СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русь во второй половине 11 века. 6 класс»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Русь во второй половине 11 века 6 класс»

Цель урока – формирование представлений учащихся о развитии Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в.

Задачи урока:

Предметные:

- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Метапредметные:

     - Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника и документами. Умение  определять понятия, устанавливать аналогии.

Личностные:

       - Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.

Просмотр содержимого документа
««Русь во второй половине 11 века. 6 класс»»

4


План конспект урока

«Русь во второй половине 11 века 6 класс»

 ( История России. 6 класс.)

Цель урока – формирование представлений учащихся о развитии Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в.

Задачи урока:

Предметные:

- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Метапредметные:

     - Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника и документами. Умение  определять понятия, устанавливать аналогии.

Личностные:

       - Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.

Тип урока: Изучение  нового материала

                                        Структура и ход урока:

 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Учитель: История нашей страны насчитывает 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства.

При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание.

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

Работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого".

Вопрос к документу:

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Учитель: но сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. У Вас на партах лежат карты. Возьмите их. Рассмотрите внимательно и скажите, что на этих картах общего? А в чём различие?

Подвожу итог:

Что такое раздробленность? Дать понятию свое объяснение, основываясь на сравнении карт.

- Начало раздробленности Древнерусского государства.

Тема нашего сегодняшнего урока будет: Начало раздробленности  Древнерусского государства.

1. Как вы думаете, что мы сегодня с вами  на уроке должны будем сделать и что узнать?

- ученики самостоятельно выводят цель урока -  

-познакомиться с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и последствия раздробленности;

-учиться анализировать исторические документы, работать с картой;

-выделять главное, определять значение событий .

Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам будет помогать технологическая карта, которая есть у вас на столе. Положите её перед собой. Запишите тему урока.

Технологическая карта.

Тема урока: ________________________________________________________________

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные центры достались трём старшим сыновьям. Изяславу, Святославу и Всеволоду, а вам сейчас предстоит узнать, в каких городах они княжили.

  1. Найдите и впишите название городов, в которых они княжили.

Изяслав

Всеволод

Святослав













Рассказ учителя о половецкой угрозе и событиях на Руси с использованием презентации.

Первое время братья жили в мире и согласии. Но вскоре к южным границам Руси подошли воинственные половецкие племена. Давайте узнаем кто это такие, воспользовавшись энциклопедии.

Ребёнок зачитывает: половцы – настоящее название кипчаки – средневековая тюркская народность. Проживали на территории современного Северо-Западного Казахстана. Затем они перешли на Волгу и заселили степи Причерноморья и Кавказ.

Название половцы произошло предположительно, от русского слова «полова» - солома, так как волосы у этих кочевников были соломенного цвета. Жили они племенными союзами. Во главе стояли ханы, у них была жёсткая дисциплина. Поклонялись волку. Вооружённые луками и стрелами, саблями, арканами и копьями, половцы с криком бросались в бой после их набега оставались развалины и пожарища. С собой они уводили пленников, которых продавали на невольничьих рынках Востока.

В 1068 году половцы совершили крупный поход на Русь. Им навстречу выступили братья Ярославичи. Русские проиграли. Изяслав с остатками дружины вернулся в Киев, но народное вече решило продолжать войну. Изяслав отказался подчиниться решению веча. В Киеве вспыхнуло первое восстание. Разъяренная толпа разграбила княжеский двор и выпустила из тюрьмы Полоцкого князя Всеслава, который помог киевлянам организовать отпор половцам. Изяслав сбежал в Польшу, собрав там большое войско, вновь занял Киевский престол. Два других брата Святослав и Всеволод решают изгнать из Киева Изяслава. Начались бесконечные княжеские усобицы, в которые были втянуты сыновья, а затем внуки Ярослава Мудрого. 1078 году киевским князем стал последний из братьев Всеволод. В последние годы его жизни государственными делами занимался его сын Владимир Мономах. Но после смерти Всеволода 1093 году киевский престол занял сын Изяслава Святополк. Святополк мало заботился о землях русских, его больше интересовало, как приумножить богатства свои. Он был ростовщиком, промышлял торговлей. Особого авторитета он не имел ни среди братьев, ни среди простого народа.

Теперь закрепим услышанный и увиденный материал решением задания в форме тестов они есть у вас в вашей технологической карте.

Что бы предотвратить дальнейший разгром Руси Владимир Мономах, который княжил тогда в Переяславском княжестве, решил собрать всех внуков и правнуков Ярослава Мудрого на съезд. Где и когда проходил съезд мы с вами узнаем, познакомившись с отрывком из «Повести временных лет». Так же нам предстоит узнать, какие проблемы рассматривались на нём. После знакомства с текстом вам нужно заполнить таблицу:


Когда состоялся съезд?



Где проходил?




С какой целью собрались князья?



Какие проблемы рассматривались на нём?




«В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»

Проверка

К этому времени сложились определённые причины, которые привели Русь к раздробленности. Давайте определим их.

Причина № 1. Усобицы между князьями привели к то­му, что в середине ХII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных час­тей. Но за княжескими усобицами скрывались более глубокие причины, которые привели Русь, как в своё время и страны Западной Европы, к периоду раз­дробленности

Причина № 2. Одной из причин раздробленности стал сложив­шийся в Древнерусском государстве порядок управ­ления. В каждой русской земле-волости собиралось своё народное собрание, была своя выборная власть, своё народное ополчение. Поэтому, попадая сюда в качестве наместников киевского князя, его сыновья и братья очень быстро начинали чувствовать себя самостоятельными правителями и стремились отде­литься от Киева, как когда-то к этому стремились племенные князья.

Причина № 3. Городское население, не хоте­ло платить дань Киеву и желало иметь не киевско­го наместника, а собственного князя, который будет отстаивать их интересы.


Причина № 4. Кроме того, в Древнерусском государстве не бы­ло твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства на практике стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Поэтому так часто случались княжеские раздоры, перераставшие в военные столкновения.


Причина № 5. Некоторые князья стали стремиться закрепить свою власть на определённой территории и передавать её сыновьям по наследству, а не растрачивать понапрасну силы и средства на борьбу за киевский престол.


Причина № 6. Половцы, разгром­ленные Владимиром Мономахом, вновь потянулись к южным границам Руси. Но половец­кие отряды не всегда совершали набеги на русские земли по собственной инициативе. Русские князья сами нанимали в борьбе друг с другом степную конни­цу, предоставляя им возможность жечь и грабить русские города и деревни. Тем самым порождали ненависть между братьями и желание захватить их земли.

Причина № 7. Особенно страдала от усобиц Киевская земля. Страшную картину представляла она после половец­ких набегов. Дымились сожжённые дотла селения. Заброшенные пашни зарастали травой и кустарни­ком. Прекратилось движение торговых караванов по Днепру. Люди в ужасе бежали с насиженных мест, ища более надёжное пристанище вдали от степи. Опустела Киевская земля. Киев потерял своё значе­ние крупнейшего торгового центра и самого богато­го из русских городов.

Причина № 8. Росли новые городские цент­ры. Они затмевали Киев своим богатством и не же­лали ему больше подчиняться.

Причина № 9. По старой традиции представители различных княжеских родов ещё вели борьбу за киевский пре­стол. Но обладание им становилось чисто символи­ческим актом и не давало много выгод. Киевский престол стал малопривлекательным.

Причина № 10. К тому же русские князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счёт заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пу­ти «из варяг в греки». Русские князья и дружинники стали искать другие способы обогащения.


Причина № 11. Причинами раздробления Древнерусского госу­дарства послужили также изменения в хозяйствен­ной жизни страны. Княжеская дружина постепенно оседала на землю. Основой богатства бояр станови­лась теперь не дань, собираемая с подвластных зе­мель, и не раздел военной добычи, а эксплуатация зависимого сельского населения внутри вотчин. Это заставляло и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

Определить какие причины были политическими, какие экономическими.

Эти причины привели Русь к распаду.

Рефлексия.

Ребята, урок подошёл к концу, давайте подводить итоги!

1. С какой темой мы познакомились сегодня?

2. Какие даты узнали сегодня?

-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!