СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская культура-неиссякаемый родник народной мудрости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов .Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, к народному слову, уважение к традициям

Просмотр содержимого документа
«Русская культура-неиссякаемый родник народной мудрости»














Первый урок

Русская культура-неиссякаемый родник народной мудрости








Подготовила Грин Е.Г.





















2021

Тема. Русская культура-неиссякаемый родник народной мудрости

Цель: 1.Образовательная: Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов ;

2.Развивающая: Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц и поговорок,загадок, развивая воображение; работать над развитием речи учащихся и обогащением ее словарного запаса и речи посредством скороговорок, считалок и народных песен; продолжить работу над развитием умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей детей.

3.Воспитательная: Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, к народному слову, уважение к традициям,приобщая к истокам культурных традиций народов России, народов, населяющих Донбасс.

.

В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

М.Горький.



Ход урока 


  1. Организационный момент

Учитель:

- Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового. 
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекрасного настроения.

Ребята, сегодня мы собрались на игру, которая называется «Родник народной мудрости». Например, пословицы и поговорки часто называют золотыми зернами, маленькими жемчужинами, сокровищем народной мудрости. Мы совершим путешествие и вспомним загадки, народные песни, сказки, считалки.

Итак, пора начинать нашу игру.

II- Проведение игры

  1. Станция «Пословицы и поговорки».

Необозрима область жизни, охваченная пословицами поговорками. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения. Иное дело пословица - она подкрепляет речь говорящего отдельным суждением.

1.«Землю красит солнце, а человека…» (Труд)

2.«Без труда не выловишь и рыбку из… » (Пруда)

3.«Человек без друзей, что дерево…» (Без корней)

4.«Нет друга – ищи, а нашёл…» (Береги)

5.«Сам погибай, а товарища…» (Выручай)

6.«Не красна хата углами, а красна…» (Пирогами)

7.«На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай и свой…» (Затевай)

8.«Не зная броду, не суйся в…» (Воду)

9.«Кто много болтает, тот делу…» (Мешает)

10.«Встречай хлебом-солью, провожай добрым…» (Словом)

11. «Лучше матери – мать, и в огонь…» (Броситься)

12. «Сердце матери лучше солнца…» (Греет)

13. «Ради ребёнка, друга не…» (Сыщешь)

14. «Ты для матери до ста лет…» (Ребёнок)

15. «Для матери ребёнок, что весенний…» (Цветок)


Игра «Семь и один» (Назовите пословицы или поговорки, в которых упоминается о цифрах 7 и1).

«Семь раз отмерь – один раз отрежь»;

«Семеро – одного не ждут»;

«Семь бед – один ответ»;

«Семеро с ложкой, один с сошкой»;

«У семи нянек – дитя без глаза осталось».

  1. Станция «Загадочная»

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто под маской-«личиной», под иносказанием.

-Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)

-Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста.)

-Летит куча поросят,
Кто их тронет - завизжат. (Пчелы.)

-Лежит под плетнем
И крутит хвостом, Ничего не болит, А все стонет. (Свинья.)

-Ящик на коленях скачет,
То поет, то громко плачет. (Гармонь.)

-Идут четыре брата
Навстречу старшему.
Здравствуй, большак! - говорят.
Здравствуй, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка-Тимошка. (Пальцы рук.)

-Четыре ковра

Рукодельницы ткут.

Один за другим

Их на землю кладут:

Белый, зеленый,

Пестрый и желтый

Ответ здесь мудреный,

Его нашел ты?(Времена года.)

-Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.(Зима.)

-Пришла, улыбнулась-

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели,

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев за работу

Взялись трактора,

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора!»(Весна.)

-Оно за весною

К нам в гости идет.

С собою приносит

Немало забот.

Горячие, долгие

Дарит деньки,

Чтоб зрели скорей

На полях колоски.

Велит нам обильный

Собрать урожай.

Румяный, душистый

Испечь каравай.(Лето.)

-Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба,

В закрома,

Сказала:

«За мною нагрянет зима».(Осень.)

  1. Станция «Детская»

Повторите дразнилку, считалку, прослушав ее один раз:

Агап-воробей,
Не гоняй голубей,
Голуби боятся,
На крышу садятся.

Сел Афонька на быка,
В лес поехал по дрова,
А дрова сгорели,
Афоню волки съели!


Тили-тили-тили-бом! Поднимайся, дым, столбом.

У закрытых у ворот

Собирается народ.

Будем спорить и судить,

Кому первому водить.

Раз, два, три,

Выходи!


Чок, чок, чок, чок,

Ставь скорее кулачок.

Места всем должно хватить,

А тебе пора водить.



  1. Станция «Сказочная»

Из какой это сказки?

-На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

-Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? (Репка)

-Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

-В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят(Волк и семеро козлят)



Петухам не дают…(Петушок - золотой гребешок)

Ответь на вопросы.

-Чем угощала лиса журавля? (кашей)

-Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

-Из чего варил солдат кашу?( из топора)

-Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)

-Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)



Какие волшебные предметы были у этих персонажей?

-У Бабы-Яги_.....(метла, ступа)

-У Емели_.....(печь)

-У Ивана, крестьянского сына_....(ковёр-самолёт)

-У Ивана — бедняка_....(скатерть-самобранка)

-У Ваньки -...(гусли-самогуды )

-У Кощея Бессмертного_....(игла)

  1. Станция «Скороговорки»

(Проговорить четко и как можно быстрее)

Сыворотка из-под простокваши.

От топота копыт пыль по полю летит.

Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом
Поп под колпаком.

Пришел Прокоп, кипит укроп;
И при Прокопе кипит укроп,
И ушел Прокоп, кипит укроп,
И без прокопа кипит укроп.

  1. Станция «Песенная»

Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки разного содержания. Вначале пение колыбельных песен, затем наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать»- нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальцами, ручками, ножкам . Песенки более сложного содержания- это прибаутки, маленькие сказочки в стихах, поэзия смелого смешения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевёртышах. Здесь все перевёрнуто, всё наоборот.

Определите тему песни:

А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота.
Ворота-то: скрыл, скрып!
А Коленька спит, спит. (Колыбельная.)

Когда и какие действия сопровождали такими словами:
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
-В лесок по мошок:
Избушку лишить,
Чтоб не холодно жить. (Так обучают ребенка ходить.

(Мошок - мох, лишить - прокладывать, конопатить избу мхом.)

Как называются такие песни:
Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.

(Веснянки. В них обстоятельно перечислялись блага, которые ждут от наступающего весеннего тепла и лета: главным было ожидание здоровья.)

Вниз по озеру гагарушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Выше леса крылья взмахивает,
На себя воду заплескивает. (Плясовая песня.)

Догадайтесь, что это за песня и исполните ее:
Раскудрявая береза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь.

  1. Подведение итогов урока

Устное народное творчество – самый древний вид искусства. И большое место в нём занимают пословицы и поговорки, песни, загадкии. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать нам свои знания, опыт, навыки потомкам, для того чтобы мы с вами стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими.