Актуализация | – Какой мы раздел изучаем сейчас на уроках русского языка? - Без какой части слово не может существовать? - Что такое корень? (общая часть родственных слов) - Как найти в слове корень? - Что такое окончание? - Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении) - Молодцы! На слайде отрывок из учебника стр. 84. – Прочитайте слова. Что вы заметили? - Докажите, что данные слова являются однокоренными. - Какой это корень? - А есть ли различие? Если да, то в чём? - Какая часть слова внесла новый оттенок и образовала новое слово? - посмотрите на схему, которая на слайде. Как называется эта часть слова? - Совершенно верно! - Ребята, вы догадались о чём мы сегодня будем говорить? | - Состав слова - без корня надо подобрать родственные слова изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении - они являются однокоренными. - у всех одинаковый корень. Они связаны по смыслу со словом «ходить». - ход - у них разные значения. - часть слова, которая стоит перед корнем. - приставка. - о приставках. |
Наблюдение над языковым материалом Предварительная формулировка правила | - Теперь откройте учебник на стр. 84. Найдите упр.153. Давайте теперь разберём данные слова более подробно. Значения у них одинаковые? - Хоть слова и однокоренные как мы с вами уже выяснили, но значения у них разные, а почему? - спишите слова, выделяем корень и приставку (вызываю одного ученика к доске). | - нет - так как разные приставки |
Работа с правилом Составление алгоритма действия. Даю пункты, а дети выстраивают их в нужной последовательности. | - Где стоит приставка в слове? - для чего нужна приставка? На слайде термин «приставка». - Откройте правило на стр. 84 и прочитайте шепотом. - Вот вы прочитали правило, что такое приставка? - Где она стоит? - Для чего служит? - Теперь прочитайте правило 3 раза про себя и попробуйте пересказать. - Посмотрите на примеры из правила СЛАЙД - Что выделено? - Докажите, что это приставки. - Верно! - Сейчас я раздам вам памятку, но алгоритм в ней запутан. Ваша задача в парах в правильном порядке расставить эти пункты. Не забывайте подписывать номер пункта. Обозначьте корень. Назовите приставку. Подберите однокоренные слова. Отметьте ту часть слова перед корнем, благодаря которой различаются слова. Обозначьте значком - Проверяем. - Этот алгоритм поможет вам находить приставку в слове. | - перед корнем. - для образования новых слов. Читают. - значимая часть слова. - перед корнем. - для образования слов. - приставки - выделены значком и стоят перед корнем. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень. Отметьте ту часть слова перед корнем благодаря которой различаются слова. – это приставка Назовите приставку Обозначьте значком |
Первичное закрепление | - Давайте прочитаем и выполним упражнение 154 на стр. 85. - К какой части речи относятся данные слова? - С помощью каких приставок можно образовать новые формы глагола? Каждый ученик называет свои варианты и записывает на доске, выделяя приставку. - Попробуйте составить 2 - 3 словосочетания с данными словами. | - являются глаголами. - любые Полить, залить, налить, влить, вылить, полететь, налететь, взлететь, долететь, подумать, задумать, надумать, выдумать, посмотреть, подсмотреть, высмотреть, нарисовать, зарисовать, порисовать, записать, написать, подписать, подвезти, увезти, отвезти, наклеить, заклеить, вклеить. Составляют и устно проговариваем, потом записывают. |