«Русская изба.» (Школьный музей «Русская Горница»)
Цели, задачи: 1. Формирование представления о богатой народной культуре нашего региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Урал;
2. Знакомство с русскими национальными традициями;
3. Развитие познавательного интереса, тактильное изучение предметов народного быта. Воспитание чувства патриотизма.
Эпиграфы: «Горячи калачи из русской печи»
«Милости прошу к нашему шалашу!»
Кабинет оформлен в виде крестьянской избы. Посередине – печь, рядом лавка, ухваты, горшки. На стенах и стеллажах – рушники, вышивка, игрушки и т.д. Столы стоят по центру, на них самовары, старинная утварь, чашки для чая.
Ведущий: Мы пригласили на наш урок гостей. А гостей, по русскому обычаю, принято встречать хлебом-солью.
Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
РУССКАЯ ИЗБА. ПРЕДКОВ
Ведущий: «Ах, какие хоромы!» - так часто говорим мы сейчас о просторной новой квартире. Говорим, не задумываясь о смысле этого слова. Ведь хоромы – это крестьянское старинное жилище, состоящее из нескольких построек. Что же за хоромы были у крестьян в их русских избах? Как была устроена традиционная изба?
Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Крестьяне при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке как средству передвижения. На самом высоком месте строили обычно церковь и колокольню в центре села.
Дом строился основательно, «на века», место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме. Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро. Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход. Все дома на улицах деревни «смотрели» в одну сторону – на солнце, на реку. Из окон можно было видеть восходы и закаты, движение судов по реке.
Благополучным местом для строительства избы считалось место, на которое ложился отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, она была кормилицей семьи. Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков.
Ведущий: Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали – использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок. Оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым. Рубить дома начинали ранней весной или в другие месяцы года в новолуние. Если же дерево срубить на убывающей луне, то оно будет быстро гнить, поэтому и был такой запрет. Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь-январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола.
Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом – воплощение спокойствия, а не постоянных изменений как на дороге. Не строили дома на месте домов, сожженных молнией. Считалось, что молнией Илья-пророк поражает места нечистой силы. Не строили дома также там, где ранее была баня, где кто-то поранился топором или ножом.
Ведущий: Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм.
- Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.
Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – «человеческие», то есть антропоморфные названия частей избы:
- Причелина – от с лова «чело», то есть украшение на челе избы.
- Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.
- Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.
- Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.
- Пята, стопа – так называлась часть дверей.
Были в устройстве избы и двора и зооморфные названия: «быки», «курицы», «конек», «журавель» - колодец.
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб ( а «клеть» - это неотапливаемый сруб жилого дома).
В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья. внуки.
На Руси (в северных районах) жилые помещения и хозяйственные были объединены под одной крышей, чтобы можно было вести
хозяйство, не выходя из дома.
Ведущий: Печь в доме располагалась около входа и занимала примерно четверть пространства избы. «Печь в дому – то же что алтарь в церкви: в ней печется хлеб». «Хлеб нам мать родная», «Дом без печи – нежилой дом». На печи стали, ее использовали не только в приготовлении пищи, но и в целительстве, в народной медицине, на ней грелись зимой дети и старики. В печи обязательно держали заслонку закрытой, если кто-то уехал из дома (чтобы вернулся и дорога была счастливой), во время грозы (т.к. печь – еще один вход в дом, связь дома с внешним миром).
Итак, мы сегодня узнали, где и как строились избы на Руси, как они были устроены, где располагалась печь в доме, узнали о роли печи в русской избе. А сейчас мы немного поиграем.
ИГРЫ С ДОМОВЫМ:
Ведущий: Ребята, кто-то стучит за печкой! Наверное наш домовой там прячется. Надо позвать его такими словами «Дедушка-соседушка! Кушай кашу да храни избу нашу!».
( Из-за печки выглядывает Домовой, выходит).
Домовой: Я не только стучу, шумлю и двигаю стулья и посуду, нитки запутываю. Бывает, спрячу какую-нибудь вещь, а потом смотрю, как вы ее ищете!
Ведущий: Домовой, а как же нам найти пропажу?
Домовой: А вы меня ласково попросите: «Домовой, Домовой, поиграй и отдай! И сразу свою потерю найдете!
1 Ведущий: Запомнили, ребята? Знаешь, Домовой, а мы с ребятами умеем искать спрятанное. Хочешь, покажем.
Игра «Горячо-холодно». У игрока берется любой предмет и завязываются ему глаза. Домовой прячет этот предмет, игрок ищет.
Игра «Распутай ленту». В двух корзинках лежат спутанные ленты. Выходят два игрока, надо распутать как можно больше лент распутает.
Игра «Пододвинь предмет». Два игрока стоят внутри обручей. На расстоянии от них стоят два стула с привязанными веревками. Другие концы веревок привязываются к поясу детей. По сигналу игроки начинают кружиться, наматывая на себя веревку и двигая стул к себе.
Ведущий: нет дома без Домового и нет Домового без дома! Каждый жилой дом, каждая квартира имеют такого невидимого жильца, который оберегает не только сам дом, но и всех живущих в этом доме. Поэтому будем уважать нашего Домового, почитать его и не забывать об угощении.
Домовой:Спасибо вам за веселые игры. А теперь прошу всех к столу!
Все гости садятся за стол, угощаются пирогами.
Список использованной литературы:
Беловинский Л. «Изба и хоромы». Профиздат,2002.
Забелин И. «Домашний быт русского народа». М.Профиздат.2002.
Терещенко А. Быт русского народа. М. Белый город. 2003.