СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская Голгофа. Конспект занятия Клуба любителей истории Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие Клуба любителей истории Отечества, посвященного землякам - жертвам политических репрессий. Материал основан на результатах работы краеведческой группы при школьном краеведческом уголке.

Просмотр содержимого документа
«Русская Голгофа. Конспект занятия Клуба любителей истории Отечества»

Тема урока: «Русская Голгофа»

(занятие Клуба Любителей Истории Отечества)

Устименко Татьяна Николаевна,


Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знаний о сталинских репрессиях, конкретизировать их на примерах судеб земляков.

Задачи урока:

  • формировать у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;

  • формировать у учащихся способность к состраданию невинным жертвам, чувство протеста против любого вида насилия над личностью;

  • формировать убеждение в недопустимости возврата к тоталитарному обществу;

  • продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе документов, свидетельств очевидцев событий и других источников информации;

  • продолжить формирование навыков социального взаимодействия (работа в библиотеке, интервьюирование односельчан, подготовка запросов в архивы).


Форма занятия: урок-отчет о результатах исследовательской деятельности.


Предварительная работа: четверо учащихся получают задание исследовательского характера. Для его выполнения они должны подобрать необходимые копии архивных документов в библиотеке храма Казанской иконы Божьей Матери, изучить их, дополнить (по возможности) полученную информацию свидетельствами односельчан; подготовить отчет о результатах исследования.


ХОД УРОКА

Эпиграф:

Народ, забывающий свою историю, обречен повторить ее.

Оргмомент.

Пролог.

А как нелюдь копытом прошла по стране,
а как нехристь людей испытала в огне, —
то не молвит язык, защемлённый зубами.

Это стылое время уснуло во мне,
это снится мне время в предутреннем сне,
это время тревожит бессонную память.


Наша память, — кандальный Владимирский тракт, —
замерзает в этапах, больных и усталых,
в тундрах, полных людей, обгорает в кострах,
тонет чистой слезой в замутнённых каналах.

...И сходили, как в пропасть, в могилы одни,
и чуть брезжили давние — прежние — дни,
и заря кровенела зловеще и трезво, —
век смердящий лютел,
по-звериному пел,
выжигал человечье калёным железом.

Нам — своих дорогих мертвецов хоронить,
нам — в стенах одичалых не чувствовать дома, —
как нам ё ж и т ь с я, корчиться как нам и выть
в рукавицах наркомов...

...Ну а и м,— /из безродья выводят и тьмы —
и возводят на трон сапоги-кровоступы/, —
от слепящих снегов туруханской зимы
до знобящих бессонниц кремлёвской тюрьмы путь.

По трупам.

Анатолий Богатых.

Мотивация:

На сегодняшней нашей встрече мы снова обратимся к теме политических репрессий 30-х годов. Ваши товарищи, работавшие над изучением судеб наших земляков - священников Русской Православной Церкви, представят вам результаты своих изысканий. Ваша задача – не только оценить труд наших исследователей, но и попытаться извлечь те самые «уроки истории», ради которых мы и всматриваемся в наше прошлое.

Итак, задание: проанализировав полученную в ходе занятия информацию, сформулируйте свое отношение к событиям, о которых вы узнаете и о людях, бывших участниками этих событий.


Презентация результатов исследовательской работы:


1-й учащийся: В истории политических репрессий 30-х годов XX века - множество страниц. Все они трагичны и кровавы. Одна из этих страниц – судьба православных священников. Наша группа попыталась собрать информацию о Казанской церкви села Кутуково, узнать о батюшках, живших в то время в нашей местности и сгинувших в застенках ОГПУ или НКВД и лагерях ГУЛАГа.

Как следует из Ведомости казанской церкви с. Кутуково за 1913 год, построен храм в нашем селе был десятью годами ранее, в 1903 году, на средства сельчан. Здание было деревянное, с колокольней. Крыша - железная. Стены и потолок внутри храма были обтянуты холстом и выбелены. При церкви имелись два дома, в которых жили семьи настоятеля и дьякона. Дома эти были построены на средства зажиточного крестьянина Николая Чернецова и принадлежали приходу.

Священник, Петр Андреевич Солидов, и дьякон, Михаил Петрович Маслов, жалования не получали, а жили на пожертвования прихожан.


2-й учащийся: Петр Андреевич Солидов родился в семье священника села Орехово Спасского уезда Рязанской губернии в 1869 году. В 1891 году окончил Рязанскую Духовную Семинарию и был определен дьяконом в Сретенскую церковь села Усторонь, где настоятелем служил его старший брат Николай. С 1896 года служил в этом же храме вторым священником. В 1906 году был переведен в Казанскую церковь с. Кутуково настоятелем. Одновременно со службой в храме Петр Андреевич преподавал Закон Божий в Кутуковском земском училище. Семья у батюшки была большая. Старший сын, Андрей, работал учителем в одной из земских школ Спасского уезда. Остальные жили с родителями. (Сельчане вспоминают только сына батюшки Анатолия и младшую дочь Раису, как сложилась судьба Александры, Ивана, Анны, Валентины, Порфирия – неизвестно).

Революции 1917 года были восприняты отцом Петром, как события трагические, но необходимые для движения России вперед. B начале нoябpя 1918 гoдa в Cпaсскoм уезде вспыхнул вооруженный мятеж, сопровождавшийся походом на Спасск. Крестьяне Исадской волости тоже решили принять участие в восстании. На площади села Кутуково собралось множество народа, около полутысячи. Позвали отца Петра, так как он пользовался в селе большим авторитетом. Повстанцы хотели, чтобы священник благословил их. Однако батюшка считал это выступление нецелесообразным. Он согласился лишь отслужить молебен, после которого напутствовал людей словами: «Идите с миром, и возвращайтесь с миром!» Дойдя до озера Лавы, крестьяне решили вернуться по домам. Вскоре восстание в Спасске было подавлено частями латышских стрелков. Участников выступления, в том числе и несостоявшихся повстанцев, арестовали. Среди прочих был и Петр Андреевич Солидов. Ему предъявили обвинение в агитации против новой власти. Но тогда для батюшки все обошлось. За него хлопотали некоторые члены Кутуковского комитета бедноты.

В конце 20-х годов на приход Казанского храма власти назначили огромный налог. Отцу Петру он оказался не под силу. Священник обратился за поддержкой к прихожанам. Нужная сумма была собрана, но о том, что батюшке помогали сельчане, доложили властям.

10 марта 1931 года Петра Андреевича Солидова вновь арестовали. Его обвинили в подстрекательстве к мятежу 1918 года и в антисоветской агитации и пропаганде. А уже 15 апреля того же года он был приговорен Тройкой при ПП ОГПУ Московской области к 5 годам высылки в Казахстан. К месту ссылки Петра Андреевича отправили по этапу. До окончания срока приговора он не дожил.

После его ареста за его супругой, матушкой Марией, тоже приехали из Рязани представители ОГПУ. Остававшихся в селе малолетних детей взял в свой дом Филипп Кузьмич Брылев. Через несколько месяцев матушка вернулась. Поселиться в церковном доме, где она жила вместе с мужем, ей не позволили. Мария Федоровна остановилась все у того же Филиппа Кузьмича. Но у того в маленьком доме ютилась довольно большая семья. Да и проживание в его доме попадьи ставило его и все семейство под удар. Матушка не могла позволить, чтобы из-за нее пострадали люди. Куда она уехала, в селе не знали. Только в 60-е годы к Брылевым приезжала в гости женщина, которую они представляли соседям, как свою дальнюю родственницу. Но те, кто помнил семью Солидовых, узнали в ней Раису Петровну, младшую дочь Петра Андреевича и Марии Федоровны.

3-й учащийся: Маслов Михаил Петрович родился в 1880 г., в г. Скопине в семье дьякона Покровской церкви. В 1897 году окончил Скопинское Духовное Училище. Служил учителем церковноприходских школ в селах Скопинского и Пронского уездов. В 1910 году переведен на место дьякона Казанской церкви с. Кутуково. В семье было пятеро детей: Михаил, Ольга, Николай, Дмитрий, Анна. До революции 1917 года жили небедно. Правда, дома своего не было. И когда учительствовал Михаил Петрович, и когда был дьяконом, и когда возглавил приход, семья жила в приходских домах. Но достаток был. Не от больших доходов, а от трудолюбия и бережливости. Не смотря на свое положение, матушка Анна, супруга отца дьякона, завела огород, на котором выращивала овощи. Дети непременно помогали ей. Да и обшивала семью матушка своими руками. О Михаиле Петровиче старожилы рассказывали как о человеке простом и добродушном. К нему шли за советом. Бывало, что ему удавалось примирить рассорившихся соседей.

После ареста отца Петра Михаил Петрович стал настоятелем Казанской церкви села Кутуково. Было трудно: власти душили налогами, люди стали бояться ходить в церковь. Но священник безропотно нес свое служение.

В селе началась коллективизация. Дома, принадлежавшие приходу, колхозные активисты решили использовать для нужд хозяйства. Дом отца Петра Солидова к тому времени уже пустовал. В нем устроили правление колхоза. Решили и дом отца Михаила забрать. Батюшку с семьей выселили. Когда выгоняли, не позволили взять даже личные вещи. Односельчане боялись пустить священника на квартиру, да и платить за постой ему было нечем. Какое-то время жили в Исадах, у дочери Ольги.

4-й учащийся: Ольга Михайловна к тому времени уже вышла замуж. Ее супруг, Смирнов Арсений Васильевич, был настоятелем Воскресенской церкви в селе Исады. Они были удивительно красивой парой… Один за другим родилось четверо детей. Но жизнь священника становилась всё сложней. Новая власть была беспощадна. Когда Смирновы не смогли сдать налог, в их дом пришли с обыском. Обнаружить какие-либо ценности не удалось. Разъяренные неудачей чекисты жестоко избили отца Арсения. Уходя, один из «стражей порядка» снял со стены ходики. Об этом визите до сих пор помнит дочь отца Арсения – Антонина. Последующие скитания семьи она вспоминает с болью. Один за другим умерли маленькие братья. В 1938 году арестовали деда Михаила (иерея Маслова) и отца. Больше о них ничего не слышали долгие годы. Счастливое детство, тепло отчего дома – все осталось в прошлом. Впереди были скитания по чужим углам, унижения и холодящая душу неизвестность.

Лишь после смерти Сталина Антонина Арсеньевна осмелилась навести справки о своих родных. Про деда тогда узнать так и не удалось. На запрос об отце пришел ответ, в котором значилось, что Смирнов Арсений Васильевич был выслан в Магаданскую область, где и умер от сердечного приступа. А через какое-то время пришло неофициальное письмо. Автор его рассказывал, как однажды в лагере, где он отбывал срок, собрали всех заключенных здесь попов и вывели к реке. Была зима. Священникам дали инструменты и велели вырубать большую прорубь. Когда работа была закончена, их стали теснить к воде. Так всех и утопили. Среди казненных там был и Арсений Смирнов.

3-й учащийся: В 80-е гг. началась вторая волна реабилитации жертв политических репрессий. Антонина Арсеньевна написала запрос в прокуратуру. В присланной ей справке о реабилитации Михаила Петровича Маслова сказано, что он умер от миокардита, вследствие чего дело его было прекращено. Но в Книге Памяти жертв политических репрессий сказано, что приговор был вынесен пресловутой тройкой. Каким он был – неизвестно, мы можем лишь предполагать…


Учитель предлагает присутствующим задать вопросы докладчикам.


Вопросы учителя всем учащимся:

  1. Как вам кажется, были ли люди, о которых вы сегодня узнали настоящими врагами народа?

  2. С чем связана жестокость властей в отношении их?

  3. Что нужно для того, чтобы не допустить повторения репрессий?


Заключительное слово учителя.

Безусловно, развитие демократических институтов и принципов – важнейшее противоядие от тоталитаризма. Но есть у этой проблемы еще один аспект. Сталинизм – это явление, которое не могло возникнуть на пустом месте. Каждый живший в то время в нашей стране, внес в него свою лепт. Чтобы это не повторилось, нужно, чтобы каждый из нас помнил, что самое важное предназначение человека в этом мире – быть Человеком.


Моим детям...

Средь тысячи тысяч на шаре земном

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязаньи шальном

Себя заявить Человеком! 

И с кем бы судьба ни столкнула в пути,

С владыкой иль бедным калекой,

Ты помни: все люди - дети земли,

И будь среди них Человеком!

Приходят минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком...

Но даже в последнем,

смертельном рывке

Остаться

сумей

Человеком!