СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература во второй половине XIII –XVвека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 6 классе. Русская литература во второй  половине XIII –XVвека

Просмотр содержимого документа
«Русская литература во второй половине XIII –XVвека»

Урок №
Тема: «Русская литература во второй половине XIIIXVвека »





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент – 1 мин.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.


Ученики приветствуют учителя.

II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 8 мин.


Звучит колокольный звон.

Вступительная беседа

- Колокольный звон … и сразу хочется сказать: Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты себя приносила в жертву ради спасения мира. Тебя унижали и стремились унижать, но ты выстояла и победила ради спасения человечества.

Откуда столько силы, Русь- матушка?

Сила твоя в истоках твоих христианских, традициях, в культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя, Русь-матушка, и черпала из своих родников силы великие, которых хватило на мир весь.

Давайте вспомним события XIII – XVвеков.ответ детей: монгольское нашествие, борьба русских земель с Ордой, эпоха раздробленности, объединение русских земель вокруг Москвы.

1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси?

2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII–середине XVв.?

3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство?


















Дети отвечают на вопросы:

  1. Последствия монгольского разорения для развития культуры Руси:

- разрушение многих городов;

-прекращение каменного строительства на Руси;

- утрата многих древних книг и икон;

- запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла).

2. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство.

3. Московское княжество возглавило объединение русских земель.

Уч-ся делают вывод.

III.Изучения нового материала.-17мин.


- На уроке нам предстоит отправиться в путешествие по страницам русской литературыXIII–XV вв. Какова тема нашего путешествия? Предлагаю её расшифровать. А для этого необходимо найти способ чтения слова и восстановить его первоначальный вид. Это слово на экране.
ЛQИWТZЕVРNАRТFУGРYА.
Итак, тема нашего урока «Русская литература во второй половине
XIIIXVвеке».

Какую цель мы перед собой поставим? Познакомиться с особенностями русской литературы, письменности. В ходе урока обратить внимание на то, какие изменения в искусстве Руси произошли в это время, с чем они связаны и как эти изменения отразились на укреплении могущества Русского государства.








ЛИТЕРАТУРА


Записывают число и тему урока.



а)Письменность - 7 мин.




































Литература – 10мин.





Физминутка-2мин.










Рассказ учителя

- Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры.

- Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси.
А что это за черты мы узнаем, поработав с текстом учебника.
Работа с текстом. С.213 2-4 абзаца.

И вместе составим схему «Материал для письма».

Читаем дальше и составляем следующую схему «Изменение типа письма».Запишите в тетрадь. Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

Устав- тщательное неторопливое письмо.

Полуустав- деловое письмо писцов, одна из разновидностей письма в славянских рукописях, 
Скоропись - для ведения деловых и хозяйственных документов






Вопрос. С чем связаны эти изменения?









Отношения с Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Обратимся к тексту учебника. Стр.214
Название произведений выпишите в тетрадь.



Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Продолжаем работу.

В этот период получили развитие такие жанры как:
плетение словес Епифания Премудрого. Жития Сергея Радонежского и Стефана Пермского принадлежат перу Епифания. В своих произведениях он славил подвижников, посвятивших себя просвещению Руси.
Проявив большой литературный талант, Пахомий Серб составил ряд житий святых. Он разработал определённый тип жития, традиция которого сохранялась на Руси и в дальнейшем, участвовал в составлении московской великокняжеской летописи, где осуждалось ордынское владычество.
Ещё одним из интереснейших произведений было «Путешествие за три моря» Афанасия Никитина, которое вы изучали на уроке географии. Побывав в Индии, Персии, изучив местный язык, познакомившись с традициями и обычаями индийцев описал своё путешествие. Это произведение является ценным литературно – историческим памятником.


Вопросы и задания учащимся.

Давайте обратимся к историческим документам в конце параграфа, прочитаем и ответим на вопросы к документам. 1 вариант - «Из жития Михаила Черниговского», 2 вариант- «Из жития Михаила Тверского».

















Читают текст и выполняют задание.

«Материал для письма»

Береста→Пергамент→Бумага (сер.XIV в.)

«Изменение типа письма».

Устав→Полуустав→скоропись (сер.XV в.)

Дети отвечают:

Всё это ускоряло письмо. Тем более что потребность в нем постоянно увеличивалась, и книги, и деловые и хозяйственные документы требовались в повседневной жизни.




































Дети работают с документом.

III.Закрепления нового материала.-7мин.

1 задание. Сгруппируйте те явления русской культуры, которые существовали уже в Киевской Руси, и то новое, что появилось в XIII – XV века:

А) бумага;

Б) пергамент;

В) устав;

Г) скоропись;

Д)береста
Е)устав




Киевская Русь РусьXIIIXV веков

2задание.Выберите слова, относящиеся к русской  литературе.

 Парсуна, житие, хождение, поучение, финифть, шатер, эпос.

3задание. Произведения «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» рассказывают о:
а) Взятии Казани;
б) Куликовской битве;
в) Присоединении Рязани;
г) Битве на Калке.

4 задание. Какие районы меньше всего подверглись разорению монголо – татар?
1) Северо – Западная Русь
2) Северо – Восточная Русь
3)Юго – Восточная
5 задание. Найти соответствие понятие- определение.


1)летопись

А) жизнеописание святых

2)житие

Б)народные песни и сказания о героях древней Руси

3)былины

В) историческое произведение, в котором описание происшедших событий расположены по годам


Выставление оценок(взаимопроверка)

- Давайте подведем итог нашего урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие изменения претерпела письменность в
XIV-XV веках?
- Какие литературные жанры получили развитие в этот период?
- В каких произведениях литературы нашли отражение события монгольского нашествия на Русь?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Познакомиться с особенностями русской литературы, письменности.
Сегодня вы придете домой, что вы расскажете своим родителям из того, что вы узнали?


Самостоятельная работа по карточкам















Работа по группам

























Дети отвечают:










V.Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.


Учитель. Сегодня на уроке мы совершили увлекательное путешествие, в ходе которого познакомились с новыми понятиями.

- С какими понятиями мы познакомились?

Скоропись -полуустав - пергамент

Что вам понравилось, что получилось, что особенно удивило, а над чем ещё надо поработать?

Ученики вместе с учителем подводят итоги урока, вспоминая и систематизируя изученный материал.

IV.Домашнее задание -3мин.


Учитель задает домашнее задание, благодарит детей за урок и прощается

Д/З§31 ответить на вопросы стр.217. Вопрос №5 для Ульяны, Анастасии, Антонины, Данилы, Никиты.Для Виктории, Татьяны, Артемазадание будет следующим: составить кроссворд к § из 5-6 слов.

Ученики записывают д/з, прощаются с учителем





Список использованной литературы:

  1. (http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej_rublev/17-1-0-281)

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса/Е.Г.Пчелов. _М.:»Русское слово», 2007.- 264 с.:ил

  4. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. _М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.:ил





































Повесть о битве на реке Калке».







1.Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки. Запишите их названия в тетрадь

   В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них. 
      А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие и сказал так: «Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра». И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей».  Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. И, собрав всю землю Русскую против татар, пошли на них. 



Вопросы: 1.Какова основная идея данного произведения?
2.Какое решение принял совет князей в ответ половецкому князю?
3.Что было главным для автора этого произведения?


















Повесть о разорении Рязани Батыем».





2. В год 6745. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем ИнгваремИнгваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричалЕвпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали.

Вопросы:


1.Какова основная идея данного произведения?
2.Как характеризует автор главного героя ЕвпатияКоловрата?

3.Что показалось татарам в ходе сражения?

















Куликовская битва






3.Окончив молитву и сев на коня своего, стал он по полкам ездить с князьями и воеводами и каждому полку говорил: «Братья мои милые, сыны русские, все от мала и до Великого! Уже, братья, ночь наступила, и день грозный приблизился — в эту ночь бдите и молитесь, мужайтесь и крепитесь, господь с нами, сильный в битвах. Здесь оставайтесь, братья, на местах своих, без смятения. Каждый из вас пусть теперь изготовится, утром ведь уже невозможно будет приготовиться: ибо гости наши уже приближаются, стоят на реке на Непрядве, у поля Куликова изготовились к бою, и утром нам с ними пить общую чашу, друг другу передаваемую, ее ведь, друзья мои, еще на Руси мы возжелали. Ныне, братья, уповайте на бога живого, мир вам пусть будет с Христом, так как утром не замедлят на нас пойти поганыесыроядцы».

Ибо уже ночь наступила светоносного праздника рождества святой богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: «Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная».

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота (его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем архангельского чина, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного!»

Вопросы:

1.Какова основная идея данного произведения?

1. Как описывает автор Александра Пересвета?

2.С какими словами обращается Дмитрий Донской к полкам?




















Технологическая карта урока по истории № 30

Учитель истории МАОУ «Кульминская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Иляева Валентина Петровна


Дата: 26.01.2018 год


Класс 6 в (всего учащихся 19 присутствует на уроке )

Учебник: История России с древнейших времен до начала XVI века: Линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства "Русское слово ", Пчелов Е.В., Лукин П.В. 2015. - 264 с.

Тема: Русская литература во второй половине XIII - XV веке

План урок

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Изучения нового материала.

4.Закрепление полученных знаний

5.Подведение итогов. Рефлексия

6.Домашнее задание.

Личностно значимая проблема

знакомство с великой русской культурой второй половины XIII - XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть преемственность между жившими прежде поколениями и нашими современниками.

Тип урока

комбинированный

Форма урока

индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения

наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Цель:

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию
национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения,
устного народного творчества, литературы во второй половине XIII – XV веке.

Задачи

1. Образовательная - охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись).

2. Развивающая - способствовать развитиюумения работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.

3. Воспитывающая- способствовать формированию у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры

Цель учащихся на уроке:

1. Личностный результат - формирование уважительного отношения к культуре своего народа;

2. Метапредметный результат

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

3. Предметный результат

Научатся:организовывать свою деятельность на уроке;

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; выска­зывать собственное мнение, сужде­ния

Оборудование

презентация «Русская культура XIII – XVвеке.»,

Основные понятия, термины

устав, полуустав, скоропись.

Основные имена

Феофан Грек, Андрей Рублев.

Основные даты

Конец XIV века - рязанский боярин Софоний создает поэму "Задонщина"

Связи, устанавливаемые на уроке

1. Внутрипредметные связи - "Культура Киевской Руси", "Русская православная церковь во второй половине XIII - середине XV века".

2. Внутрикурсовые связи - "Век Византии", "Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор"

3. Межпредметные связи - искусство, литература.

Образовательные ресурсы

1. Для учителя

  1. (http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej - rublev/17-1-0-281)

  2. История России с древнейших времен до началаXVIвека: Линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства "Русское слово ", Пчелов Е.В., Лукин П.В. 2015. - 264 с.

  3. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. - М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.:

2. Для учащихся

  1. (http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej_rublev/17-1-0-281)

  2. История России с древнейших времен до начала XVI века: линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства "Русское слово ", Пчелов Е.В., Лукин П.В. 2015. - 264 с.

  3. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. - М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.

  4. Школьная энциклопедия. История России IX-XVII вв. М., “Олма-Пресс Образование”,2003.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои
потребности и способности; проявлять
личностные свойства в основных видах
деятельности.
Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; анализировать схемы
и таблицы; высказывать собственное
мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают причины
успешности/ неуспешности учебной
деятельности