СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература конца 19 - начала 20 века. Обзор

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция " Реализм и модернизм как литературные направления"

Просмотр содержимого документа
«Русская литература конца 19 - начала 20 века. Обзор»

Лекция №1 . Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.   Реализм и модернизм как литературные направления Введение.

Лекция №1 .

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления

Введение.

На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Предельная напряженность, трагичность времени.  «Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их».  М.Горький

На рубеже 19-20 веков

  • Россия переживала перемены во всех областях жизни.
  • Предельная напряженность, трагичность времени.

«Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их».

М.Горький

 Конец 19-начало 20 – время  небывалых потрясений и революций:    русско-японская война (1904-1905); революция 1905-1907 гг.; Февральская революция 1917 года; Октябрьская 1917 года; первая мировая война (1914-1918).

Конец 19-начало 20 – время небывалых потрясений и революций:

  • русско-японская война (1904-1905);
  • революция 1905-1907 гг.;
  • Февральская революция 1917 года;
  • Октябрьская 1917 года;
  • первая мировая война (1914-1918).
Социально-экономическое и политическое развитие России Начало 20 века – время правления императора Николая II Россия – страна со средним уровнем развития капитализма Железные дороги связали Центр с окраинами Возникли крупные банки Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран Но при этом – низкая производительность труда Отсталое сельское хозяйство

Социально-экономическое и политическое развитие России

  • Начало 20 века – время правления императора Николая II
  • Россия – страна со средним уровнем развития капитализма
  • Железные дороги связали Центр с окраинами
  • Возникли крупные банки
  • Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире
  • Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран
  • Но при этом – низкая производительность труда
  • Отсталое сельское хозяйство
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.    В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.

  • В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
В.В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871

В.В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.    Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы.

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.

  • Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы.
Культура России начала 20 века Изменения в системе образования – ликвидация безграмотности, введение всеобщего начального образования Развитие периодической печати и книгоиздательского дела Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов «Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым

Культура России начала 20 века

  • Изменения в системе образования – ликвидация безграмотности, введение всеобщего начального образования
  • Развитие периодической печати и книгоиздательского дела
  • Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии
  • В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов
  • «Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым
Хронологические рамки периода можно обозначить так:     Серебряный век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг.  1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник

Хронологические рамки периода можно обозначить так:

  • Серебряный век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг.
  • 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.

  • По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921 — 1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов и историков из страны).
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

  • Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями:

  • реализмом,
  • модернизмом,
  • литературным авангардом.
Реализм   (от лат. realis – вещественный) – творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм).  Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.

Реализм (от лат. realis – вещественный) –

  • творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм).

Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.

Реализм Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:  А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Реализм

  • Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:

А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Обсуждаются последние пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы  Л.Н.Толстого .

Обсуждаются последние пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».

Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н.Толстого .

М.Горький Романтические рассказы. Пьеса «На дне». «На дне» - первое произведение М.Горького, которое принесло автору мировую славу.

М.Горький

  • Романтические рассказы.
  • Пьеса «На дне».

«На дне» - первое произведение М.Горького, которое принесло автору мировую славу.

А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» Истинная любовь – основа всего земного. Любовь должна основываться на возвышенных чувствах. Любовь надо нести в себе всю жизнь, не размениваясь на мелкие страсти и увлечения.

А.И.Куприн

«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»

Истинная любовь – основа всего земного.

Любовь должна основываться на возвышенных чувствах.

Любовь надо нести в себе всю жизнь, не размениваясь на мелкие страсти и увлечения.

Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный) – общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века.  Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.

Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный)

– общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века.

Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.

 Течения модернизма модернизм символизм акмеизм футуризм

Течения модернизма

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

Представители модернистских литературных направлений Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др. Мистики—богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский. Декаденты—индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб. Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др. Акмеисты : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Представители модернистских литературных направлений

  • Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
  • Мистики—богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
  • Декаденты—индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеисты : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Символизм – литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С.Соловьева о Душе мира.  Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу.  Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.

Символизм

– литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С.Соловьева о Душе мира.

Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу.

Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.

символисты «Младшие» символисты (1900 г.)  А.Белый, Вяч.Иванов, А.А.Блок (начало 1900-х г ). С.Соловьев «Старшие» символисты  (1890г.)   Д.Мережковский-идеолог   В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, З.Гиппиус,  Ф.К.Сологуб (90-е годы XIX века).

символисты

  • «Младшие» символисты (1900 г.)

А.Белый,

Вяч.Иванов,

А.А.Блок (начало 1900-х г ).

С.Соловьев

  • «Старшие» символисты (1890г.)

Д.Мережковский-идеолог

В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, З.Гиппиус,

Ф.К.Сологуб (90-е годы XIX века).

Поэзия СИМВОЛИСТЫ  К.Бальмонт В.Брюсов  А.Блок

Поэзия

СИМВОЛИСТЫ

К.Бальмонт

В.Брюсов

А.Блок

Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу  Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей  Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей   К.Бальмонт

Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей

  • Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей

К.Бальмонт

Предчувствие «грядущих мятежей»  Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром? Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам   В.Брюсов  В.Брюсов

Предчувствие «грядущих мятежей»

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам

В.Брюсов

  • В.Брюсов
Акмеизм (от греч. akme – цветущая сила, высшая степень чего-либо) – литературное течение в поэзии, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд на жизнь». (1913-1914 ) Представители – Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам (кружок «Цех поэтов»).

Акмеизм (от греч. akme – цветущая сила, высшая степень чего-либо)

литературное течение в поэзии, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд на жизнь».

(1913-1914 )

Представители – Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам (кружок «Цех поэтов»).

АКМЕИСТЫ Н.Гумилев и А.Ахматова, ФУТУРИСТЫ В.Маяковский и В.Хлебников критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя. В. Хлебников А. Ахматова Н. Гумилёв В. Маяковский

АКМЕИСТЫ Н.Гумилев и А.Ахматова, ФУТУРИСТЫ В.Маяковский и В.Хлебников критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

В. Хлебников

А. Ахматова

Н. Гумилёв

В. Маяковский

Футуристы 1) «Ассоциация эгофутуристов», 1911 г. (И.Северянин и др.);  2) «Гилея» 1912 г.(кубофутуристы В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк и др.);  3) «Центрифуга» 1913 г.(Н.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.);  4) «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др.)

Футуристы

1) «Ассоциация эгофутуристов», 1911 г. (И.Северянин и др.);

2) «Гилея» 1912 г.(кубофутуристы В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк и др.);

3) «Центрифуга» 1913 г.(Н.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.);

4) «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др.)

Представители авангарда Кубофутуристы (поэты

Представители авангарда

  • Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа "Мезонин поэзии" : В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение "Центрифуга" : Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья». Стихи В.Маяковского , В.Хлебникова.

Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья».

Стихи В.Маяковского , В.Хлебникова.

В живописи почитают реалистов И.Репина , В.Сурикова , братьев Васнецовых

В живописи почитают реалистов И.Репина , В.Сурикова , братьев Васнецовых

Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа , К.Коровина , П.Кончаловского  А. Бенуа. Последние прогулки Людовика XIV К. Коровин Париж после дождя. 1900 П. Кончаловский Бой быков в Севилье. 1910

Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа , К.Коровина , П.Кончаловского

А. Бенуа.

Последние прогулки Людовика XIV

К. Коровин

Париж после дождя. 1900

П. Кончаловский

Бой быков в Севилье. 1910

В музыке продолжают работать композиторы: Н.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок») И.Стравинский ( балет «Петрушка») А.Глазунов С.Рахманинов А.Скрябин

В музыке продолжают работать композиторы:

Н.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»)

И.Стравинский ( балет «Петрушка»)

А.Глазунов

С.Рахманинов

А.Скрябин

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К.Станиславского , создавшего МХАТ. Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов. В.Мейерхольд К.Станиславский Е.Вахтангов
  • Переживает расцвет русский реалистический театр.
  • Всемирную славу получает система К.Станиславского , создавшего МХАТ.
  • Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов.

В.Мейерхольд

К.Станиславский

Е.Вахтангов

Федор Шаляпин Анна Павлова Вера Холодная

Федор Шаляпин

Анна Павлова

Вера Холодная

Декаде́нтство, декаданс (фр. decaden ce — упадок) – особое восприятие мира, умонастроение, сложившееся в конце XIX века. Рамон Касас. Юная декадентка. 1899

Декаде́нтство, декаданс (фр. decaden ce — упадок) – особое восприятие мира, умонастроение, сложившееся в конце XIX века.

Рамон Касас. Юная декадентка. 1899

Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием  свободы творчества . Постоянными темами являются: мотивы небытия и смерти , отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей . мотивы небытия и смерти , отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей .
  • Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества .
  • Постоянными темами являются:
  • мотивы небытия и смерти , отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей .
  • мотивы небытия и смерти ,
  • отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей .
В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как К.  Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Д. Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» В.  Брюсов .

В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как К. Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Д. Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» В. Брюсов .

Эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные  Зашуршали в камышах,  А шершаво-декадентные  Вирши - в вянущих ушах. Мандрагоры имманентные  Зашуршали в камышах,  А шершаво-декадентные  Вирши - в вянущих ушах.

Эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентные

Зашуршали в камышах,

А шершаво-декадентные

Вирши - в вянущих ушах.

  • Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши - в вянущих ушах.
Декадентский стиль в одежде

Декадентский стиль в одежде

Декадентское движение сегодня

  • В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи». Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён.
  • В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
  • Андегра́унд (или андергра́унд ) (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.
К декадентам себя относят многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы «Агата Кристи» (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), «Оберманекен», «Бостонское чаепитие», «Кремация Бонифация», «Кабаре Безумного Пьеро», «Пикник» и др.

К декадентам себя относят многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы «Агата Кристи» (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), «Оберманекен», «Бостонское чаепитие», «Кремация Бонифация», «Кабаре Безумного Пьеро», «Пикник» и др.