Лекция №1 .
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления
Введение.
На рубеже 19-20 веков
- Россия переживала перемены во всех областях жизни.
- Предельная напряженность, трагичность времени.
«Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их».
М.Горький
Конец 19-начало 20 – время небывалых потрясений и революций:
- русско-японская война (1904-1905);
- революция 1905-1907 гг.;
- Февральская революция 1917 года;
- Октябрьская 1917 года;
- первая мировая война (1914-1918).
Социально-экономическое и политическое развитие России
- Начало 20 века – время правления императора Николая II
- Россия – страна со средним уровнем развития капитализма
- Железные дороги связали Центр с окраинами
- Возникли крупные банки
- Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире
- Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран
- Но при этом – низкая производительность труда
- Отсталое сельское хозяйство
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
- В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
В.В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
- Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы.
Культура России начала 20 века
- Изменения в системе образования – ликвидация безграмотности, введение всеобщего начального образования
- Развитие периодической печати и книгоиздательского дела
- Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии
- В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов
- «Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым
Хронологические рамки периода можно обозначить так:
- Серебряный век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг.
- 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.
- По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921 — 1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов и историков из страны).
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.
- Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями:
- реализмом,
- модернизмом,
- литературным авангардом.
Реализм (от лат. realis – вещественный) –
- творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм).
Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.
Реализм
- Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
Обсуждаются последние пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».
Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н.Толстого .
М.Горький
- Романтические рассказы.
- Пьеса «На дне».
«На дне» - первое произведение М.Горького, которое принесло автору мировую славу.
А.И.Куприн
«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»
Истинная любовь – основа всего земного.
Любовь должна основываться на возвышенных чувствах.
Любовь надо нести в себе всю жизнь, не размениваясь на мелкие страсти и увлечения.
Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный)
– общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века.
Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.
Течения модернизма
модернизм
символизм
акмеизм
футуризм
Представители модернистских литературных направлений
- Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
- Мистики—богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
- Декаденты—индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
- Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
- Акмеисты : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Символизм
– литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С.Соловьева о Душе мира.
Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу.
Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.
символисты
- «Младшие» символисты (1900 г.)
А.Белый,
Вяч.Иванов,
А.А.Блок (начало 1900-х г ).
С.Соловьев
- «Старшие» символисты (1890г.)
Д.Мережковский-идеолог
В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, З.Гиппиус,
Ф.К.Сологуб (90-е годы XIX века).
Поэзия
СИМВОЛИСТЫ
К.Бальмонт
В.Брюсов
А.Блок
Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей
- Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей
К.Бальмонт
Предчувствие «грядущих мятежей»
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам
В.Брюсов
Акмеизм (от греч. akme – цветущая сила, высшая степень чего-либо)
– литературное течение в поэзии, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд на жизнь».
(1913-1914 )
Представители – Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам (кружок «Цех поэтов»).
АКМЕИСТЫ Н.Гумилев и А.Ахматова, ФУТУРИСТЫ В.Маяковский и В.Хлебников критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
В. Хлебников
А. Ахматова
Н. Гумилёв
В. Маяковский
Футуристы
1) «Ассоциация эгофутуристов», 1911 г. (И.Северянин и др.);
2) «Гилея» 1912 г.(кубофутуристы В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк и др.);
3) «Центрифуга» 1913 г.(Н.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.);
4) «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др.)
Представители авангарда
- Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
- Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
- Группа "Мезонин поэзии" : В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
- Объединение "Центрифуга" : Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья».
Стихи В.Маяковского , В.Хлебникова.
В живописи почитают реалистов И.Репина , В.Сурикова , братьев Васнецовых
Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа , К.Коровина , П.Кончаловского
А. Бенуа.
Последние прогулки Людовика XIV
К. Коровин
Париж после дождя. 1900
П. Кончаловский
Бой быков в Севилье. 1910
В музыке продолжают работать композиторы:
Н.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»)
И.Стравинский ( балет «Петрушка»)
А.Глазунов
С.Рахманинов
А.Скрябин
- Переживает расцвет русский реалистический театр.
- Всемирную славу получает система К.Станиславского , создавшего МХАТ.
- Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов.
В.Мейерхольд
К.Станиславский
Е.Вахтангов
Федор Шаляпин
Анна Павлова
Вера Холодная
Декаде́нтство, декаданс (фр. decaden ce — упадок) – особое восприятие мира, умонастроение, сложившееся в конце XIX века.
Рамон Касас. Юная декадентка. 1899
- Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества .
- Постоянными темами являются:
- мотивы небытия и смерти , отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей .
- мотивы небытия и смерти ,
- отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей .
В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как К. Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Д. Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» В. Брюсов .
Эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.
- Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши - в вянущих ушах.
Декадентский стиль в одежде
Декадентское движение сегодня
- В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи». Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён.
- В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
- Андегра́унд (или андергра́унд ) (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.
К декадентам себя относят многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы «Агата Кристи» (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), «Оберманекен», «Бостонское чаепитие», «Кремация Бонифация», «Кабаре Безумного Пьеро», «Пикник» и др.