СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Серебряный век " русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит презентацию о поэтических течениях начала 20 века: символизме, акмеизме, футуризме. Это обзорная тема для учащихся 9 класса. Кроме теоретического материала, в презентации есть тест, групповая творческая работа

Просмотр содержимого документа
«"Серебряный век " русской литературы»

ЦЕЛИ УРОКА Дать представление о тенденциях русской литературы начала 20 века Дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс» Сформировать личностное отношение к содержанию урока

ЦЕЛИ УРОКА

  • Дать представление о тенденциях русской литературы начала 20 века
  • Дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс»
  • Сформировать личностное отношение к содержанию урока
Этапы урока  Познакомить учащихся с периодом в русской литературе, названным «серебряным веком» Выявить поэтические течения в русской литературе начала 20 века Проследить взаимосвязь литературы с другими видами искусства ( музыка, живопись)

Этапы урока

Познакомить учащихся с периодом в русской литературе, названным «серебряным веком»

Выявить поэтические течения в русской литературе начала 20 века

Проследить взаимосвязь литературы с другими видами искусства ( музыка, живопись)

Хронологические рамки 20 век 1917 г. идеологизация всей жизни  19 век 80-90-е гг. Эпоха безвременья

Хронологические рамки

  • 20 век
  • 1917 г.
  • идеологизация всей жизни
  • 19 век
  • 80-90-е гг.
  • Эпоха безвременья
Атмосфера рубежа веков в отзывах современников Н.Бердяев: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике». З.Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед». А.Белый: «В 1898 и 1899 гг. мы прислушивались к перемене ветра в психологической атмосфере».

Атмосфера рубежа веков в отзывах современников

  • Н.Бердяев: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике».
  • З.Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».
  • А.Белый: «В 1898 и 1899 гг. мы прислушивались к перемене ветра в психологической атмосфере».
Серебряный век- сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего в литературе, а точнее- в поэзии
  • Серебряный век- сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего в литературе, а точнее- в поэзии
акмеизм «серебряный век» футуризм символизм

акмеизм

«серебряный век»

футуризм

символизм

Символизм Выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний. В.Брюсов К.Бальмонт

Символизм

  • Выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний.
  • В.Брюсов К.Бальмонт
К. Бальмонт Вечер.Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас воли. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.

К. Бальмонт

Вечер.Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас воли. Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог,

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

Акмеизм Отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов Провозглашение высокой самоценности земного, реального мира А.Ахматова Н.Гумилев О.Мандельштам

Акмеизм

  • Отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов
  • Провозглашение высокой самоценности земного, реального мира
  • А.Ахматова Н.Гумилев
  • О.Мандельштам
А.Ахматова Молюсь оконному лучу- Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце- пополам.

А.Ахматова

  • Молюсь оконному лучу-
  • Он бледен, тонок, прям.
  • Сегодня я с утра молчу,
  • А сердце- пополам.
Футуризм Отрицание художественного и нравственного наследия прошлого, как нечто отжившего и не соответствующего современности В.Хлебников В.Маяковский И.Северянин

Футуризм

  • Отрицание художественного и нравственного наследия прошлого, как нечто отжившего и не соответствующего современности
  • В.Хлебников В.Маяковский
  • И.Северянин
В.Хлебников Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели  Стая легких времирей. Времири- время и снегири. Поюны- поющие и юные.

В.Хлебников

  • Там, где жили свиристели,
  • Где качались тихо ели,
  • Пролетели, улетели
  • Стая легких времирей.
  • Где шумели тихо ели,
  • Где поюны крик пропели,
  • Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Времири- время и снегири.

Поюны- поющие и юные.

Музыка С.Рахманинов А.Скрябин

Музыка

С.Рахманинов А.Скрябин

Живопись К.Петров-Водкин «Купание красного коня» М.Врубель «Демон поверженный» В.Борисов-Мусатов «Призраки»

Живопись

  • К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
  • М.Врубель «Демон поверженный»
  • В.Борисов-Мусатов «Призраки»
Групповая работа Сочинить стихи по предложенным рифмам представителям 3 направлений в русской литературе начала 20 века Акмеистам Символистам Футуристам - других - стих - новым - миры? - песок - тогда - стих - тих - словом - игры? - далек - города? - меня - светит - руку - вперед - нежней - зло - огня - отметит - звуку - умрет - к ней - число

Групповая работа

  • Сочинить стихи по предложенным рифмам представителям 3 направлений в русской литературе начала 20 века
  • Акмеистам Символистам Футуристам
  • - других - стих - новым
  • - миры? - песок - тогда
  • - стих - тих - словом
  • - игры? - далек - города?
  • - меня - светит - руку
  • - вперед - нежней - зло
  • - огня - отметит - звуку
  • - умрет - к ней - число
Тестовые задания Определите направление в литературе по характерным признакам: а) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. б) Направление, отрицавшее художественное наследие прошлого. в) Направление, провозглашавшее «самоценность» явлений жизни.

Тестовые задания

  • Определите направление в литературе по характерным признакам:
  • а) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
  • б) Направление, отрицавшее художественное наследие прошлого.
  • в) Направление, провозглашавшее «самоценность» явлений жизни.
Тестовые задания  К какому направлению принадлежали поэты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам?  К какому направлению принадлежали поэты: В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый?  Кто из поэтов принадлежал к футуристам  а) И.Северянин,В.Маяковский;  б) И.Бунин, А.Блок?

Тестовые задания

К какому направлению принадлежали поэты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам?

К какому направлению принадлежали поэты: В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый?

Кто из поэтов принадлежал к футуристам

а) И.Северянин,В.Маяковский;

б) И.Бунин, А.Блок?

Термины Декаданс Русский Ренессанс Модернизм Серебряный век

Термины

  • Декаданс
  • Русский Ренессанс
  • Модернизм
  • Серебряный век
Домашнее задание Ответить на вопрос: «В чем уникальность «серебряного века» русской поэзии ?

Домашнее задание

  • Ответить на вопрос: «В чем уникальность «серебряного века» русской поэзии ?
Декаданс- упадок
  • Декаданс- упадок
Русский Ренессанс – возрождение, духовное обновление
  • Русский Ренессанс – возрождение, духовное обновление
Модернизм- новый, современный.
  • Модернизм- новый, современный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!