Речевая ситуация: несовпадение интересов
и преодоление конфликта.
Знакомство с родственными словами
Цель: создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; приобретение навыка выбора адекватных языковых средств для преодоления конфликта при общении; уяснение значения общей части родственных слов; логические – осуществление анализа речевой ситуации, в которой наблюдается несовпадение интересов; формулирование правила речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве).
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: вырабатывают адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлечение −
Станет радостным учение.
II. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Речевое общение (упражнение 1, с. 77) (К.).
– Какие забавы у учащихся зимой? Прочитайте, чем предлагают заняться ребята. Какое продолжение разговора вам нравится? Почему? (Надо уметь договариваться.)
Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 78 (П. + Л.).
– Что значит «уметь договариваться»?
Словарно-орфографическая работа (П.).
Ребята (ребёнок); в значении «много» употребляются слова ребята – ребят и учащиеся – учащихся.
Задание «Давай подумаем» (П.).
Он пушистый, серебристый,
Белый-белый,
Чистый-чистый.
Ватой наземь лёг … (снег).
− Что такое снег?
На доску учитель прикрепляет снежинки, на которых напечатаны слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снегокат, снежная.
− Есть ли общая часть в этих словах? Объясняет ли она значение слова? Что такое снег?
Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 79 (П.).
− Какие слова называются родственными? Приведите свои примеры родственных слов.
– Попробуйте найти общую часть в словах (упражнение 3).
– Объясните значение каждого слова. Какая часть слова помогла объяснить его значение?
Работа в парах (упражнение 4) (К. + Р.).
Слово горка.
Самостоятельное списывание (упражнение 5) (Р.).
Пальчиковая гимнастика (Л. + Р.).
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
Руки в вертикальном положении, ладони повернуты друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + Л. + К.).
Упражнение «Дорисуй».
Игра «Цветик-семицветик».
– Помните, какое заклинание говорила девочка Женя, чтобы исполнилось её желание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…
Вели говорить друг другу добрые слова.
Например: «Не сердись на меня, Катя, я обязательно поделюсь с тобой в следующий раз», «Извини меня, Костя, я нечаянно наступил тебе на ногу».
Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».
– Рассмотрите первый элемент буквы И. Запишите элемент буквы И безотрывно. Запишите элемент буквы И в воздухе (в тетради).
– На третьей строчке безотрывно напишите буквы И, и, чередуя. На четвёртой строчке безотрывно напишите заглавную букву Ш.
Упражнение «Найди правильные утверждения». (Самостоятельная работа.)
– Придумайте еще 1–2 правильных утверждения. (Например: второй слог ударный; есть три согласных звука; есть буква, обозначающая два звука; последний звук твёрдый.)
Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Самостоятельная работа.)
– Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте слова, в которые вставили буквы.
– Какие правила вспомнили, чтобы выполнить упражнение?
– Спишите по своему выбору одно из стихотворений.
Упражнение «Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными?». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте задание. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными? Для этого откройте учебник на странице 79 и прочитайте ещё раз сведения в рубрике «Обрати внимание».
– Прочитайте первую группу слов. Объясните значение каждого слова. Какими словами можно дополнить эту группу? Подчеркните общую часть в словах. Поставьте знак ударения. Назовите слова, в которых подчёркнутая часть звучит чётко.
Аналогичная работа проводится со всеми группами слов.
– Спишите группы слов в тетрадь.
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)
– Будьте очень внимательными при списывании слов (слова записаны на доске).
Когда-то, двадцать, оловянных, солдатиков, расставлять.
– Обратите внимание на постановку запятых во втором предложении. Спишите текст.
– Третье предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти. Спишите фамилию автора сказки.
III. Итог урока (Р.).
– Проверьте свою запись, сверив с тетрадью на печатной основе.
– Расскажите, что вам известно по изучаемой теме?
– Оцените, все ли действия вы выполнили сегодня правильно