УСЛОВИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ XIII – XV вв.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ
- Идея национального возрождения и государственного объединения;
- Идея национальной независимости;
- В рамках православной традиции зарождаются новые философские традиции.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
- Тенденция к объединению разных земель;
- Активная внутренняя колонизация;
- Важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах;
- Создание сильного централизованного, единоличноуправляемого государства.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА во второй половине XIII – середине XV веков.
Архитектура XIII - XV века Архитектура Руси после монгольского нашествия переживала период упадка – деревянные строения сожжены, каменные – разрушены, опытные мастера убиты или уведены в плен. Традиции каменного строительства были утрачены.
Однако постепенное восстановление хозяйства привело к их возрождению. Первое после монгольского нашествия сооружение из камня – храм Спасо – Преображения в Твери (конец 12 в.). Однако разгром Твери при подавлении восстания 1327 г. экономически ослабил ее, и пальма первенства в каменном строительстве перешла к менее пострадавшим землям.
Сложились три архитектурные школы: Для новгородской характерно одноглавие церквей и пышный декор.
Во второй половине 14 в. на средства новгородских бояр и купцов возводились небольшие одноглавые церкви – Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Обилие декоративных украшений придавали им праздничность и нарядность.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НА ЛИПНЕ (НОВГОРОД)
ЦЕРКОВЬ ФЕДОРА СТРАТИЛАТА (НОВГОРОД)
Псковская архитектура композиционно (одноглавие церквей) была близка к новгородской, но отличалась более скромным декором.
Культовые сооружения (одно из ранних – церковь Василия на Горке 1410 г. ) выполнены в суровом, лаконичном стиле и почти лишены внешних украшений. Архитектурный облик Пскова, стоявшего на западных рубежах русской земли, долго сохранял вид крепости.
Для московской архитектуры, сложившейся в XIV-XV вв., были характерны многоглавие церквей, нарядный декор и использование белого камня в качестве строительного материала.
А в окрестностях Москвы возводились одноглавые храмы в традициях Владимиро – Суздальского зодчества: Успенский(1400 г.) и Рождественский соборы(1405 – 1429 гг.) Саввино Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор(1422 г.) Троице – Сергиева монастыря;Спасский собор(1427 г.) Андронникова монастыря в Москве. .
Успенский собор в г. Звенигороде
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
В конце 15 – 16 в. завершилось создание грандиозного ансамбля Московского Кремля. Его стены из красного кирпича включали 18 башен. Возведенный по всем правилам тогдашней фортификационной науки, Кремль стал одной из крупнейших в мире крепостей. Величественный ансамбль Московского Кремля стал символом могущества и достоинства столицы России.
Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров и итальянских архитекторов. Его современный облик в основном сложился во второй половине ХV века.
УСПЕНСКИЙ СОБОР Аристотель Фиораванти
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР АЛЕВИЗ НОВЫЙ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР псковские мастера
СОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ (1635-1656) Антип Константинов и Бажен Огурцов
Колокольня Ивана Великого
Бон Фрязин
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
ИКОНОПИСЬ
ФЕОФАН ГРЕК
Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во второй половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 г. Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Первое упоминание о «московском» периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 г. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского кремля (1405 г.) . Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском соборе.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Иконостас Благовещенского собора Московского кремля
БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце.
Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано принял постриг.
Самая известная работа Андрея Рублева – «Троица» из иконостаса Троицкого собора.
«Троицу» отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии.
Фрески Успенского собора во Владимире работы Андрея Рублева
Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.