СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русс.экзмммммммммммммммм

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русс.экзмммммммммммммммм»

1.Цели,содержание и принципы обучения грамоте. Ведущий метод и приёмы обучения грамоте.Организационно-методическая система обучения грамоте и её содержание в учебных пособиях.

Цель обучения грамоте – ознакомление детей с системой звуков и букв в русском языке; формирование элементарных учебных действий самоорганизации; формирование технических умений чтения и письма.

В содержание учебной работы входит первоначальное обучение чтению и письму (в том числе каллиграфии, элементам правописания), формирование фонетических умений (звукового разбора, характеристика звуков), развитие фонематического слуха,обогащение словаря и речи первоклассников, совершенствование их речевой деятельности, знакомство с учебной книгой и приобщение к художественной литературе (чтение и инсценирование сказок)

Принципы:

  1. Обучение носит воспитывающий и развивающий характер

  2. Обучение опирается на живую речь

  3. За основу берётся звук

  4. В качестве единицы чтения слог

  5. Устанавливается определённая последовательность иизучения звуков и букв.(частотный принцип УМК «Школа России)

  6. Выделяется добукварный (подготовительный ) и букварный (основной) периоды.

  7. Письмо параллельно чтению

  8. Систематически вводятся пропедефтические элементы

  9. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

  10. Введение моделирования.



Ведущий метод:звуковой аналитико-синтетический. Основоположник этого метода – К.Д.Ушинский. Ценное в его методе то, что он дал рациональную систему обучения чтению и письму; дети овладевают всеми умственными операциями: анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, умозаключением.

Организационно-методическая система обучения грамоте и её содержание в учебных пособиях.

Процесс обучения грамоте имеет два периода: подготовительный (цели: приобщение детей к учебной деятельности, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, выявление степени готовности учащихся к обучению), основной (цели: изучение всех букв, усвоение сочетаний букв, выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения, развитие интереса к чтению, литературе, развитие мышления и речи).

В настоящее время обучение грамоте осуществляется по различным УМК, поскольку официально в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму:

1.«Школа России» - «Русская азбука» В.Г.Горецкого

2.«Начальная школа XXI века» - «Букварь» в 2-х частях Л.Е.Журовой.

3.Развивающая система Л.В.Занкова – «Азбука».

Материалы страниц учебных книг объединены темой, которая определяется последовательностью изучения звуков и букв. Такая последовательность в каждой учебной книге своя.

Например, в «Русской азбуке» (В.Г.Горецкого и др.) она основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику учащихся и ускорить процесс становления техники чтения.

С первых страниц учебные книги по обучению грамоте предлагают богатый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки. Работа с ним направлена на систематизацию представлений у детей об окружающей действительности, на развитие речи и мышления учащихся.

2.Задачи,методы и приёмы подготовительного периода обучения грамоте .Освоение первых лингвистических понятий на безбуквенной ступени подготовительного периода.

Задачи подготов.периода:

  1. Приобщение детей к учебной деятельности.

Необходимо научить детей:

  • Правильно вести себя на уроке и перемене

  • Правильно сидеть,поднимать руку,вставать при ответе.

  • Громко и чётко отвечать

  • Слушать учителя и выполнять его указания.

  • Слышать ответы товарищей и реагировать на них

  • Обращаться с книгой,тетрадью,ручкой и тд.

  1. Выявление уровня готовности к обучению-задача,которая решается при записи детей в школу и в первые дни обучения.

Приёмы обучению деления на слоги на безбуквенной ступени: (школа России)

1.Хлопки

2. Подбородок(количество слогов в слове можно с помощью руки, поставленной на локоток, кисть — под подбородком: сколько раз подбородок ударяет о тыльную сторону ладошки при произнесении слова, столько слогов в этом слове.)

3. Скандирование (выкрикивание по слогам)

Методика знакомства с ударением:

1.Деление слова на слоги;

2.Произнесение слова по слогам;

3.Произносим слово. Намерено выделяем голосом ударный слог.

4.Учитель делает вывод: вводит понятие ударение и графическое обозначение ударения.

Звуковой анализ слова:

1.Скажи слово и послушай себя.

2.Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

3.Протяни первый звук в целом слове, назови его и охарактеризуй.

4.Обозначь выделенный звук условным значком.

5.Проверь, получилось ли слово

Лингвистическая основа обучения грамоте-фонетика (раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) и графика.   

 учителю следует знать из фонетики и графики:

1) Звуки русского языка и способы обозначения их буквами

 2) В основе русской графики (т.е. правил передачи буквами звуков устной речи) лежит слоговой (позиционный) принцип

3) Способы обозначения звуков.

 4) Согласные делятся на группы: звонкие (парные и непарные) и глухие (парные и непарные),  твердые (парные и непарные) и мягкие (парные и непарные).    

На безвуквенной ступени (речь, предложение, слово, слог,ударение, звуки речи, гласный, согласный, слог-слияние)

-овладение терминами-речь (устная и письменная),предложение,слово,слог,ударение,звук,гласный.согласный (слог-слияние)(открытый-прикрытый)

-простейшее моделирование (анализ,построение предложений,слов,слогов,звуков)

-знакомство с учебной книгой

-развитие речевого слуха.

3.Задачи, методы и приёмы подготовительного периода обучения грамоте. Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений.

Задачи подготов.периода:

1.Приобщение детей к учебной деятельности.

Необходимо научить детей:

1)Правильно вести себя на уроке и перемене

2)Правильно сидеть,поднимать руку,вставать при ответе.

3)Громко и чётко отвечать

4)Слушать учителя и выполнять его указания.

5)Слышать ответы товарищей и реагировать на них

6)Обращаться с книгой,тетрадью,ручкой и тд.

2.Выявление уровня готовности к обучению-задача,которая решается при записи детей в школу и в первые дни обучения.

Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений.

Этапы работы со звуком:

1.Выделение звука

2.Артикулирование (произношение гл.звуков:проводится с гласными)

3.Характеристика звука

4.Упражнения на слышание звука (развитие фонематического слуха:( 3 упр.,сначала говорит учитель,потом из учебника, далее пример ученика)

Способы выделения звуков:

Выделение из предложения слова-звука или слова-слога: кошки и мышки.

Приём звукоподражания

Перечисление слов с одинаковым начальным звуком.Слова произносит учитель,а звук ученики.

Договаривание слова (опорой может быть картинка или стихотворение)

Этапы работы с буквой:

1.Ознакомление

Показываем букву и даём название.

Рассматриваем букву и говорим на что она похожа

Рассматриваем занимательные картинки или читаем стихи, описывающие букву. (Все этапы обязательны! Звук (а) обозначается буквой Аа)

2.Запоминание

Печатание буквы и название её

Обведение по контору, штриховка буквы и название её

Лепка, конструирование букв (Используем один приём)

3.Узнавание

Нахождение буквы среди множества других

Закрашивание требуемой буквы в тексте

Узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом, поставленных неправильно.

4.Задачи, методы и приемы основного периода обучения грамоте. Особенности организации работы при проведении уроков обучения грамоте в основной период.

Задачи основного(букварный) периода:

1.Изучить остальные буквы

2.Научить устанавливать правильное соотношение между звуком и буквой.

3.Научить навыком плавного слогового с переходом на целые слова чтения и письма на основе позиционного принципа (по оринтирам)

4.Воспитывать любовь и интерес к чтению

5.Развивать речь и логическое мышление

6.Осуществлять целенаправленное нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Основные методы обучения грамоте

Очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте:

· научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

· расширить кругозор детей;

· активизировать устную и письменную речь;

Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:

1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].

2 этап. Продолжается работа, которая была на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.

3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.

4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.

5.Аналитико-синтетический метод обучения детей письму.Структура урока письма. Требования к уроку письму.

Звуковой аналитико синтетический метод обучения грамоте – это основной метод формирования первоначальных навыков чтения и письма, который состоит из приемов звукового анализа и синтеза, последовательно сменяющих друг друга в структуре урока обучения грамоте. Это объясняется знаковой природой буквы, которая обозначает фонему - кратчайшую звуковую единицу, служащую для различения слов и их форм, а также для отождествления слов.

Приёмы анализа:

  1. Выделение из речи предложений

  2. Деление предложений на слова

  3. Выделение из предложения слова для анализа

  4. Деление слова на слоги, подсчёт их кол-ва

  5. Выделение и изучение нового звука, его характера

  6. Обозначение звука буквой

Приём синтеза:

  1. Чтение слогов с новой буквой

  2. Чтение слов с новой буквой

  3. Чтение предложений

  4. Чтение текста

Реализация аналитико-синтаксического метода в полном объёме возможно только в основной период ОГ.

Методы обучения письму:

Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками.

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковомч ритме.

Структура урока письма:

1.орг.момент

2.звуковой анализ

3.выделение изученного звука

4.знакомства с письменной буквой

5.анализ буквы: сравнение с печатной из каких элементов состоит их скольких элементов состоит

6.показ учителя с объяснением

7.письмо новой буквы : в воздухе копировальная по образцу

8.чтение и анализ и письмо слогов

9.чтение и анализ письменных слов

10.Читание,анализ,письмо предложений

11.Выполнение различных заданий

12.рефлексия итог

Требования к уроку письма

1.Обучение письму это не урок каллиграфии

2.Письмо должно быть дозированным: 1кл-2-3мин;2кл-8 мин;3кл-13мин; 4 кл-15мин.

3.Не вся страницы прописи должна быть выполнена на уроке

4.Не менее 2 физкультминуток -2мин

5.Письмом нельзя наказывать

6.Детей нельзя торопить в процессе письма.

6.Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Знакомство с основными морфемными понятиями на начальном этапе обучения.

Задачи: - сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

Корень слова, однокоренные слова

Признаки корня:

1.общая часть

2.общее лексическое значение слов

Технология знакомства с понятием «корень слова»:

1. Прочитать предложенный текст.

2.Выписать столбиком родственные слова

3.Выделить в них общую часть

4.Ввести термин «корень слова»

5.Доказать,что все слова родственные

6.Ввести понятие «однокоренные слова»

7.Сделать\вывод.
Окончание

1.Изменения части

2.Служит для связи слов в предложение.

Технология знакомства с понятием «окончание»

1.Работа с текстом,в котором слово дано в нач.форме.

2.Изменение форм слов в тексте

3.Выписывание слов в столбик. Выделение изменяемой части слова.

4.Введениев термина

5.Выяснения, как найти окончания в слове.

Суффикс и приставка

Суффикс

1.стоит после корня

2.служит для образования новых слов

Приставка

1.стоит перед корнем

2.служит для образования новых слов.

Технология знакомства с понятием «суффикс» и «приставка»:

1.способ:

1.Выписать однокоренные слова

2.запись столбиком.

3.Выделить корень и окончание

4.Ввести термины.

2.способ:

1.Образовать однокоренные слова с предложенным значением

2.записать в столбик.Выделить часть слова,которая участвовала в образование.

3.Сравнить морфем.состав

4.Ввести термин.

Для нач.классов берём приставки имеющие чёткое выраженное значение т.к приставка может иметь несколько значений и есть приставка семеническим значением

-наиболее употребляемые в дет.речи.

Для введения суффикса предлагается однокоренные слова с разными суффиксами,либо разнокореневые слова с одинаковыми суффиксами

7. Принципы, задачи и основные направления словарной работы в начальной школе. Приемы объяснения значения новых слов. Активизация словаря младших школьников.

Задачи и основные направления работы над словом.

Учет особенностей развития словаря учащихся, опора на признаки слова как единицы языка, знание специфики реализации признаков языкового слова в речи позволяет методистам определить задачи словарной работы и соответствующие им направления.

1.Важнейшая задача – обогащение словаря, что предполагает усвоение детьми новых, ранее неизвестных им слов, новых значений известных слов.

2.УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ – самая широкая сфера словарно-стилистической работы, имеющая значение в плане развития гибкости, выразительности речи. эта работа предусматривает:

1) наполнением содержания тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п

2) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах

3) усвоение иносказательных значений, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

4) усвоение лексической синонимики и тех оттенков смысловых значений слов

3. словаря есть целенаправленная работа по переводу слов из пассивного в активный словарь посредством проведения специальных упражнений. ЭФФЕКТИВНЫ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.Составление словосочетаний и предложений с новым, активизируемым словом на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, во внеурочной деятельности учащихся

2.Пересказ (подробный выборочный, сжатый) прочитанного текста с использованием лексики оригинала

3.Написание сочинения-миниатюры (по наблюдения, по картине, с опорой на образец и др.)

Алгоритм введения нового словарного слова:

1) осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки, устного выделения из предложения);

2) слуховой образ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение);

3) зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова – на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);

4)орфографическое чтение;

5)установление разницы в произношении и написании;

7)запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

9)обязательно подвести итог (рефлексию) проверки, спросить о результате выполнения (кто написал без ошибок? сколько ошибок, проговорить правильный вариант и т.д.).

Объём словарной работы : 2класс — 4-8 слов; 3класс — 8-10 слов; 4класс— 10-12слов.

8. Организация работы над орфографическим правилом, виды упражнений на этапе первичного закрепления.

Орфографическое правило – это описание последовательности операций, которые выполняет пишущий для того чтобы перевести звучание в положение по которому устанавливается письменный знак.

Организация работы над орфографическим правилом(этапы)

1.Мотивация, обращение к правилу (акт. знаний) – проведение необходимых наблюдений, которые приведут к пониманию на какое грамматическое явление можно опереться при установлении данного орфографического правила. Выведение орф.правила самими учащимися.

2.Работа с формулировкой правила в учебнике: А) чтение правила учащимися (попутное сравнение с самостоятельно выведенным правилм)

Б) деление на части, анализ каждой части (составление вопросов каждой части) пересказ каждой части.

В) повторное перечитывание, запоминание, пересказ, контроль.

3.Первичное закрепление

А) закрепление в практической работе способа действия (работа с примерами из правила) или предложенными примерами

Б)упражнения на этапе первичного закрепления. Цель: убедиться поняли ли учащиеся правило, освоили ли способ действия.

Виды упражнений на этапе первичного закрепления.

1.Упражнения на распознавание изученного факта (найдите безударную гласную в корне слова)

2.Упражнения на объяснение (почему, объясните правописание)

3.Упражнения на вставку, подчеркивание или дописывание (допишите букву)

4.Подбор своих примеров

5.Творческая работа

6. Вывод чему научились

9.Методика проведения орфографических упражнений.

1.Письмо с дырками

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Это разрешается на длительный период времени. Помогает раскрепостить ученика от страха допустить ошибку.

2.Метод Буратино

Придумала М.М. Разумовская, она называла его письмом с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например: в о/а да, кро ш/ж ка. Однако письмо с дырками легче. Нужно начинать обучение с пропуска орфограмм слабых позиций.

3.Списывание

Алгоритм списывания в начале обучения должен быть детально развернут. Работа вначале проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. В классе коллективно создается памятка, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании:

1)Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2)Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3)Выдели орфограммы в тексте.

4)Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговаривая так, как будешь себе диктовать).

5)Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

6)Пиши, диктуя себе орфографически.

7)Проверь себя.

Списывание бывает двух видов: неосложненное (без пропуска орфограмм) и осложненное (с пропуском орфограмм).

Орфографическое проговаривание

Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. Это значит прочитать слово как "написано".

Комментируемое письмо

«Комментируемое письмо - это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса».

Оно заключается в следующем:

- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

- один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет;

- затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);

- ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;

- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;

- молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.

10. Содержание работы по усвоению понятий категории числа и категорий рода разных частей речи младших школьников.

Умения: изменять имена сущ. по числам, различать сущ. ед. ч. и мн. ч., по значению и окончанию, правильно употреблять в речи формы числа.

1.Имя существительное.

Для формирования навыка определения рода имен существительных используется прием употребления существительного с сочетанием он мой, она мой, оно мое.

На начальном этапе работы с категорией рода имен существительных для упражнения предлагаются только слова в именительном падеже. Затем учащиеся работают с текстом, в котором существительные употреблены в косвенных падежах, в единственном и множественном числе. Ученик называет имя существительное в начальной форме, и после этого определят род. При изучении рода имен существительных необходимо использовать слова, распознавание рода которых вызывает затруднения у учащихся: табель, мебель. Обращается внимание на согласование существительного и прилагательного. Следует подчеркнуть роль ь после шипящих – мягкий знак в этих словах выполняет грамматическую функцию: показывает, что сущ. женского рода, например, печь. Категория числа указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержание категории числа является противопоставление единичного предмета и раздельного множества этих предметов. В процессе работы у учащихся формируются следующие умения: различать слова в ед. и во мн. числе по смыслу и по окончанию, образовывать формы мн. или ед. числа употребительных в детской речи существительных.

Сущность категории числа имен сущ. учащиеся усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и раздельное множество предметов(яблоко-яблоки).

Имя прилагательное.

Ученики, усваивая лексическое значение имени прилагательного, понимают сущность связи между именами прилагательными и именами существительными. Средство выражение этой связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей. Для ознакомления с изменением имен прил. по родам подбираются такие имена сущ., которые лексически сочетаются с этим прилагательным. Учащиеся определяют род имен сущ. и имен прил. и делают вывод:

1) им. прил. в ед. числе изменяются по родам ( в отличие от им. сущ.)

2) род им. прил. зависит от рода им. сущ., с которым оно связано.

3) им. прил. мужского рода отвечает на вопрос какой? И имеет окончание ый, ий, ой. Имя прил. женского рода отвечает на вопрос какая? И имеет окончание ая, яя. Имя прил. среднего рода отвечает на вопрос какое? И имеет окончание ое, ее.

Наблюдая за прил. во мн. числе, учащиеся убеждаются в том, что в этой категории прил. по родам не изменяются.

Для того чтобы научить детей правильно писать окончания им. прил., нужно обратить внимание на окончание вопроса, который они задают к им. прил. Другой особенностью имен прилагательных является различие словоформ с твёрдой и мягкой основой. Чтобы научить школьников писать родовые окончания им. прил, необходимо вместе с ними разработать алгоритм действий:

1) узнаем, с каким сущ. связано им. прил.

2) определяем род им. сущ. и им. прил.

3) ставим вопрос от им. сущ. к им. прил.

4) выделяем окончания вопроса

5) определяем тип основы им. прил.

6) записываем окончание им. прил.

2.Число глагола.

В процессе ознакомления с изменением глаголов по числам проводится специальное наблюдение. В качестве языкового материала используются два предложения, в которых употребляется один и тот же глагол в разных формах числа. Для подбора языкового материала учащимся предлагаются два сюжетных рисунка. На первом рисунке изображено действие одного предмета, на другом – действие нескольких предметов. В ходе беседы, учащиеся устанавливают, сколько предметов изображено на каждом рисунке и составляют по ним предложения. Например, Самолет летит. Самолеты летят.

Анализ языкового материала осуществляется в следующей последовательности:

1. Чтение 1-го предложения. (Самолет летит.)

2. Выделение глагола. (Летит.)

3. Определение семантики глагола. (Глагол летит обозначает действие одного предмета.)

4. Постановка вопроса к глаголу. (Что делает?)

Далее делается обобщение и вводится термин «глагол единственного числа». Аналогично происходить знакомство учащихся с глаголами множественного числа.

11. Особенности работы с категорией падежа и склонением имен существительных в начальной школе.

Падеж о склонении имени существительного выражает отношение существительного к другим членам предложения. Следовательно, усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научаться выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически. Знакомство учащихся с изменениями имен существительных по падежам (склонение) происходит в 3 классе. Сначала учитель знакомит учащихся с падежами, не соотнеся их н с каким-либо склонением. Дети знакомиться с названием падежей и с падежными вопросами. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть, каждый падеж отвечает на определенный вопрос. После представления понятия падеж следующие Уроки посвящаются изучению типов склонения.

№ 12.Особенности работы с категорией падежа и склонением имён прилагательных в начальной школе.

Категория падежа – грамматическая категория, показывающая различные отношения существительных к другим словам в предложении.
Падеж – категория синтаксическая. Изменение по падежам называется склонением.

Новым для учащихся 4 класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.). Обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных. На первом этапе работы при выполнении упражнений учащимся можно разрешить пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника. Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам.
Способы выражения падежных значений

1) Грамматическое

По окончанию (рубить топором)

Окончание и предлог (расположиться на опушке)

2)Фонетическое

По ударению (странЫ – Р. П) Единственное число, стрАны – множественное число именительном падеж)

3)Синтаксический

По предлогу

Определение падежа:
1) Найти слово которому относится существительное;
2) От этого слова к существительному задать вопрос (благодарю (за кого? Что?) за внимание винительный падеж)
Значение падежей
1) Субъектные (указание на действие)
2) Объектное (указание на объект задаются только Падежные вопросы
3) Определительное – принадлежность, указание на признак значения
4) Обстоятельственное – указание на обстоятельства действия (дышать полной грудью)

План изучения каждого падежа:

Значение;

Вопрос;

Предложение;

окончание;

роль в предложении.

Трудности в изучении падежей:

каждый падеж имеет несколько значений;

вопрос, окончание и предлоги могут совпадать;

важно научить распознавать падеж по совокупности признаков.

№ 13.Формирование навыка правописания падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных

Новым для учащихся III класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Этот вопрос занимает центральное место.

Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения:

-умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание),

-знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.),

-умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.

Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
2. Определяет род, число, падеж существительного.
3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.
4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч.г ср. р. -им — Ранним утром мы вышли в поход).
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных

№ 14.Изучение глагольных понятий в начальной школе
Пользуясь методикой грамматических вопросов, школьники знакомятся со свойствами глагола:

  • Со знакомыми категориями (число, род) – знают т.к. изучали сущ и прил.

  • Признаки, присущие только глаголы (время, лицо, инфинитив
    Два пути ознакомления с глаголами

  1. Дедуктивный (от абстрактного к конкретному по Давыдову)

  2. Индуктивный (на основе образцов текста выделяются подлежащие и относящиеся к ним слова – действия)

Язык – слово – часть речи – глагол. На основе пропедевтических знаний о глаголе.
Ставится вопрос, определяется лексическое и грамматическое значение на основе языкового чутья.

Категория времени

Прошедшее время

  • Изучаются глаголы прошедшего времени (нет формы лица, зато есть категория формы числа и рода), с которой они уже знакомы.

  • Формы прошедшего времени есть и у совершенного и несовершенного вида.

  • Правописание глаголов прошедшего времени не вызывает трудностей.

  • Особое внимание уделяется суффиксу «л».

В процессе знакомства составляется таблица глагольных форм прошедшего времени и таблицы (глаголы по родам и числам)

Глаголы настоящего времени.

Для ознакомления с глаголами настоящего времени. Начинать знакомство с новым глагольным признаком необходимо - категорией лица (знакомы уже ранее при изучении местоимения).
Составление таблицы спряжения глаголов в настоящем времени: выделить окончание, повторить личные окончания, запоминания подряд и в разбивку.

Далее:
1) Спрягаются глаголы с ударным и безударным окончанием первого и второго спряжения, анализ и наблюдение окончаний.

2) Введение понятий первое спряжение – второе спряжение.

3) Знакомство с инфинитивом.
4) Функцией называния действия.
Инфинитив участвует в образовании сложного будущего времени;
От инфинитива образуются глаголы прошедшего времени

Будущего времени

Знакомятся как с простым, так и со сложным будущим временем. На основе наблюдений по вопросам. Составляется таблица по лицам и числам. В конце составляется общая таблица глаголов по времени, включая настоящее время прошедшее время, будущее время.
Спряжение глагола
Спряжение – изменение глагола по лицам и числам.
Чтобы определить спряжение нужно выяснить:

1.Окончание под ударением – пишите ту гласную, которая под ударением

2.Окончание бездарное – поставьте глагол в начальную форму



№ 15 Формирование навыка правописания личных окончаний глаголов в нач.шк.
Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи.
1 класс - пропедевтические знания. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и, в частности, глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действие предмета.
2 класс - основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников.
3 класс - новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Знакомство со спряжением, инфинитивом как средством определения спряжения.
Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в 3 классе особое место.

Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений:

  • умение распознать глагол, его время, лицо и число,

  • умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее,

  • умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения.

При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:
1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.
2. Узнай время, лицо и число глагола.
3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.



1.Учащиеся узнают и запоминают окончания глаголов I и II спряжения;

подводятся к пониманию особенностей глаголов каждого из спряжений: глаголы I спряжения имеют в "окончаниях букву е (-ешь, -ет, -ем -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание ~ут (-ют), глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (-ишъ, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат(-ят).

2.После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -итъ II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению. Исключения составляют одиннадцать глаголов (в начальных классах, согласно программе, учащиеся знакомятся с шестью из них).

16. Содержание, место 1.в курсе и организация работы над словосочетанием и предложением.



Процесс формирования у младших школьников понятия о словосочетании, формируется в три этапа:

1 пропедевтический (подготовительный) – в период обучения грамоте до введения термина словосочетание, школьники в практической деятельности учатся устанавливать связи между словами в предложении на основе смысловой зависимости и смысловых вопросов; Проходит в 1 и 2 классах.

2 основной этап (теоретический) – связан с установленной формой словосочетания, более точно называть предмет, признак, действие, анализом структуры словосочетания, введением термина и формулированием введения понятия словосочетания;

3 этап углубления знаний о словосочетании и совершенствовании умений, связанных с построением словосочетания в устной и письменной речи.

На основном этапе выделяют особенности структуры словосочетания, наличие главного и зависимого слова. В дальнейшем при изучении морфологии учащиеся выделяют различные виды словосочетаний по их главному слову (именные, глагольные, наречные).



Знание о словосочетании и умение устанавливать связь между словами и предложениями по смыслу и вопросу, правильно ставить вопрос от главного к зависимому, является базой для усвоения правописания падежных окончаний существительных и прилагательных, родовых окончаний имен прилагательных, способ правильного выбора предлога предложных.

В процессе изучения словосочетания выполняются следующие упражнения:

- разбор по членам предложения, выписывание словосочетаний;

- распространение предложений по вопросам, или с опорой на модель предложения;

- составление словосочетания из данных в начальной форме слов, составление словосочетаний путем отбора главного слова к данным зависимым словам;

Знакомиться со словосочетаниями начинаем 3 классе. Узнают: что словосочетание то компонент предложение, признаки словосочетания: 2 слова связаны между собой по смыслу и грамматически, структура( главное - + зависимые слова) дается определение главного и зависимого слова, подлежащее сказуемое не являются словосочетанием, учатся отличать словосочетания от предложение

17.Организация работы над пунктуационной грамотностью младших школьников

Пунктуация - раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки.

Знаки препинания помогают делить текст на предложения, устанавливать связи между словами.

В пунктуации 10 знаков - !? ., :; “” ... () -

Различают знаки:

Отделяющие (кавычки, скобки, две запятые, два тире)

Выделяющие

В результате анализа различных синтаксических конструкций ученики получают представление о знаках препинания и правилах их постановки. Программа начальной школы формирует умение использовать только точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки. В русском языке изучение пунктуации строится на синтаксической основе, так как выбор знаков препинания обусловлен смысловой стороной речи. Так, точка указывает на конец повествовательного или побудительного предложений, в устной речи ей соответствует постепенное понижение голоса к концу и пауза. Вопросительный знак обозначает, что читать надо с повышением голоса к концу предложения, потому что это указывает на вопросительный характер высказывания. Восклицательный знак передает эмоциональность речи, будь то повествовательное, вопросительное или побудительное предложение. У запятой много значений: она указывает на перечислительные отношения и разделяет как однородные члены предложения, так и части сложной

конструкции. Уже при обучении грамоте дети, составляя свои первые высказывания, учатся наблюдать их границы, интонацию, с которой они их произносят, и правильно переводить это в графическую форму.

18. Методика проведения изложений. Изложения: их виды, требования к текстам, методика проведения.

Изложение – письменный пересказ образцовых текстов

Требования к текстам:

2 класс- 30 – 45 слов, работа под руководством учителя по вопросам или по данному плану из 2 – 3 пунктов дается текст и учитель пишет план на доске план может быть вопросный

3 класс 60 – 75 слов- план составляется коллективный из 3 – 5 пунктов

4 класс 90 100 слов самостоятельное составление плана

Какие должны быть тексты

Образцовый, но адаптированы

Высоко идейные тематика должна быть нравоучительной

Расширяющий познавательный опыт учащихся

Сюжетные текста

Простые и доступные в синтаксическом и лексическом отношении.

Просты в построении.

Виды изложений:

Подробное- во всех классах, начиная с периода обучения грамоте вводятся письменные элементы подготовительного устного пересказа

Сжатое- выбрать основное содержание, передать его связано, последовательно без пропусков.

А) составляют план

Б) учитель просит пересказать 2 – 3 предложения

Творческое

А) с изменением лица рассказчика

Б) от лица 1 из персонажей

В) творческое дополнения текста

Г) словесно рисования

Методика проведения:

Чтение 1 – 2 раза

Беседа анализ текста

Составление плана

Словарная работа -языковая подготовка

Письмо

Самопроверка

Самосовершенствование то есть редактирование

19.Методика обучения сочинениям, виды сочинений, требования к темам, организация работы.

Требования к темам:

Четкая формулировка темы( помогает пониманию темы, от этого зависит правильность и полнота)

Ярким, меткие художественный заглавие, которые помогают понять замысел.

Ясное узкое конкретное тема

Темы и заглавии не всегда совпадают

Работа над темой:

От темы к ее раскрытию

От накопленного материала к формулировки темы.

Работа с планом.

План в начальной школе при подготовке к устному и письменному сочинение обязателен(кроме зарисовок картин природы и сочинение миниатюр)

1 класс-вопросный план(формулировка в виде вопроса)

2 класс-привлечение детей к постановке вопросов в определенных пунктах плана

3 класс-составление плана коллективно под руководством учителя

4 класс-самостоятельно

План простой из 3 – 5 пунктов.

1.План на примере прочитанных рассказов(пересказ по плану)

2.План изложение

3.План сочинения по серии картин

4.План сочинения, где прослеживается четкая временная последовательность.

Особенности плана:

1.План в виде повествовательных полных предложений,

2.План в виде номинативных предложений

-кто живет в лесу? (1 класс)

-лес полон жизни (повествовательное) 2 класс

-жители леса(номинативный)3-4 класс

3.План составляется:

-непосредственно перед письмо

-заранее в ходе подготовительной работы

4.Не следует давать готовых планов

Организация работы над сочинением

1.Предварительная подготовка(цель – создать базу для последующей работы).Проводится задолго до написания сочинения. На уроке изо рассматривание картин, на музыке слушание музыкальных произведений.

2.Отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытие, систематизация материала, его расположение.

Отбор материала происходит в процессе беседы и обсуждения уже на уроки, выделяется существенный материал, составляется план, производится отдельные записи, подготавливается лексика.

3.Словесное речевое оформление

-составления самого текста, его запись

-совершенствование

-исправление ошибок самими учащимися

4.Самоконтроль

Если в процессе самоконтроля ребенок зачеркивает или вставляет слово, при проверке не учитывается.

Время отведенное на сочинение:

2 класс до 1 урока

3 класс – 1 урок

4 класс 1 урок и 20 минут 2 урока

Структура урока сочинение:

1)сообщение темы и задач сочинения обсуждение их с учащимися

2)беседа для упорядочения материала

3)составление или уточнение плана

4)речевая подготовка к тексту(составление отдельных словосочетаний, предложение, фрагментов)

5)орфографическая подготовка

6)письмо

7)самопроверка и редактирование

20 вопрос (формирование навыка чтения. Этапы становления навыка чтения. Качества чтения. Приёмы формирования качеств чтения в начальной школе)

Навык чтения - автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Цель обучения чтению: становление навыка осуществления полноценной читательской деятельности.

Задачиобучениячтению:

1.Совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

2.Формированиекачестввдумчивогописателя;

3.Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире, формулирование научного мировоззрения;

4.Нравственное и эстетическое воспитание школьников.

5.Развитиеречи;

6.Формулированиеэлементовлитературоведческихпредставлений

Этапы формированиячтения:

Аналитический (чтениепослогам);

Синтетический (словами с ударением);

Автоматизация (осмысленный).

Качество чтения.

1.Правильность чтения – это плановое чтение без искажений, влияющих на смысл.

Приемы:

Предварительное чтение про себя

Предварительное аналоговое чтение трудных слов

Выяснение лексического значения новых слов

Методически верное направление ошибки

1.Беглость чтения – это скорость чтения, которая обеспечивает понимание прочитанного.

Нормы чтения:

1 класс — 30-40 слов/мин

2 класс — 50-60 слов/мин

3 класс — 70-80 слов/мин

4 класс — 100-120 слов/мин

Приёмы:

Много кратность упражнений чтения

Проведение речевых разминок

Чтение диалогов

Поочерёдное чтение текста

Чтение заученных стихотворений

2.Сознательность – это понимание замысла автора, осознание художественных, осмысление собственного отношения к прочитанному.

Приёмы

Работа по раскрытию лексического значения слова

Работа по установлению связи слов

Работа по осмыслению текста: идея; язык; герои; позиция автора

3.Выразительность – это способность средствами устной речи передать замысел автора и собственное отношение.

Приёмы

Упражнения для развития техники речи (голос, дикция, дыхание)

Развитие интонационных умений (расстановка пауз, логических ударений, определение тона и тембра)

Определение авторской позиции, позиции читателя, задачи чтения

21 билет: структура урока литературного чтения в начальной школе. Специфика построения этапов урока с учётом поставленных задач. Виды и формы уроков литературного чтения. Методические требования к современному уроку литературного чтения в начальной школе.

Структура урока литературного чтения:

1.Организационный этап

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализация

4.Первичный синтез:

-Подготовка к первичному восприятию

-Первичное восприятие

-Проверка первчиного восприятия

=Анализ:

=Перечитывание

=Анализ

Вопросы по анализу:

По содержанию

По установлению причин

По выяснению собственного отношения

Анализ композиции, героев, их поступков и худ.средств

Вторичный синтез:

Перечитывание

Обобщение (черты главных героев, определение идеи, оценка произведения, слово учителя)

Творческое задание

Обьяснение домашнего задания

Итог.

Специфика построения этапов урока с учетом поставленных задач.

Виды и формы уроков литературного чтения.

Вид определяется целями и видами деятельности учеников и учителя.

-Вводные уроки

-Изучение литературного чтения

-Развитие речи

-Обобщающий урок

Форма урока определяется деятельностью учителя и учеников, а также особенностями процесса получения знаний.

-Традиционный урок - беседа

-Урок-игра

-Экскурсия-беседа

-Урок творчества

Методические требования

Содержание образования по литературному чтению состоит из двух взаимосвязанных компонентов:
➢ деятельностного (овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться языком как важнейшим инструментом сознания, творческого самовыражения);
➢ знаниевого (получение сведений по теории литературы, изучение произведений детской литературы)
Содержание методической системы строится на основе создания особых взаимоотношений между учителем и учениками, соблюдения педагогических принципов гуманизма, сотрудничества, диалога, выбора, индивидуальности.
Современный урок литературного чтения должен включать следующие шесть основных этапов:
1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «выполнить – узнать - научиться»);
3. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
4. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
5. взаимопроверка, взаимоконтроль;
6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

22 билет. Организация работы на этапе первичного синтеза урока чтения в начальной школе (подготовка к восприятию, первичное восприятие, проверка первичного восприятия)

1.Этап подготовки к восприятию литературного произведения-Беседа, оживляющая жизненные впечатления детей;рассказ о писателе, его творчестве; викторина по известным произведениям писателя; рассказ о событиях, связанных с написанием произведения; рассматривание книги, выставка книг; прогнозирования содержания текста по заголовку, автору, иллюстрациям; рассматривание репродукций произведение живописи, фотографий; прослушивание музыкального произведения.

Выбор приема зависит от жанра произведения, от описываемых событий( знакомых или незнакомых читателям), от автора( знаком или незнаком читателям) и тп. 

2.Первичное восприятие- Это процесс первичного знакомства слушателей с произведения, то есть слушание, если 1 раз текст читает учитель, или чтения, если 1 раз текст читаем сами дети. Вопрос или задание направляющие восприятие детей; чтение учителя, подготовленного учащегося; комбинированное чтение; самостоятельное чтение учащихся; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова.

3.Проверка первичного восприятия -работа после первичного восприятия-

- выяснить, насколько учащиеся поняли фактическое содержание текста;

- определить, какое впечатление произвело произведение на учащихся;

- заинтересовать учащихся в анализе текста, создать условия для активной работы над произведением.

На этапе проверки восприятия задаются вопросы трёх типов.

Вопросы 1 типа (по содержанию): Где, когда происходили события?

Вопросы 2 типа(эмоционального характера): Кто из героев вам особенно понравился?

Вопросы 3 типа(проблемные, близкие к учебной задаче):

Подготовка к первичному восприятию произведений разных жанров

Рассказ- Биография писателя. Беседа по теме произведения (о реальной основе событий, изображенных в произведении; беседа нравственно-этического характера). Свободные высказывания учащихся. Работа с выставкой книг писателя. Работа с названием рассказа.

Сказка- Беседа с целью выяснения читательского кругозора учащихся. Упражнения по ориентировке в мире сказок: волшебная, бытовая, о животных; русская народная, зарубежная, народов Ближнего зарубежья, народов России. Работа с названием сказки. Работа с пословицами.

Басня- Введение понятий «басня», «баснописец». Знакомство с интересными фактами из жизни баснописца. Викторина по изученным басням. Беседа о повадках животных- героев басни.

Первичное восприятие произведений разных жанров

Рассказ -короткий рассказ эмоционального содержания читает учитель (или учащиеся – про себя). Прослушивание аудиозаписи.

Крупнообъемный: 1) учитель читает до интересного момента, учащиеся дочитывают дома; 2) чтение и анализ по главам; 3) домашнее чтение.

Сказка- Народная сказка пересказывается учителем близко к тексту с сохранением жанровых особенностей.

Басня- Чтение наизусть учителем. Прослушивание аудиозаписи. Просмотр подготовленной инсценировки.

23 билет Организация работы на этапе вторичного синтеза урока чтения в начальной школе (работа по составлению плана, иллюстрирование текста, обучение разным видам пересказа, драматизация)

На этапе вторичного синтеза:

• обобщаются существенные черты действующих лиц;

• сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

• выясняется идейная направленность произведения;

• дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.

Составление плана включает два учебных действия:

-деление текста на части и выделение в них главного;

-формулирование заголовков каждой части;

Составление плана как виду читательской деятельности нужно:

-подумать, сколько картин нужно нарисовать тексту;

-определить на сколько частей разделить текст;

-сказать, о чем говориться в каждой части;

-предложить озаглавить каждую часть;

-обсудить предложенные варианты заглавий;

Виды плана:

-логический картинный-выявление логически законченных эпизодов текста в виде картин;

-логический словесный – выделение логически законченных эпизодов текста в виде формулировок;

-сюжетный- выделение элементов сюжетных схем эпизодов текста;

-эмоциональный- составление партитуры лирического произведения;

Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин.

Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для того чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид персонажей, их характерные особенности. Все это требуется и для графического рисования, но словесное требует еще и точного выбора слов. Это дает основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся.

Иллюстрирование текста. Варианты словесного рисования:

-рассматривание иллюстрации, составление по ней рассказа;

-творческое дополнение ,изменение иллюстрации;

-словесное рисование;

-составление словесной иллюстрации;

-составление словесного диафильма к произведению;

Порядок работы при обучению словесному рисованию:

-выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

-рисуется место , где происходит событие;

-изображаются действующие лица;

-добавляются необходимые детали;

-раскрашивается контурный рисунок;

Алгоритм анализа иллюстрации:

1.Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя перед ними один конкретный вопрос, например:

− Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

− К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

− Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

− Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое он вызывает? Почему вы так считаете?

− Что удалось передать художнику, а что у него не получилось? Почему вы так считаете?

Опрос переходит в беседу, в процессе которой:

а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода

б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тексте и как она передается на картине

в) сравнивается композиция картины с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали

г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литературного произведения;

Прием осваивается постепенно, по мере овладения детьми аналитическими и творческими умениями работа усложняется: на уроке можно анализировать обложки к книгам, сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду.

Пересказ – это устная передача произведения.

Требования к пересказу:

• Должна звучать живая (незаученная) речь

• Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения пересказа.

• Соблюдать последовательность событий

• Использовать лексику, обороты речи, взятые из текста

• Соблюдать причинно-следственные зависимости

Виды пересказа:

Подробный – близкий к тексту. Достоинства: служит средством закрепления детской памяти, содержание прочитанного во всех деталях и связях, средство усвоения логики произведения и в языковые средства. Не следует подробно пересказывать небольшие по объему басни в стихах, лирические стихотворения.

Методика подготовки: целостное чтение, составление плана, выделение в тексте опорных, ключевых слов, рассказ каждой части, отдельными учениками, полный пересказ одним учеником.

• сжатый (краткий) – передача основного содержания, без деталей и подробностей. Подготовка: целостное чтение, составление плана, деление главной мысли, сжатие содержания каждой части, кратко пересказать часть, пересказ по частям.

• выборочный (частичный)- пересказ воспроизводимого эпизода или нескольких эпизодов с определенной целью.

• творческий – трансформация текста с целью его переосмысления. Виды: пересказ с изменение лица рассказчика, пересказ от лица одного из персонажей, пересказ с творческим дополнением текста.

Драматизация

Разновидности драматизации

1) чтение произведения по ролям с предварительным обсуждением интонации;

2) чтение произведения по ролям с предварительным словесным обсуждением портретов персонажей и обсуждением интонации;

3) постановка «живых картин» к произведению;

4) составление сценария спектакля, устное описание портретов персонажей, декораций;

5) развернутые драматические представления с декорациями, костюмами, репетициями;

6) кукольный спектакль.

Порядок работы по драматизации

1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

2. Анализ произведения (обстановки, образов героев, их поступков).

3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»)

4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»)

5. Пробы (этюды), анализ.

6. Подведение итогов. Внесение корректив

7. Заключительный показ и его анализ.

24. Методика работы на крупнообъёмными и короткими рассказами

Крупнообъемные рассказы состоят из нескольких логически законченных частей на которые мы делим текст.

Рассказ малый по объему, мы можем не делить и прочитывать весь сразу и анализировать сразу целиком.

I Этап– Работа с текстом до чтения

1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2) Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II Этап – Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Первичное восприятие произведений разных жанров

Рассказ -Короткий рассказ эмоционального содержания читает учитель ( или учащиеся – про себя). Прослушивание аудиозаписи.

Крупнообъемный: 1) учитель читает до интересного момента, учащиеся дочитывают дома; 2) чтение и анализ по главам; 3) домашнее чтение.

Перечитывания текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановкауточняющеговопроса к каждойсмысловойчасти.

План рассказа. Уметь разбить текст на маленькие логические части и озаглавить каждую - очень полезное умение. Оно помогает видеть текст, чувствовать его и готовит к подробному пересказу.

3)Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III Этап – Работа с текстом после чтения

Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Мораль. Самый главный этап. Дети на данном этапе должны хорошо задуматься и ответить на несколько вопросов:

Чему же, собственно, учит данное произведение?

Что хотел сказать нам автор?

Для чего написано данное произведение?

Дети должны понимать, что мораль произведения может быть и не одна. Есть «центральная» есть и «второстепенные» идеи. 

2) Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3) Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Иллюстрация к рассказу. Это творческая работа похожа на работу художника иллюстратора. Пожалуй, самый любимый учениками этап. Не всегда обязательный. Иногда можно устраивать конкурсы рисунков. Эта работа помогает сделать работу над рассказом более живой, наглядной. К тому же она способствует глубокому и вдумчивому повторному прочтению.

25. Методика работы над произведениями устного народного творчества ( малые фольклорные жанры, былина, сказка).

Работа с малыми фольклорными жанрами.

Малые фольклорные жанры:потешки, скороговорки, загадки, заклички, приговорки, песенки, пословицы и поговорки.
Три этапа работы над произведениями устного народного творчества:
1. Работа с текстом до чтения – определение темы, жанра, постановка учебных задач.
2. Работа с текстом во время чтения – осмысление композиции, характера героев, составление плана, отбор материала для создания высказывания.
3. Работа с текстом после чтения – пересказ, рассказ, создание другого текста.
Методика работы с загадкой: как устроена загадка, сравнение загадок, определение темы загадок.

Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо явления или предмета. Через загадку ребенок получает первые представления об образности родного языка, знакомится с иносказательными оборотами речи. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой, подчеркивая признаки загаданного предмета, его назначение.

Методика работы.

1этап. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадки: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него; б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.

2 этап. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3 этап. Сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное.

Работая над загадками, дети приобретают умения выделять существенные признаки, сравнивать его с другими, находить наиболее точные словесные средства.
Методика работы с народными песенками, закличками, приговорками:
1. Что такое песенка? С какой целью она исполнялась? Что такое закличка, приговорка?
2. Анализ песенки: к кому обращаемся, с какой целью, какие слова – средства художественной выразительности используем?
3. В чем особенность песенки каждого народа? Какие слова помогают определить традиции и обычаи.
4. Подготовка у выразительному чтению: тихо или громко, с какой интонацией, какие слова выделаем при чтении.
Методика работы со считалкой:
1. Что такое народная считался? С какой целью она используется?
2. Анализ считалки: какие слова повторяются и с какой целью?
3. Подготовка к выразительному чтению: особый ритм.
Особенности работы со сказкой о животных:
1. Особенности сказок о животных.
2. Определение героев, их характеристика.
3. Определение главной мысли.
4. Пересказ сказки.

26. методика работы над стихотворением

Методика работы над стихотворением.

Методика работы над стихотворением: Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, образы-персонажи. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, соотнесение плана, чтение в лицах. В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви. На уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текста.

1 этап.

Подготовка к первичному восприятию.

Прослушивание муз.произведения;

Рассмотрение других произведений.

2 этап.

Первичное восприятие.

Чтение учителем; прослушивание аудиозаписи.

3 этап.

Проверка первичного восприятия.

Какое настроение вызвало?

О чем?

Какие чувства хотел передать автор?

4 этап.

Анализ. Перечитывание.

При анализе важно привлечь внимание к образам. Целесобразно перечитывать стихотворение медленно, по строфам (по четырехстишьям).Каждый комментируем.

Приемы:

  1. Медленное чтение с остановкой на ключевых словах.

  2. Словесное рисование

  3. Беседа

  4. Лексическая работа

  5. Работа над тропами

  6. Составление речевой партитуры (паузы, ударения)

  7. Выразительное чтение

5 этап.

Вторичный синтез.

Обобщение отношения и чувств автора

Чем передал эмоции

6 этап.

Читают по 4 строки, выбирают лучшего.

7 этап.

Домашнее задание: выучить, граф.изображения







27. Методика работы над басней.

Особенности чтения басен.

Басня – нравоучительное повествование со скрытым смыслом, имеющим иносказательный характер.

Последовательность работы учителя с басней.

Подготовка к восприятию.- Приемы: рассказ о баснописце, знакомство с понятиями «басня», «баснописец», беседа о повадках животных- героях басни. Возможно проведение викторины по изученным басням.

Первичное чтение- Чтение учителем басни наизусть. Варианты: подготовленное учащимися чтение, инсценировка, прослушивание записи с образцовым чтением.

Проверка первичного восприятия- Беседа эмоционально-оценочного плана: кто понравился, кто не понравился, на чьей вы стороне и т.д.

Чтение и анализ конкретного содержания басни-При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов: выяснение последовательности событий, наблюдение за поступками, внешним обликом героев, определение их основных характерных черт, определение особенностей языка, выявление авторского и личностного отношения к событиям и героям. Выяснение главной мысли, раскрытие аллегории.

Работа над моралью- Состоит из трех этапов: 1)чтение морали; 2) выяснение лексического значения трудных слов; 3) пересказ морали своими словами.

Некоторые методисты предлагают начинать анализ басни с работы над моралью

Связь с жизненным опытом. Предлагается случай из жизни, эпизод из фильма, произведения, иллюстрирующие главную мысль, мораль басни.

Выразительное чтение

28. методика работы над научно-познавательной статьёй

Научно-познавательная литература подразделятся на научно-популярную (НПЛ) и научно-художественную (НХЛ).

В процессе работы с научно-популярными произведениями учащийся должен выполнить следующие действия:

1. Прочитать текст от начала до конца.

2. Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и определить тему.

3. Определить главную мысль.

4. Увидеть, как доказывает автор главную мысль.

5. Выделить в каждой части новую информацию, новые термины.

6.Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.

7. Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.

Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.

Уроки чтения НХЛ строятся, как уроки чтения рассказа. В процессе анализа научно-художественного рассказа уделяется внимание выделению научной информации.

Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.

1. Подготовка к восприятию. Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться.

2. Первичное чтение. Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание.

3. Повторное чтение и анализ. После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению.

4. Обобщающая беседа. Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения.