Футуризм в русской литературе начала 20 века
Серебряный век русской поэзии
- Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
- Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
- Литературных направлений существует огромное множество. Активнее всего они развивались и появлялись в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.
Футуризм – «искусство будущего»
- Одним из направлений, родившихся в начале 20 века, стал футуризм.
- Футуризм (от лат. «futurum» - будущее) - литературное направление, приверженцев которого больше интересовало не содержание произведений, а их форма. Футуризм - «искусство будущего».
- Футуризм – это название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов.
Из истории футуризма. Италия.
- Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано.
- Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
- В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Реакция на «Пощёчину общественному вкусу»
- Сборник и футуризм в целом вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов.
- Например, И. А. Бунин высказался так: “Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”.
- А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал: “Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. ...Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”.
Принципы и особенности футуризма
- Стремление к созданию нового искусства, устремлённость в будущее (отсюда и название).
- Отрицание традиций в искусстве.
- Смешение стилей и жанров
- Особое внимание к форме произведения. Экспериментаторство в стихосложении – области рифмы, лексики,
- Использование неологизмов, часто авторских.
- Стремление выразить массовое настроение толпы, отсюда – язык плакатов, лозунгов, ориентация на произносимый стих. Футуристы писали от имени человека толпы. Они были уверены в «неизбежности крушения старья» (В. Маяковский) и рождении «нового человечества».
- Бунтарский дух, анархичность мировоззрения
- Культ города, техники.
- Пафос эпатажа
- Давид Бурлюк «Помолвка»
Пафос эпатажа
- Публичные выступления футуристов были вызывающими: К.Малевич – читал стихи под удары гонга; В.Маяковский – в женской желтой блузке; А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку; В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев; Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.
- Эпатажные названия футуристических сборников и манифестов: “Дохлая луна” “Молоко кобылиц” “Рыкающий Парнас” “Идите к черту” “Пощечина общественному вкусу”
Истоки и основа футуризма в России
- Что отличало общественную жизнь начала 20 века? Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни.
- Классическая литература 19 века, а точнее, её художественные приёмы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века.
- Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?
Основные направления и группы футуризма в России
Кубофутуристы – группа «Гилея» (1910)
(Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк
и другие).
- Их сборники: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).
- Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы кубизма в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое, изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
- Призывали сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.
- По их мнению, «Новую Грядущую Красоту» может выразить толок раскрепощённое искусство , «Самоценное Слово».
- Они почти полностью отрицали все законы и правила грамматики и поэтики. СЛОВО против: содержания, языка (литературного), ритма (музыкального, условного), синтаксиса, этимологии.
Эстетика кубофутуризма
- Отрицание гармонии.
- Деэстетизация творчества: художественные приёмы (сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д.) призваны были не усиливать красоту и образность, а наоборот, профанировать её: "Улица провалилась, как нос сифилитика. Река - сладострастье, растёкшееся в слюни..." (В.В. Маяковский, "А всё-таки");
- Преобладание формы над содержанием: форма слова, ритмика и мелодика текста важнее его смысла.
- Словотворчество: попытка заменить традиционный язык «заумным языком»*, многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «зинзивер», «времирей», «смеянствуют», "любёночек". Преуспели в этом направлении Велимир Хлебников ("Бобэоби пелись губы...", "Заклятие смехом") и Алексей Кручёных ("дыр бул щыл..."). Чтобы найти новый смысл в слове, футуристы разлагали слово: n : х ; в то же время языковые эксперименты позволяли обнаруживать неисчерпаемое богатство русского языка - см., например, стихотворение Хлебникова "Заклятие смехом" **.
- Антигуманный характер творчества: искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него.
Поэт-футурист Владимир Маяковский
- Владимир Маяковский… Поэт-революционер и бунтовщик – так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма.
- На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе.
- В двадцатые годы многие были уверены, что Маяковский – поэт-футурист, так как для его творчества характерны необычный синтаксис, своеобразная лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие метафоры. Все эти особенности художественного стиля поэта уходят корнями в раннее творчество, вызывающее и кричащее.
- И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.
«Ассоциация эгофутуристов»
- «Ассоциация эгофутуристов»
(Игорь Северянин, Иван Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее» ). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.
- В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна . Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.
- Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:
- Душа – единственная истина.
- Самоутверждение личности
- Поиски нового без отвергания старого.
- Осмысленные неологизмы.
- Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
- Борьба со «стереотипами» и «заставками».
- Разнообразие метров».
- 1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).
- Позже присоединился И. Иванов, который создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».
Игорь Северянин – лидер эгофутуристов
- Группу эгофутуристов , в которую вошли поэты Константин Олимпов, Иван Игнатьев и Георгий Иванов, возглавлял Игорь Северянин (1887-1941; настоящая фамилия - Лотарёв).
- Творчество эгофутуристов было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным.
- Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился от возглавляемой им группы, издал несколько сборников: "Громокипящий кубок", "Ананасы в шампанском", "Златолира", "Поэзоантракт", "Поэзоконцерт". Его выступления принесли ему огромную славу и беспрецедентное поклонение со стороны публики, особенно женской. Рафинированность ощущений, мелодичность, напевность стихов, демонстративное себялюбие - вот характерные черты эгофутуристической поэзии.
«Мезонин поэзии»
(В. Шершеневич, Р. Ивнев).
- Группа была создана в 1913 из эгофутуристов.(Уже в конце 1913 объединение распалось).
- Входили поэты и писатели : В. Шершеневич, Р.Ивнев, Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренёв и др.
- Идейный вдохновитель группы В.Шершеневич писал : «…футуризм – общественное течение, рождённое большим городом , который сам уничтожает всякие национальные различия. Поэзия грядущего космополитична.»
- Выпустили три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.
Объединение «Центрифуга»
(Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак).
- Объединение создано в январе 1914г.
- Основные особенности творчества представителей «Центрифуги:
- Перемещение при построении лирического произведения центра внимания со слова как такового на интонационно-ритмические и синтаксические структуры .
- Органичное соединение футуристического экспериментаторства и традиций.
- “ Центрифуга” как поэтическая группа просуществовала до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.
Взаимоотношения футуристических групп
- Эти четыре футуристические группировки (кубофутуристы, эгофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга») находились в весьма странных и напряженных отношениях друг с другом.
- Они враждовали, не сходясь во мнениях о том, кто из них является оплотом истинного футуризма, однако порой участники одной группировки переходили в другую без каких-либо проблем.
- Помимо четырёх крупнейших существовало также несколько других объединений футуристов: «41 градус», «Творчество», «Лирень», «Бескровное убийство».
- Группа «Гилея»
Поэзия и живопись
- Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки.
- В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы.
- Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
- Казимир Малевич «Точильщик»
Угасание футуризма
- Многие русские футуристы, например, Владимир Маяковский, Осип Брик, Велимир Хлебников и Василий Кандинский приветствовали Октябрьскую революцию и отражали революционные идеи в своих произведениях.
- Но вместе с этим футуристическим произведениям была свойственная антивоенная идея, нашедшая отражение в поэмах «Война в мышеловке» Хлебникова и «Война и мир» Маяковского.
- Несмотря на то, что футуристы приветствовали русскую революцию, темпы развития этого движения стали заметно уменьшаться сразу после Октябрьской революции 1917 года.
- Судьба многих футуристов сложилась печально и даже трагически: кто-то был расстрелян, кто-то отправился в ссылку или в эмиграцию. Немногие оставшиеся в России футуристы сменили свои литературные взгляды и выработали новый, отличный от футуристического, стиль.
Футуризм – значимое явление в русской поэзии
- Футуризм - это отдельная и очень важная глава в истории русской поэзии. Его идеалы и идеи оказали огромное влияние на развитие русской литературы.
- Нестандартное мышление футуристов, отрицавших все сложившиеся каноны и бесстрашно пытавшихся создать нечто абсолютно новое, «сражающихся с морализмом», привнесло в литературу множество новаторских идей, которые были в дальнейшем подхвачены последующими поколениями поэтов.
- Давид Бурлюк «Синий всадник»
Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.