СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература начала 20 века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература начала 20 века. Бектина Лилия Алтынбековна

Просмотр содержимого документа
«Русская литература начала 20 века.»

Учитель русского языка и литературы ГУ СОШ №47 г. Семей. Бектина Лилия Алтынбековна   Русская литература  начала 20 века    11 класс

Учитель русского языка и литературы ГУ СОШ №47

г. Семей.

Бектина Лилия Алтынбековна

Русская литература начала 20 века

11 класс

 Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей . Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей . Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.

 В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.  Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

От гр. symbolon - знак, символ. Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. Связь с мировой культурой. Интерес к отечественной классике. Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса.  Особая роль творчества. Поэт - пророк.
  • От гр. symbolon - знак, символ.
  • Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
  • Связь с мировой культурой.
  • Интерес к отечественной классике.
  • Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию

идеала. Ощущение хаоса.

  • Особая роль творчества.
  • Поэт - пророк.
Появился в России в 80-90 гг. XIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Представители в литературе:  В.Я. Брюсов  К.Д. Бальмонт А.Белый  Ф.К. Сологуб  И.Ф. Анненский  Представители в живописи :  А.Бенуа   К.Сомов   М. Врубель
  • Появился в России в 80-90 гг. XIX в.
  • Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни
  • Представители в литературе:

В.Я. Брюсов

К.Д. Бальмонт

А.Белый

Ф.К. Сологуб

И.Ф. Анненский

  • Представители в живописи :

А.Бенуа

К.Сомов

М. Врубель

Особенности русского символизма: Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике  - обновление жанров лирики  - новые принципы циклизации  - смысловая полифония Идея самоценности искусства  (независимость от всего) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление

Особенности русского символизма:

  • Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру
  • Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков
  • Сочетание противоречивых тенденций
  • Открытия в поэтике

- обновление жанров лирики

- новые принципы циклизации

- смысловая полифония

  • Идея самоценности искусства

(независимость от всего)

  • Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление
 Старшие символисты  В.Брюсов  Ю.Балтрушайтис  К.Бальмонт 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения,  вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

Старшие символисты

В.Брюсов

Ю.Балтрушайтис

К.Бальмонт

1903 Брюсов «Ключи тайн» :

  • Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа
  • Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией
  • Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями.
  • Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения
  • Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
 Младосимволисты  1900гг.-рубеж веков Философия Соловьева В.Иванов А.Белый А.А.Блок Л.Л. Эллис  божественное единство Вселенной  Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах  … Мы подошли -и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны… Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность , противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России

Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков

Философия Соловьева

В.Иванов А.Белый А.А.Блок Л.Л. Эллис

  • божественное единство Вселенной
  • Душа мира – Вечная Женственность
  • Общество построено на духовных началах

Мы подошли -и воды синие

Как две расплеснутых стены.

И вот в дали белеет скиния,

И дали мутные видны…

  • Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания
  • Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
  • Эклектичность , противоречивость
  • В центре внимания – вопросы о судьбах России
От гр. akme - высшая степень чего-либо. Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения. Человек должен найти лад с собой и с миром. Связь с мировой культурой и русской классикой.
  • От гр. akme - высшая степень чего-либо.
  • Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.
  • Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
  • Человек должен найти лад с собой и с миром.
  • Связь с мировой культурой и русской классикой.

 «Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастност ь Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека. Ясность слова Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту
  • «Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастност ь
  • Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции
  • Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.
  • Ясность слова
  • Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту
От лат. futurum - будущее. Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира. Творчество как продолжение природы. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров. Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура.
  • От лат. futurum - будущее.
  • Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.
  • Творчество как продолжение природы.
  • Отказ от традиций.
  • Разрушение существующей системы жанров.
  • Разрабатывается тонический стих. Неограниченное

словотворчество. Сложная композиционная структура.

М.Горький: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни». Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». В.Брюсов: «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
  • М.Горький:

«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».

  • Бунин И.А.:

«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».

  • В.Брюсов:

«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

 Эстетические принципы футуризма Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. Отношение к реальности: революционное преображение. Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. Близкий род искусства: живопись. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.

Эстетические принципы футуризма

  • Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
  • Отношение к реальности: революционное преображение.
  • Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
  • Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
  • Близкий род искусства: живопись.
  • Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.
«Центрифуга»   Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов (

«Центрифуга»

Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга».

Борис Пастернак

1890-1960

Вернуться к "Содержанию"

 Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень».  По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество». Николай Асеев 1889-1963 Вернуться к

Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень».

По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество».

Николай Асеев

1889-1963

Вернуться к "Содержанию"

Кубофутуризм  Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает

Кубофутуризм

Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться".

В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов.

Владимир Маяковский

1893-1930

Вернуться к "Содержанию"

  Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.   Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) 1885-1922 Вернуться к

Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.

Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения.

Хлебников Велимир

(Виктор Владимирович)

1885-1922

Вернуться к "Содержанию"

Эгофутуризм   Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».   Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я-будущее» или «я в будущем»). Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич)  1887-1941 Вернуться к

Эгофутуризм

Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я-будущее» или «я в будущем»).

Игорь Северянин

(Лотарев Игорь Васильевич)

1887-1941

Вернуться к "Содержанию"

  В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.   Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами. Вернуться к

В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.

Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.

Вернуться к "Содержанию"

От англ. и фр. image - образ. Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации искусства. Используется свободный стих. С. А. Есенин, В. Шершневич, А. Мариенгоф
  • От англ. и фр. image - образ.
  • Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.
  • Поедание образом смысла.
  • Против политизации искусства.
  • Используется свободный стих.
  • С. А. Есенин, В. Шершневич,
  • А. Мариенгоф
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным , образ от духа корабельным , и третий образ от разума – ангелическим ». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица , Радуница , Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).
  • Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным , образ от духа корабельным , и третий образ от разума – ангелическим ». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица , Радуница , Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать стр. 8-18, ответить на вопросы на стр. 19. Подготовить презентации по группам. Выучить стихотворение одного из модернистских поэтов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать стр. 8-18, ответить на вопросы на стр. 19.

Подготовить презентации по группам.

Выучить стихотворение одного из модернистских поэтов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!