Русская народная игра как средство профилактики дезадаптации у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Подготовила: Герцик И.А.
Процесс адаптации к обществу является сложным и требует определенных усилий со стороны каждого человека. Особенно это касается подростков с интеллектуальными нарушениями, которые часто сталкиваются с трудностями во взаимодействии с окружающим миром.
В настоящее время адаптация подростков с нарушением интеллекта является одной из важных проблем образовательной системы. Успешная адаптация влияет на психологическое состояние учеников, их интерес к математике и учебной активности в целом. Народные игры – неоценимое воспитательное сокровище, которое оставили нам наши прадеды. Они являются прекрасным средством всестороннего воспитания подростков с нарушением интеллекта: способствуют расширению представлений детей об окружающем мире, развитии сообразительности, логического мышления, психических процессов, закаливанию воли, выдержке и, наконец, привлечению подростков к изучению истории своего народа. Играя в народные игры, дети знакомятся с традициями своего народа, обычаями и обрядами, верованиями, культурой, являющейся залогом воспитания национального самосознания.
Народная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, знаний, эстафета традиций поколений, мощное средство воспитательного воздействия. В ней ярко выражаются образ жизни людей, их быт, труд, желание овладеть мудростью, красотой, быть сильным, ловким, волевым, уметь достигать цели. Не случайно выдающиеся педагоги призывали собирать и описывать русские народные игры, чтобы донести до будущих поколений колорит русских обычаев, оригинальность национального самовыражения, своеобразие языка.
Возрождению и эффективному внедрению в образовательно-воспитательный процесс русских народных игр посвящены многие современные научные исследования, таких авторов как М.В. Богуславский, Н.М. Брунчукова, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и др.
Играя в народные игры, подростки с нарушением интеллекта не только овладевают родным языком, но учатся принимать решения, брать на себя ответственность, общению в коллективе, у подростков формируется адекватная самооценка, снижается агрессия.
Одним из средств профилактики дезадаптации подростков с нарушением интеллекта является народная игра. (хороводы,забавы)
Задача педагогов и психологов не только соблюдать самому и создавать условия для профилактики дезадаптации подростков, но и предупредить проявление негативизма в отношениях всех участников образовательного процесс: резких эмоциональных проявлений, амбициозности, настороженности, раздражения, раздражительности, грубости в высказываниях, запугивания. Все эти проявления недопустимы в отношениях с детьми.
С помощью народных игр подростки с нарушением интеллекта овладевают элементами грамотности, знакомятся с традициями русского народа и культуры. В то же время, народные игры имеют широкий спектр воспитательного действия: проявления гуманных чувств, внимательности, чуткости, бескорыстной заботы о других, равноправного и покладистого отношения к окружающим, способность действовать сознательно, а не импульсивно, оценивать и учитывать позицию других и тому подобное.
При проведении русских народных игр с подростками с интеллектуальными нарушениями следует учитывать их индивидуальные особенности и создавать подходящие условия для участия каждого ребенка. Например, можно использовать адаптированные правила или включать в игру специальные подсказки для тех, кто испытывает трудности.
Также важно проводить игры на регулярной основе, чтобы дети могли закрепить полученные навыки и постепенно прогрессировать. Игровой процесс должен быть структурированным, понятным и представлять собой вызов для каждого участника.
Таким образом, русская народная игра является эффективным средством профилактики дезадаптации у подростков с интеллектуальными нарушениями. Она способствует развитию коммуникативных навыков, самоконтроля, принятия решений и укрепляет чувство принадлежности к народу. Проведение таких игр с учетом специфики каждого ребенка поможет им успешно влиться в общество и более легче перенести трудности в адаптации.