урока

- Как золотоордынское государство влияло на жизнь населения в ХIII – XIV вв. Северного Приазовья?

Фронтальная работа

Участвуют в диалоге, формулируют цели урока.

  1. Изучение нового материала (20 мин)

Дидактическая задача этапа: изучить новый материал

План урока

  1. Развитие хозяйства нашего края в ХIII – XIV вв. в составе Золотой Орды.

  2. Период междоусобных войн (Мамай, Тохтамыш)

  3. Начало распада Золотой Орды.

Образовательная – выбрать из текста основные даты, географические названия, исторические имена и записать в тетрадь на основе отрывков из документов, определить основные занятия народов Северного Причерноморья, перечислить основные причины распада Золотой Орды.

Развивающая – развивать речь, память, мышление. Формировать умение в работе с историческими источниками, выбирать основные, главные мысли.

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашего края. Вызвать интерес к малоизвестным страницам истории родного края.


  1. Развитие хозяйства нашего края в ХIII – XIV вв. в составе Золотой Орды.

Рассказ учителя

Информирует обучающихся о развитии хозяйства нашего края в ХIII – XV вв. в составе Золотой Орды. Текст рассказа. (Приложение 3).


Работа с картой, историческими источниками, групповая работа

В ходе изучения текста и рассказа на карте показывает основные хозяйственные центры Донецкого края.

После рассказа задает вопросы по тексту:

- Когда достигла Золотая Орда своего экономического расцвета?

- Чем занимаются народы, населяющие Донецкий край?

- Причины междоусобных войн между Мамаем и Тохтамышем.

Текст № 1 (Приложение 4)

Текст № 2 (Приложение 5)

Раздается по группам.

Групповая работа.

Изучают исторические документы, высказывают свою точку зрения.




Составляют вопросы к текстам, высказывают мнение и объясняют почему именно так формируются вопросы.

Проблемный вопрос

Каковы экономические связи населения Донецкого края с соседними народами?

Индивидуальная работа

Обучающийся рассказывает информацию

  1. Период междоусобных войн (Мамай, Тохтамыш) и распад Золотой Орды

Беседа

Задает вопрос классу, чтобы перейти к изучению второго и третьего вопроса.

- Чему способствовало развитие хозяйства населения Северного Приазовья?

- К чему ведет укрепление власти феодальной верхушки?

Ответы обучающихся:

  1. Рост имущественного неравенства среди населения и укрепление власти монгольской знати.

  2. Начинаются междоусобные войны, что приводит к развалу Золотой Орды.

Работа с информационной картой (задание на опережение)

(Вопросы к информационным картам изображены через проектор)

Предлагается выслушать сообщение, которое информирует о борьбе за установление личной власти в Золотой Орде. Делаются выводы и подводятся итоги.


Информационная карта № 1 – Приложение 6.

Тема: Политическая жизнь в Золотой Орде конец XIV в.

Информационная карта № 2 – Приложение 7.

Тема: Битва на реке Калке между Мамаем и Тохтамышем (1380 г.)

Информационная карта № 3 – Приложение 8.

Тема: Судьба народов Донецкого края после распада Золотой Орды.

Вопросы:

  1. Как в исторических документах упоминается время междоусобных войн в Золотой Орде?

  2. Назовите причины сражения на реке Калка 1380 г. между ханом Мамаем и Тохтамышем

  3. Почему после событий ХIII – XIV вв. Донецкие земли стали малозаселенными и обезлюдели?

Беседа

Делает вывод совместно с обучающимися, что междоусобные войны являются причиной распада многих государств, они же привели к распаду Золотой Орды.

Обучающиеся выражают свою точку зрения, если таковая существует, причин распада Золотой Орды.

  1. Закрепление изученного материала (7 мин)

Дидактическая задача этапа: проверить знания обучающихся на основе полученной информации, закрепить при помощи обобщающей беседы.

Беседа

Вопросы

- С какими особенностями развития Донецкого края ХIII – XIV вв. мы сегодня познакомились?

- О каких событиях, произошедших на Донецкой земле, вы сегодня узнали?

- Какую роль сыграла Золотая Орда в дальнейшем развитии нашего региона?


  1. Подведение итогов (3 мин)

Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, оценить работу учащихся.


Подводит итог урока и делает вывод (2 мин).

В результате постоянных междоусобных войн монголо-татар земли Донецкого края, которые служили полем битвы, окончательно были опустошены и разгромлены. Приазовье прекратил свое существование как центр. Большая часть Донецкого края фактически полностью контролировалась крымскими татарами.

- дает объективную оценку собственной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно удивило? Почему?

- оценивает работу учащихся.

Фронтально

V. Домашнее задание (2 мин)

Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания.

Формулировка домашнего задания

Уточняет домашнее задание

Учебное пособие для 6 – 9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998г., - с. 81 – 83

- составить простой план к тексту;

- выучить основные даты, имена исторических личностей, географические и исторические названия;

- подготовить (по желанию) информационную карточку по теме «Экономическое развитие Донецких земель в ХIII – XIV вв. Поход Тимура Тамерлана 1395 г.»






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Информация


Во второй половине XIII - начале XIV в.в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Ордынское владычество оказало большое влияние на историю Руси. Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной Европы, привело к изменению княжеской власти. Золотоордынское владычество также распространялись и ни земли Донецкого края.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Рассказ учителя: «Краткая информация участия о хане Тохтамыше»


Тохтамыш (?-1406 г.г.), с 1380 г. – хан Золотой Орды. Сумел восстановить внутреннее единство Орды и провести ряд успешных завоевательных походов, но в 1389-1995 г.г. был разбит Тимуром, а в 1398-1399 г.г. – Заволжской Ордой. Убит сибирским ханом Шадибеком. В 1380 г. – русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу над войском Мамая на Куликовом поле. После поражения Мамая на Куликовом поле и его смерти хан Тохтамыш, давний враг Мамая, возглавил Золотую Орду. Тохтамыш был хитрым, жестоким правителем. Он мечтал о возрождении могущества Золотой Орды. Тохтамыш, без рода Чингизидов, последний хан, у которого была возможность восстановить былую силу Золотой Орды. Баловень судьбы Тохтамыш, так и не смог воспользоваться её благосклонностью, хотя казалось, прояви он побольше выдержки и мужества, то даже самый опасный его соперник непобедимый Тамерлан, отступил бы от степных потомков Чингисхана.

- на ленте времени (на доске) обозначим дату рождения и смерти Тохтамыша (? – 1403), битва на р. Калке между войском Мамая и Тохтамыша (1380 г.).



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Информация


Наивысшего экономического расцвета Золотой Орды достигла в XIV в. при хане Узбеке (1312-1342 г.г.). Складываются районы с внутренними экономическими связями. Ближайшим к Донбассу крупным торгово-экономическим и административным золото - ордынским центром был Азак. Здесь чеканилась собственная ханская монета, существовал крупный морской порт. Экономически донецкие земли тяготели, прежде всего, к Азаку. Крупная торговая фактория существовала у поселка Седова близ Новоазовска. Вдоль северного побережья Азовского моря существовали большие неукреплённые посёлки оседлого населения. Большое количество сарайских, азиатских и иных медных монет XIV в. происходит из так называемого Царина городища (село Маяки Славянского района) в Подонцовье. Которое существовало ещё со времен Хазарского каганата. В XIV в. здесь формируется крупный золотоордынский торго-ремесленный центр. Особое развитие получило литьё чугунных котлов, изготовление продукции из железа и цветных металлов. Растёт население татарских улусов. Татары выпасали стада животных. В поймах рек распахивали небольшие участки и засевали их просом и пшеницей. Экономический рост территорий и улусная система способствовали дальнейшей децентрализации ханской власти в Золотой Орде. В 60-е г. XIV в. западные владения Орды фактически распались на две части. Политическим центром становится к востоку от Дона становится Сарай. Политический центр западных территорий сосредоточился в Нижнем Поднепровье и охватывал Северное Приазовье. Здесь находилась ставка бывшего темника Мамая. Мамай стремился захватить ханский престол. Попытка Мамая нейтрализовать растущее Московское государство закончилось большим поражением татар на Куликовом поле в 1380 г. Мамай бежал в Приазовье для сбора новой армии. Однако, здесь настиг его Тохтамыш. Битва между двумя татарскими войсками произошла на реке Калке в центре владений Мамая. В жестоком сражении победил Тохтамыш. Мамай бежал в Крым и был там убит генуэзцами.






ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Отрывок (для работы в группах) «Пименово хожение в Царьград»

«в Царьград»

Весной 1389 года Пимен митрополит в третий раз пошел в Царьград к патриарху, а с ним Михаил владыка Смоленский и Сергий архимандрит Спасский, да старцы его и слуги, и протопопы, и протодьяконы и иные священники и дьяконы. Было начало пути тому от города Москвы месяца апреля в 13 день, в великий вторник Страстной недели...

... Выехали же из Переяславля Рязанского в Фомину неделю, в первое воскресенье после пасхи. С нами же везли три струга и насад на колесах. В четверг подошли к реке Дону и спустили суда на реку и, водрузившись в них, поехали. На второй день дошли до Чур Михайловых, так называется то место, некогда здесь и город был. Тут помолились, поцеловали крест, и с радостью и умилением проводили нас епископы, и архимандриты, и игумены, и священники, и иноки, и бояре великого князя Олега Ивановича, поцеловались все святым целованием, и отсюда провожающие возвратились восвояси. Мы же в воскресенье святых Мироносиц оттуда с митрополитом Пименом все пошли дальше: Михаило епископ Смоленский, и Сергий архимандрит Спасский, и протопопы, и протодьяконы, и иноки, и слуги; влезли в суда и поплыли рекою Доном на низ. Было же это путешествие печальное и унылое, страшное запустение повсюду, и не видно было на берегах ничего: ни городов, ни сел. А когда-то в древности здесь были красивые города и очень благоустроенные места, теперь же все запущено и не населено. Нигде не увидишь человека, только запустение великое и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы — орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие. Запустение великое.

…Тогда же минули реку Червленый Яр, и Битюк-реку, и Хопер-реку. В воскресенье же, в день памяти Самарянина, проплыли мимо устья реки Медведицы, минули реку Горы Высокие и Белый Яр реку. В понедельник же проплыли мимо горы каменной Красная, во вторник же минули город Терклий, но это по существу не город, а только городище. Тогда же и Перевоз минули и впервые встретили татар, много очень было их, как листья или как песок.

В среду же проплыли мимо Великой Луки и минули царев улус Сарыхозин, и отсюда начал нас страх одолевать, так как вошли в землю Татарскую, татар же множество по обе стороны реки Дона. В четверг же плыли мимо Бек-Булатова улуса и видели такое великое множество татарских стад, что трудно себе и представить в уме: овцы, козы, волы, верблюды, кони. В пятницу минули Красные горы. В воскресенье шестое, в день памяти Слепого, проплыли мимо улуса Ак-Бугин и здесь многое множество татар и бесчисленные стада всякого скота. Татары же нас ничем не обижали, только расспрашивали нас везде, мы же отвечали, а они, слышав наши ответы, никакой пакости нам не творили и молоко нам давали, и так с миром в тишине мы плыли.

В понедельник прошли Бузук-реку. В канун праздника Вознесения добрались до моря, до города Азова.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Отрывок(для работы в группах) ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАНУ. Автор ИОСАФАТ БАРБАРО


…Лишь только правитель остановился, они сразу же раскидывают базары, оставляя широкие дороги… Тут же, немедленно после того, как поставлены базары, они устраивают свои очаги, жарят и варят мясо и приготовляют свои кушанья из молока, масла, сыра. У них всегда бывает дичина, особенно же олени.

В их войске есть ремесленники — ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла 

§ 32. Татары прекрасные охотники с соколами, и у них много кречетов; они ловят птиц на репейник (что у нас не применяется), ходят на оленей и на другого крупного зверя. Кречетов они носят на кулаке одной руки, а в другой держат посошок;

Временами над их войском проносится стая гусей; тогда люди из лагеря пускают стрелы толщиной в палец, изогнутые и без оперения. Стрелы летят прямо, затем повертываются и летят наперерез птицам, раздробляя — когда настигнут их — то шею, то ноги, то крылья. Иногда кажется, что этими гусями полон воздух; от крика людей они, оглушенные, пугаются и падают на землю.

§ 34. Что же рассказать о великом, даже бесчисленном множестве животных в этой орде? Поверят ли мне? Это как угодно, но я все, же решусь сказать, сколько их там.

Начну с лошадей. Среди этого народа есть торговцы лошадьми; они выводят лошадей из орды и гонят их в различные места. В одном караване, пришедшем в Персию еще до того, как я оттуда уехал, их было четыре тысячи голов. Не удивляйтесь этому: действительно, если бы вы пожелали за один день купить в орде сразу тысячу или даже две тысячи лошадей, вы нашли бы их там, потому что лошади ходят табунами, как скот. Обычно отправляются в табун и говорят продавцу, что желательно достать сотню таких-то коней. У него есть дубинка с арканом на верхнем конце, и он настолько привычен к своему делу, что едва лишь покупатель укажет ему — «слови, мол, мне этого коня или слови того», — как он уже накинул петлю коню на голову, вытащил его из среды других и поставил в стороне. Таким способом он вылавливает столько коней, сколько требуется покупателю, и тех именно, каких тот желает. Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей.

Но вот что удивительно: страна эта не производит очень породистых лошадей; они низкорослы, с большим брюхом и не едят овса. Когда их гонят в Персию, то наибольшее достоинство, которое можно за ними признать, состоит в том, что они едят овес, потому что если бы они его не ели, то не могли бы, в случае надобности, переносить усталость.

Второй вид животных, которых имеет этот народ, — прекрасные крупные быки, причем в таком количестве, что их вполне хватает даже на итальянские бойни. Их гонят в Польшу, а некоторую часть направляют через Валахию в Трансильванию; кроме того — в Германию, а оттуда уже ведут в Италию. В тех местах [в степях] быки носят поклажу и вьюки, когда это требуется.

Третий вид животных, которых держит этот народ, — высокие мохнатые двугорбые верблюды. Их гонят в Персию и продают там по двадцать пять дукатов за каждого. Верблюды с востока имеют один горб и малы ростом; их продают по десять дукатов за каждого.

Четвертый вид животных, которых разводит этот народ, — огромнейшие бараны на высоких ногах, с длинной шерстью и с такими хвостами, что некоторые весят до двенадцати фунтов каждый. Я видел подобных баранов, которые тащили за собой колесо, а к нему был привязан их хвост. Салом из этих хвостов [татары] заправляют свою пищу; оно служит им вместо масла и не застывает во рту.

…Около февральского новолуния устраивается клич по всей орде, чтобы каждый, желающий сеять, приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев в таком-то месте, и что в такой-то день такого-то новолуния все отправятся в путь. После этого те, кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются и уговариваются между собой, нагружают телеги семенами, приводят нужных им животных и вместе с женами и детьми — или же с частью семьи — направляются к назначенному месту, обычно расположенному на расстоянии двух дней пути от того места, где в момент клича о севе стояла орда. Там они пашут, сеют и живут до тех пор, пока не выполнят всего, что хотели сделать. Затем они возвращаются в орду.

Хан поступает со своей ордой так же, как мать, пославшая детей на прогулку и не спускающая с них глаз. Поэтому он объезжает эти посевы — сегодня здесь, завтра там, не удаляясь [от своих людей] больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеба не созреют. Когда же они созреют, то он не передвигается туда со всей ордой, но уходят туда лишь те, кто сеял, и те, кто хочет закупить пшеницу. Едут с телегами, волами и верблюдами и со всем необходимым, как при переезде в свои поместья.

Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам- пятьдесят — причем она высотой равна падуанской пшенице, — а урожай проса сам- сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи.